В России было несколько попыток модернизации, и итог их в целом неутешительный

ForbesBiznes

В круге третьем

В России было несколько попыток модернизации, они прошли через сходные этапы, и итог их в целом неутешительный. Что ждет страну сегодня?

Владислав Иноземцев

Доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества. forbes.ru/inozemtsev-vladislav

Слово «модернизация», пик использования которого пришелся на период президентства Дмитрия Медведева, давно исчезло из российского лексикона, однако сама логика восприятия развития как не столько естественного, сколько конструируемого процесса по-прежнему присутствует в сознании российской элиты. В часто цитируемом послании Федеральному собранию от 1 марта президент Путин заявил: «Мы готовы к настоящему прорыву», — и этот тезис отражает если не кремлевские замыслы, то кремлевский стиль мышления. Модернизаций в российской истории было много, я бы даже сказал, больше, чем в истории любой другой страны. Они всегда начинались тогда, когда правители понимали, что «изменения в мире носят цивилизационный характер» (слова из того же послания), а Россия за ними не поспевает. Об истории отечественных модернизаций — от петровской до современной — написаны горы книг, их главным выводом является тот, что Россия не довела ни одну из своих модернизаций до той стадии, когда измененная страна встает на путь естественного, органичного развития, не нуждаясь в постоянном взбадривании сверху. Исходя из этого многие исследователи (я в их числе) делали вывод, что успешная модернизация в России вряд ли возможна. Сегодня, однако, мне хочется обратить внимание на иной аспект проблемы — на динамику циклов российских модернизаций.

Первый, самый долгий, цикл продолжался со времени «пробуждения» в конце XVII века до краха Российской империи. В нем легко прослеживаются три основных этапа.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Осадное положение Осадное положение

Транспортная блокада разрушает российский бизнес. Как он ей противостоит?

Forbes
Пришел невод с одною тиной… Пришел невод с одною тиной…

Ученые из Института биологии внутренних вод РАН описали новый вид водорослей

Наука
Скрытые активы игровой индустрии Скрытые активы игровой индустрии

Какие элементы компьютерных игр могут быть защищены авторским правом

Наука и техника
Первый эсминец КНДР Первый эсминец КНДР

Вступление в строй первого многоцелевого эсминца ВМС КНДР «Чхве Хён»

Наука и техника
Они могут вернуться… Они могут вернуться…

Сегодня мы вспомним о видах, исчезнувших в дикой природе

Наука и техника
Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах

Могут ли где-то во Вселенной существовать планеты с атмосферой из азота и фтора?

Наука и техника
«Свободная страна» в колониальной Африке «Свободная страна» в колониальной Африке

Государство Либерия появилось на карте благодаря социальному эксперименту

Наука и техника
Привет из прошлого Привет из прошлого

Спускаемый аппарат межпланетной станции Космос-482 вошел в атмосферу Земли

Наука и техника
Возвращение из бездны Возвращение из бездны

Уникальная операция по возвращению АПЛ «Курск» из пучины

Наука и техника
Что повысит ответственность российского бизнеса Что повысит ответственность российского бизнеса

Как новые подходы к стандартизации в сфере развития улучшат инициативы компаний

РБК
Сеть судного дня Сеть судного дня

Инновационная система, способная обеспечить стабильную работу транспорта

ТехИнсайдер
Ставка давит на инвестиции Ставка давит на инвестиции

Какие макроэкономические факторы сдерживают рост агросектора

Агроинвестор
90000 текстов: мифы планеты 90000 текстов: мифы планеты

Какие истории люди рассказывали за тысячи лет до изобретения письменности?

Вокруг света
Большие гонки Большие гонки

Что позволило России вырваться в мировые лидеры по беспилотным грузовикам

РБК
Код будущего Код будущего

Умные очки для плавания, роботы-сварщики и другие технологии будущего

ТехИнсайдер
Нейромедиаторы локомотива – ток цепей управления Нейромедиаторы локомотива – ток цепей управления

Всем системам управления электровозов нужно питание низкого напряжения

Наука и техника
Суборбитальная авиация: новый формат полетов Суборбитальная авиация: новый формат полетов

Гиперзвуковые полеты могут соединяться с суборбитальным космосом в единое целое

Наука
Жизнь начинается с растений Жизнь начинается с растений

Как экстремальные условия трансформируют существующие экологические формы

Наука и жизнь
Путь героя Путь героя

По земле богов и героев, по следам Тесея

Вокруг света
Эволюция бургера Эволюция бургера

Почему бывший американский фастфуд в России растет как на дрожжах

РБК
Фонтанные истории Рима Фонтанные истории Рима

Держу пари, никто, даже коренной римлянин, не ответит, сколько в Риме фонтанов

Наука
Император железных дорог Император железных дорог

Двенадцать лет назад за этой железнодорожной историей следил весь мир

ТехИнсайдер
Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего

Как осуществлялось импортозамещение в сфере кадастра и геодезии

Наука и техника
Селекционная инженерия Ивана Мичурина Селекционная инженерия Ивана Мичурина

В этом октябре исполнилось 170 лет со дня рождения Ивана Владимировича Мичурина

Наука
Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии

Археология постепенно заставляет тувинскую «долину царей» открывать свои тайны

Знание – сила
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Как «каменные страницы» отражает биографию планеты Земля

Наука и жизнь
Оружие скрытого ношения Оружие скрытого ношения

В начале XX века появилось большое количество малогабаритных пистолетов

Наука и техника
Как искусственный интеллект переписывает правила медиарынка Как искусственный интеллект переписывает правила медиарынка

О том, где проходит граница между помощником человека и его заменой

ТехИнсайдер
Дмитрий Калаев: «Стартап-проект не очарует инвестора лишь наличием ИИ» Дмитрий Калаев: «Стартап-проект не очарует инвестора лишь наличием ИИ»

Что происходит с венчурными инвестициями в России

РБК
Спинной мозг самолета – автопилот Спинной мозг самолета – автопилот

Пока человек толком не понимал, что такое полет, автопилот был не нужен

Наука и техника
Открыть в приложении