Дом-корабль
Расположенный в Цюрихе павильон Ле Корбюзье — его последняя работа и единственное построенное им здание в немецкой части Швейцарии. Впрочем, примечателен он не только этим.
Последнее творение Ле Корбюзье стоит недалеко от Цюрихского озера — рядом оживленная набережная и череда буржуазных особняков, спрятанных за заборами и живыми изгородями. Маленький яркий домик смотрится здесь как чужой среди своих. Архитектор спроектировал это здание для дизайнера и меценатки Хайди Вебер в начале 1960‑х годов. В первом варианте предполагалось строить из бетона, но итоговый проект не имеет ничего общего с брутализмом, которым архитектор увлекся в конце жизни.
“Это будет самый смелый из моих проектов”, — писал он тогдашнему директору музея Гуггенхайма Джеймсу Джонсону Суини. И не обманул: за десять лет до Центра Помпиду швейцарский архитектор тоже вывернул дом наизнанку — павильон собран из двадцати тысяч деталей, которые крепятся на винтах, а его каркас и коммуникации выставлены на обозрение; трубы отопления выкрашены в красный цвет, электроразводка — в голубой, водопровод — в синий.
Вебер заказывала Ле Корбюзье здание под выставочный зал, но оно мало чем отличается от жилого дома. В нем, например, есть кухня. Еще несколько лет назад экскурсанты могли наблюдать, как уже пожилая Вебер в белоснежных штанах и с ключом от спорткара на пальце наводит лоск на металлические поверхности. И хотя фасад здания напоминает абстрактное полотно, внутри все вполне уютно. Встроенная мебель и межкомнатные перегородки облицованы дубовым шпоном, а через огромные окна в дом стучится природа. Цветовая палитра — приглушенная, а округлая форма дверей вызывает в памяти корабельные интерьеры: в 1920‑е годы тогда еще молодой Ле Корбюзье во время путешествия в Южную Америку влюбился в певицу Жозефину Бейкер, а заодно и в морскую эстетику, причем второе чувство явно оказалось прочнее.