В 14 лет Сева работал в Meduza, а в 15 присоединился к команде «ВКонтакте»

РБКHi-Tech

Как самый юный разработчик «ВКонтакте» и Иван Ургант подсадили россиян на онлайн-викторины

В 14 лет Сева работал с редакцией Meduza, а в 15 присоединился к команде «ВКонтакте». Через полгода после начала работы он вместе с несколькими разработчиками решил запустить «Клевер»

Настя Березина

14 марта социальная сеть «ВКонтакте» и команда телеведущего Ивана Урганта запустили интерактивную викторину «Клевер», аналог американского приложения HQ Trivia. За несколько месяцев игра превратилась в один из самых востребованных мобильных сервисов с аудиторией в несколько миллионов пользователей. Журнал РБК выяснил, как сложился необычный альянс создателей «Клевера» и за счет чего викторине удалось быстро набрать популярность.

Лаборатория для гения

HQ Trivia в августе 2017 года запустили сооснователи приложения Vine Руслан (Рус) Юсупов и Колин Кролл. Им пришла в голову идея скрестить в одном сервисе два «горячих» тренда — прямые трансляции, раскрученные Periscope и его аналогами, и онлайн-викторины по классической модели «Кто хочет стать миллионером?» и других телешоу. Игра в приложении запускается дважды в день и длится 15–20 минут. За это время пользователи должны ответить на 12 вопросов ведущего, лимит — десять секунд. Победители, прошедшие все раунды, делят призовой фонд — в США он доходит до сотен тысяч долларов за игру. Американская викторина быстро стала мобильным хитом — набрала более 5 млн скачиваний, привлекла $15 млн инвестиций от пула во главе с Founders Fund при оценке выше $100 млн и породила множество локальных копий: в Китае запустилась Millions Winner, в Индии — Loco, во Франции — Bethewone. В России всех опередила «ВКонтакте»: с инициативой создать местную HQ Trivia выступила маленькая команда разработчиков во главе с 16-летним Севой Жидковым, самым юным программистом соцсети, который устроился на работу после 9-го класса школы и специализировался в сфере машинного обучения.

«Я сам играл в HQ Trivia, но из-за того, что плохо знаком с американской культурой, не мог ответить на все вопросы. Кроме того, часто смотрел ролики об игроках — например, как большие команды в офисах пытаются выиграть. Я видел бурные эмоции, и меня это зацепило», — вспоминает Сева. Вместе с пятью коллегами он «буквально за выходные» написал прототип «Клевера»: «Мы поняли, что медлить нельзя, иначе нас кто-нибудь опередит».

После этого в рабочий процесс включились маркетологи «ВКонтакте», которые обратились за консультацией к «Творческой лаборатории» Ивана Урганта. За этой вывеской скрывается команда шоу «Вечерний Ургант», она-то и взяла на себя «креативное наполнение и визуальное оформление» проекта. «Это сотрудничество на взаимовыгодной основе. Мы, люди алчные, жаждущие новых творческих решений и новых купюр, не могли отказаться», — сообщил журналу РБК Иван Ургант (ответы телеведущий передал через представителя).

«ВКонтакте» взяла на себя технические вопросы, менеджмент и продвижение. В итоге вся разработка — от идеи до запуска — заняла два месяца. На время тестовых запусков Сева перебрался в Москву и вплотную работал с командой Урганта. «До знакомства Ваня ничего обо мне не знал, но ему меня представили как мальчика-гения, который сделал «Клевер». В шутку, конечно. Он невероятный профессионал», — делится программист впечатлениями от знакомства.

Вместе с коллегами из «ВКонтакте» он накануне запуска преодолел множество проблем — от наплыва пользователей до синхронизации слов ведущего с вариантами ответа на экране. Сотрудники «Вечернего Урганта» тем временем бились над дизайном и кастингом. «Совершенно неожиданно одним из ведущих оказался наш дорогой и любимый редактор («Вечернего Урганта») Артем Мовчан. В отсутствие человека, который должен был прийти на кастинг, он встал в кадр, и все вдруг поняли, что это то, что нужно», — отмечает Ургант.

Финальные параметры «Клевера» сходны с HQ Trivia: игры начинаются в 13:00 и 20:00 по Москве, призовой фонд составляет от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Вывести призовые можно через электронный кошелек «ВКонтакте». Соцсеть не раскрывает расходы на проект. По состоянию на середину мая в игре было разыграно более 5 млн руб. Появились и первые спонсорские интеграции, например с «Мегафоном» (HQ Trivia проводила совместные игры с Nike, Warner Bros.). Ведутся переговоры и с другими брендами, добавляет представитель «ВКонтакте».

Телеведущий Иван Ургант давно планировал проект с «ВКонтакте». В начале года компания предложила ему стать лицом онлайн-викторины «Клевер»

Жизнь за новичка

Первое время игра требовала постоянного контроля со стороны разработчиков. «Я должен был убедиться, что приложение стабильно работает», — объясняет Сева. Когда стабильности удалось добиться, силы программистов переключились на внедрение новых функций. Так, Жидков обещает появление системы мотивации для проигравших пользователей и другие новшества.

Для Урганта «Клевер» тоже стал важным проектом. «Если я не в эфире «Вечернего Урганта», я сижу в диспетчерской «Клевера», жму на все кнопки и дергаю все рычаги», — признается телеведущий. Сам он «ни разу ни в HQ Trivia, ни в «Клевере» не выиграл». «Меня это страшно раздражает. Если в HQ Trivia я хотя бы понимаю, что ну ладно и бог с ним — люди живут на другом конце света и непонятно, что там у них в голове, то в «Клевере» я все время срезаюсь, хотя имею к нему непосредственное отношение. Максимум доходил до девятого вопроса, хотя, даже если выиграю, денег, увы, не получу», — заверяет Иван.

По данным «ВКонтакте», популярность «Клевера» уже сравнима с HQ Trivia: приложение установили 6 млн пользователей, рекордное число участников одной игры составило 890 тыс. человек (данные на середину мая). Стремительный рост случился благодаря виральному эффекту, когда игроки приглашают новых пользователей через «ВКонтакте», говорит Сева. В обмен на каждого новичка участники получают «жизнь», которая позволяет продолжить игру после неправильного ответа. Таким путем в игру пришли 83% пользователей.

Одна из главных сложностей — ограниченное количество времени для исправления ошибок. «Если мы обнаружили баг в дневной игре, необходимо исправить его до 20:00. Игра не может не состояться», — говорит Жидков.

Защита от бота

«Когда мы запускали «Клевер», боялись, что пользователи усомнятся в честности — не поверят, что мы реально выплачиваем деньги. Справиться помогли сами игроки, которые писали в группе игры о выигрышах. Плюс участие Урганта существенно повысило доверие к приложению», — рассказывает программист. Важная задача для его команды — борьба с недобросовестными игроками. «ВКонтакте» использует «сложный алгоритм, который проверяет, с какого устройства система получила ответ». «Если ответ пришел от бота, система больше не принимает его ответы», — говорит Сева. Он заверяет, что пока защиту «Клевера» обмануть не удалось. Помимо серверных проверок работает и группа редакторов: они стараются составлять вопросы таким образом, чтобы за десять секунд даже с помощью бота поисковая система не успевала выдать ответ.

«Интеллектуальные игры дарят обманчивое ощущение, что, поиграв, ты стал чуть-чуть, но умнее. Ну глупее точно не стал. А можешь еще и стать богаче. А поскольку наша страна большая, наполненная интеллектуалами, которые хотят заработать собственным умом, думаю, «Клевер» — это прочно и надолго», — заключает Иван Ургант.

6 млн человек установили приложение «Клевер»

5 млн руб. «ВКонтакте» перечислила на счета победителей игры

По словам разработчиков, в честность «Клевера» помогли поверить сами игроки, рассказывая о своих результатах
«Вдохновителем» «Клевера» стала американская викторина HQ Trivia. Ее авторы «скрестили» Periscope и «Кто хочет стать миллионером»

Источник: Данные «ВКонтакте»
Фото: Александр Вильф / Миа Россия Сегодня. Dr

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет» «Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет»

Александр Сафиулин о переходе российских компаний на новые цифровые решения

РБК
Люди будущего Люди будущего

Двадцать историй молодых людей, которые работают на передовых направлениях

РБК
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Римское право Римское право

Лучшее, что Италия дала миру в сфере дизайна, кулинарии, музыки и кино

AD
Дикие ягоды Дикие ягоды

Татьяна Бакальчук создала Wildberries — крупнейший интернет-магазин в России

Forbes
Франсис Ольдер и макаронная фабрика Франсис Ольдер и макаронная фабрика

Как булочник из французского Лилля завоевал мировой рынок пирожных «макарон»

Forbes
Миллиарды из трущоб Миллиарды из трущоб

Как самый богатый человек Индии зарабатывает на дешевой мобильной связи

Forbes
Локальный диск Локальный диск

Знаменитый певец Рики Мартин поселился с семьей в доме 1950‑х годов

AD
Как с помощью мануалов помогать людям, воевать с корпорациями и менять законы Как с помощью мануалов помогать людям, воевать с корпорациями и менять законы

iFixit. Мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки

РБК
Стальное упорство Стальное упорство

Владимир Лисин упрямо и решительно берется за любое дело

Forbes
«История любой успешной компании — это всегда история в том числе и ее ошибок» «История любой успешной компании — это всегда история в том числе и ее ошибок»

Генеральный директор «Газпромнефти» Александр Дюков поговорил с Forbes

Forbes
Мудрая пудра Мудрая пудра

Дом, в котором много натуральных материалов, мягких тканей и пастельных оттенков

AD
Ароматы империи Ароматы империи

Как в России развивалось производство косметики и парфюмерии

Forbes
Долгая история Долгая история

Хозяева купили этот дом в пригороде Мельбурна в далеком 1983 году

AD
«Входной билет в космос» «Входной билет в космос»

Авиационный перевозчик S7 Group надеется стать еще и космическим

РБК
Рояль в кустах Рояль в кустах

Трехкомнатная квартира площадью 48 м²

AD
Берендеево царство Берендеево царство

Декоратор Марина Гаськова оформила деревянный коттедж на границе дремучего леса

AD
В космос из гаража В космос из гаража

Космические стартапы делают ставку на легкие ракеты и производство в регионах

РБК
Сказка странствий Сказка странствий

Дизайнер Алексей Бочков придумал эклектичный дом

AD
Казанский Илон Маск Казанский Илон Маск

Надир Багавеев переехал в США, чтобы заработать миллионы и покорить звезды

РБК
Переехали! Переехали!

Как российские специалисты работают в NASA

РБК
Звездопад по заказу Звездопад по заказу

Японский стартап ALE хочет ввести моду на запуск искусственных метеоров

РБК
Родительский дом Родительский дом

Хозяйка этого дома на Французской Ривьере хорошо его знает

AD
Я готов целовать песок Я готов целовать песок

Наталья Погодина вместе с семьей поселилась на песчаном пляже в Анапе

AD
Как бывший чиновник придумал «умное» кольцо и заполучил в клиенты метро и банки Как бывший чиновник придумал «умное» кольцо и заполучил в клиенты метро и банки

PayRing. Производство колец для бесконтактных платежей

РБК
Романтики наших дней Романтики наших дней

Елена Касаткина оформила дом в Подмосковье в духе “романтического классицизма”

AD
Корпорация «Юдашкин» Корпорация «Юдашкин»

Как устроен бизнес главного российского кутюрье

РБК
Прототипы Прототипы

«Умная» камера от московского стартапа учит трюкам сноубордистов из США

РБК
Модный марафон Модный марафон

Как и зачем бренд 12storeez выпускает по 12 коллекций одежды в год

РБК
Никого не будет в доме Никого не будет в доме

В этом заброшенном шведском доме поселилась коллекция японской марки Ariake

Seasons of life
Открыть в приложении