Сложное кино
Маленькая студия Lateral Summer делает фильмы в передовых форматах
Основатели киностудии Lateral Summer Наталья Покровская и Антон Уткин начали свой путь в большое кино как энтузиасты-кинолюбители — снимали короткометражки на свои деньги в свободное от основной работы время. Сейчас они работают в своей студии постоянно и ищут нишу в новых форматах: в этом году вышел интерактивный веб-сериал, на очереди — VR-фильм
«Новое приложение Стивена Содерберга навсегда изменит телевидение» — с таким громким анонсом журнал Wired в августе 2017 года представлял интерактивный веб-сериал Mosaic. За пару месяцев до этого в Москве завершились съемки российского аналога прорывного проекта под названием «Все сложно», премьера была назначена на февраль 2018-го. Первый в стране интерактивный веб-сериал — совместная продукция благотворительного фонда «Нужна помощь» и студии Lateral Summer Антона Уткина и Натальи Покровской.
Главная героиня «Все сложно» Катя — девушка с положительным ВИЧ-статусом. Развитие сюжета определяет зритель: на нескольких развилках пользователь выбирает, как «двинуть» историю, чтобы сделать Катю счастливее и привести ее к обнадеживающему финалу.
«Лето», «Черти», «Кинотавр»
Основатели Lateral Summer пришли в кино не сразу: Уткин был дизайнером в «Афише» и собственной студии, Покровская работала копирайтером. Познакомились в «Живом журнале» в 2005 году, через шесть лет стали коллегами в стартапе MentorBot. «Антон хотел делать кино, я тоже была не прочь. Мы начали снимать ученические вещи, разбираться с оборудованием, читать книжки», — вспоминает Наталья.
Молодые режиссеры все делали как «типичные любители»: трудились наосновной работе, а в свободное время придумывали первый проект — фантастическую короткометражку о петле времени. Фильм сняли на свои деньги на фотоаппарат Уткина, он же был оператором. Два актера сыграли бесплатно. Лента участвовала в любительском конкурсе, правда, осталась без призов. После нескольких «ученических» проектов Покровская и Уткин основали Lateral Summer и сняли «серьезную» историю — короткометражку «Лето», вновь в жанре фантастики.
Сценарий писали для международного конкурса под эгидой алкогольного бренда, но выиграть не получилось. Тогда партнеры переписали его уже на русском языке и сняли картину в Москве. На главную роль согласилась актриса Алена Бабенко, собралась полноценная съемочная группа. 300 тыс. руб. собрали через краудфандинг, столько же Покровская и Уткин вложили сами.
С «Летом» они в 2015 году с ходу прошли в конкурсную программу короткого метра фестиваля «Кинотавр», что для молодых режиссеров «с улицы» — прорыв. «Кинотавр» дал нам знакомства, легитимизацию того, что мы в кино, в индустрии», — объясняет Уткин. Через два года партнеры снова попали на фестиваль с проектом «Черти», который анонсировался как «тизер к фантастическому сериалу». Закрепление статуса участника «Кинотавра» заставило Покровскую и Уткина заняться кино всерьез — к тому моменту они уже посвящали Lateral Summer все свое время.
Сериал не для ТВ
Студент придумывает приложение, гипнотизирующее людей; медсестра использует тело мужа как передатчик данных; изобретатель создает машину времени — сюжеты фильмов Lateral Summer строятся вокруг технологий. Любовь к технологиям проявилась и во «Все сложно», первом масштабном проекте студии.
Сериал Покровскую и Уткина в апреле 2017 года позвали снимать сотрудники сайта «Такие дела» — социального медиапроекта фонда «Нужна помощь». Через историю героини с ВИЧ редакция хотела дестигматизировать заболевание, говорит представитель фонда Катерина Абрамова. «Нужно было поговорить на острую тему с молодой аудиторией на ее языке», — добавляет Уткин. Интерактивный формат идеально подходил под поставленные задачи. «Способ достучаться до аудитории, которая не смотрит телевизор, аудиовизуальным контентом — это интернет», — подчеркивает Покровская.
Первый драфт сценария, без интерактивной части, для «Таких дел» написал бывший главный редактор сайта Валерий Панюшкин. Уткин и Покровская, оба геймеры-любители, предложили «разветвить» сюжет по образу видеоигр. Так зрители получили возможность выбирать, какие решения принимают герои, и менять ход истории.
«Такие дела» взяли на себя организацию съемок, продюсирование и сбор денег. Студия Lateral Summer сняла 35 роликов: 12 серий и разные концовки к ним. Актеры снимались бесплатно, монтажом занималась Покровская, они же вместе с Уткиным делали цветокоррекцию.
Бюджет «Все сложно» составил 2,7 млн руб. Большая часть средств — из бюджета фонда, гранты предоставили «ВКонтакте» — на продвижение в соцсети — и компания Janssen. Сериал вышел в мобильном приложении «ВКонтакте» и на «Таких делах». Были у фильма и партнеры, помогавшие не деньгами: так, компания «Обед-Буфет» привозила еду на съемочную площадку, а владельцы помещений и оборудования делали скидки на аренду. Без этих льгот стоимость проекта была бы втрое больше, говорит Уткин.
Сериал посмотрели около 350 тыс. раз, среднее время просмотра в премьерные дни составило 19 минут. Создатели довольны: для интернет-проекта «это очень много», говорит Покровская.
«Бутик для нетривиальных задач»
В августе Уткин и Покровская собираются представить на Венецианском кинорынке (деловая часть фестиваля) свой будущий проект, тоже вдохновленный играми, — фантастический триллер для виртуальной реальности (VR). Сценарий написал Уткин, главную роль планирует сыграть Риналь Мухаметов, снимавшийся и во «Все сложно».
Драматургия в VR сильно отличается от традиционного кино, говорит Антон: сюжет разворачивается от первого лица, возникает «ощущение полной свободы действий». Технически проект должен стать симулятором человека в открытом космосе, а смотреть фильм нужно будет в VR-шлеме.
Цикл производства такого кино ближе к играм, поэтому может длиться от трех лет и дольше. Стоимость подобного проекта — до $1 млн, уточняет Уткин. В Венеции у партнеров назначено несколько сессий с потенциальными инвесторами. Если деньги найдутся, фильм будет сниматься для международной аудитории: по прогнозу аналитиков IDC, к концу 2022 года в мире будет продано уже более 39 млн VR-шлемов.
«Надо думать, где индустрия и где деньги», — говорит Уткин о выборе ниши. «Встроиться» в телевидение «очень сложно», а кино практически полностью субсидируется Министерством культуры, перечисляет Антон. Фильмов без поддержки государства — единицы, «это слишком дорого», добавляет Покровская.
Финансовые показатели Lateral Summer основатели студии не раскрывают. Пока кино не приносит дохода, они зарабатывают на смежных проектах: к примеру, Уткин весной снял ролик для Chanel и Buro 24/7, а Покровская делает подкасты для приложения Nike. Осенью они вместе будут преподавать в магистратуре Тюменского университета. «Мы бутик, который решает разовые нетривиальные задачи. Точек роста для студий не так много», — заключает Уткин.
Фото: Lateral Summer; Юрий Чичков для РБК