Еврейские анекдоты
«Рабинович, вы счастливы?» — «А что делать?» Корреспондент «Вокруг света» отправился в Иерусалим на поиски счастья и — вы будете смеяться — таки нашел его!

От составителя сборника
Иерусалим неумело притворяется современным, нарочито громко разговаривая по мобильному телефону, щекоча древние улицы сегвеями или предлагая туристам виртуальные экскурсии. Однако накидка, сшитая из лоскутов современной цивилизации и передовых технологий, с трудом прикрывает опыт прошедших тысячелетий. В нем-то и скрыто простое ветхозаветное счастье. Только счастье это не для всех…
Про евреев и вино
— А что значит кошерное вино? — диалог происходит на небольшой семейной винодельне Castel Winery, расположенной недалеко от Иерусалима.
— Это значит, что его производство — от отжима сока до наклеивания этикетки на бутылку — осуществляли евреи, соблюдающие шабат.
— И сбор винограда?
— Нет. Это как раз неважно. Главное, чтобы урожай был собран с лоз не моложе четырех лет.
Работница винодельни наконец предлагает приступить к дегустации, открывая первую бутылку.
— А как быть правоверному иудею, если вино открыто человеком, не соблюдающим шабат?
— В случаях, когда неизвестно, кто открывает и разливает вино, например в ресторане во время празднования какого-либо события, ортодоксы заказывают пастеризованное кошерное вино. Его можно определить по соответствующей отметке на этикетке: mevushal («вареное» в переводе с иврита). Считается, что оно пригодно к употреблению, даже если к нему прикасался человек, не соблюдающий шабат.
Пригодно к употреблению… О это трудное счастье ортодокса!
Про евреев и «манну небесную»
Зрелая середина февраля. Небо Иерусалима затянуто низкими тучами. «Сегодня в городе ожидается дождь», — перед выходом из гостиницы сообщает мне Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «Намоленный», — глядя через стеклянную дверь на мокрую улицу, загадочно произносит по-русски охранник. «Вы про дождь?» — натягиваю капюшон и отказываюсь от предлагаемого гостиничного зонтика. «А то как же», — летит мне вдогонку емкая фраза, наполненная нескрываемой гордостью.