Контекст / Книги
Власть света
Истинная история самого знаменитого в мире бриллианта.
Его владельцев ослепляли, травили, пытали, сжигали в масле, угрожали утопить, увенчивали расплавленным свинцом, приканчивали собственные родственники и телохранители. 170 лет назад англичане коварством и силой присоединили к своим владениям Пенджаб, и среди условий договора передача «Горы света» — так переводится название с персидского — стояла пунктом номер три.
Как ни удивительно, Кохинур, один из самых известных бриллиантов мира, собственно размерами не потрясает (всего 105 карат, 21 г) и уже не входит даже в первую сотню. Впрочем, в легендарные времена пребывания в сокровищницах правителей Индии и Персии он был вдвое крупнее. Увы, муж британской королевы Виктории, разочарованный впечатлением, которое произвела вновь приобретенная драгоценность на посетителей лондонской Всемирной выставки 1851 года, повелел добавить камню блеска, и голландские ювелиры расстарались.
До сих пор в «Википедии» и многих справочниках бытует версия истории бриллианта, восходящая к сопровождающей справке, которую составил перед отсылкой королеве не слишком щепетильный британский клерк — он почерпнул ее на базарах Пенджаба. Уильям Далримпл, авторитетный шотландский историк и автор бестселлеров, вместе с коллегой попытался приподнять завесу тайн над незаурядной судьбой и происхождением Кохинура.
Вымытый из глубин земли рекой в Южной Индии алмаз показывается и пропадает в толще времен, то всплывая в списках награбленной персидским шахом добычи, то фигурируя на портрете-миниатюре владыки Афганистана, то будучи упомянутым как украшение трона императоров из династии Великих Моголов. Кровавый след действительно обнаруживается при смене его владельцев, однако и в те времена он не считался жемчужиной коллекции: владыки Индии выше ценили красную шпинель и рубины, а у самого Кохинура было два сопоставимых соперника: бриллианта Дерианур («Море света») и «Великий Могол». Первый сейчас экспонируется в Тегеране, а второй, скорее всего, стал бриллиантом «Орлов» и, вставленный в скипетр нашей Екатерины II, хранится в Алмазном фонде Кремля. Кохинур же сегодня украшает одну из корон британской королевы и выставлен в Тауэре. Страсти вокруг него продолжают бушевать: Индия, Пакистан, сикхи и Талибан требуют возвращения сокровища. А Елизавета II пока ни разу эту корону не надела. Суеверия?