Как фонды собирают деньги?
Директор по фандрайзингу “Большой перемены” о принципах и задачах и механизмах сбора средств в НКО.
Зачем фонду нужен фандрайзер?
У каждой НКО есть много задач, программ и потребностей, которые нужно постоянно закрывать: уставная деятельность, аренда помещения, деньги на оплату работы сотрудников, мебель, техника и т.д. Все это - ресурсы, без которых не может работать ни одна организация. Найти их и сделать это максимально эффективно - задача фандрайзера. У многих фондов есть нужды, которые можно закрыть привлечением волонтеров или партнерством с компаниями, предоставляющими ту или иную продукцию, тогда задачей фандрайзера становится поиск таких компаний или людей. В остальных случаях он ищет деньги.
Главная движущая сила “Большой Перемены" - интеллектуальный ресурс. Мы оказываем педагогическую поддержку людям с опытом сиротства: помогаем выпускникам детских домов, интернатов и детям из приемных семей стать самостоятельными, поступить в колледжи и вузы, найти себя в профессии. Также мы оказываем экспертную поддержку специалистам, которые работают с людьми в сложной жизненной ситуации. Это ежедневная работа педагогов, кураторов и методистов фонда, которые должны получать зарплату за свой труд. Чтобы закрыть все статьи бюджета и быть уверенными, что подопечные “Большой Перемены” получат помощь, ежегодно требуется 65 миллионов рублей, которые невозможно перевести в какой-либо другой эквивалент.
Механизмы фандрайзинга и как они работают
Я часто слышу, что фандрайзеры ассоциируются у общества с людьми, которые вечно ходят с протянутой рукой. Но это не так. По сути, фандрайзер - это такой же донор, который по каким-то причинам увидел глобальную проблему и решил вложиться в ее решение своим ресурсом - временем, и приглашает доноров присоединиться своими деньгами. Мы просто знакомим человека с проблемой и способами ее решить. Ведь многие люди даже не подозревают о том, как много глобальных задач требуют поддержки. И это не просьба об одолжении или расчет на жалость, а партнерство: мы вместе решаем проблему, где каждый использует свой механизм, свои ресурсы.
Как и большинство фондов, мы собираем средства через 3 основных направления: гранты, массовый и корпоративный фандрайзинг. Гранты - это получение средств от организаций на определенные проекты. Частный и корпоративный фандрайзинг - работа с донорами, которая строится на принципе взаимной пользы.
Массовый фандрайзинг - это работа с частными жертвователями, людьми, которые поддерживают фонд своими личными деньгами. Это очень чуткая и эмоциональная аудитория. Частные пожертвования часто похожи на «импульсивную покупку»: человек что-то увидел - сработал триггер - человек решил поддержать фонд. Задача фандрайзера не манипулировать триггерами, не работать с негативными “крючками”, не выкачивать эмоции из человека, показывая «страшилки», а экологично раскрыть проблематику сбора - для потенциального благотворителя и для наших подопечных. Важно произвести обмен: человек принимает решение о поддержке, а вы даете ему чувство удовлетворения и радости от того, что он сделал.
В корпоративном фандрайзинге все устроено немного иначе. Принимая решение о поддержке НКО, любая компания действует исходя из своих корпоративных правил и ценностей и задач, на которых построена ее КСО-политика. Отступать от нее не будут даже самые чуткие люди, поэтому в работе с корпоративными донорами важно изучать векторы развития КСО партнеров и искать точки соприкосновения с программами фонда, иначе любые переговоры превращаются в пустую трату времени с двух сторон, какой бы классной ни была идея фонда.
Почему фонды выбирают диверсифицированную поддержку, а не один стабильный источник финансирования?
Фонды хотят быть свободными. В мире благотворительности есть хорошие кейсы, когда моноподдержка работает очень эффективно, потому что и государство, и корпорации, и крупные меценаты тоже заинтересованы в решении глобальных задач, но если одна компания, государство или меценат покрывает более 20% годового бюджета НКО, возникает риск зависимости от донора, при которой нужно согласовывать свою политику и задачи с тем, кто “заказывает музыку”.
Почему небольшие регулярные пожертвования важнее спонтанных?
Рекуррентные (регулярные) платежи - это главная опора фонда, которая позволяет строить планы на будущее и думать о развитии программ и проектов внутри НКО. Это стабильные пожертвования, регулярно поступающие в фонд. Они помогают планировать свою работу, понимать, сколько средств уже есть, а сколько еще нужно собрать. Даже минимальная сумма платежа - всего 100 рублей на регулярной основе - намного важнее больших, но разовых пожертвований, потому что мы знаем, на что опираться в будущем. Имея 50 постоянных доноров, которые системно помогают фонду, ты буквально стоишь на 100 ногах.
Легко ли собирать средства на взрослых, не умирающих людей?
В мире НКО есть самая “работающая тема": детская онкология да и вообще все, что связано с болеющими детьми, пользуется большим откликом, но я не буду роптать на сложность наших сборов. Я обожаю свою работу и то, что мы делаем, у нас очень крутая тема, к которой реально привлечь внимание людей, и мы активно работаем в этом направлении. Я уверена, что любая проблема, которую решают фонды, может найти поддержку, нужно просто работать, фокусироваться на плюсах, искать слова, подходы, механики, а не тратить время на сожаления.
С какими предрассудками сталкивается фандрайзер?
Именно в образовательной тематике большой пласт предрассудков связан с темой государственной поддержи наших подопечных. Нас часто спрашивают: “А разве образование детей-сирот - это не обязанность государства? Их там что, не учат? А самостоятельная жизнь? Им же квартиры дают - выходи и живи”, - и так далее. По сути, так оно и есть, но в силу огромной совокупности факторов уровень образования среднестатистического выпускника детского дома без дополнительной поддержки, в лучшем случае - 6-7 классов, что совершенно недостаточно для того, чтобы поступить, например, в колледж, освоить профессию и начать обеспечивать себя самостоятельно. Часть ребят вообще не умеют читать и писать к 18 годам и совершенно не знают, как жить в привычном нам мире. “Большая Перемена” предлагает людям не ждать, когда государство выстроит успешную систему адаптации выпускников детских домов и интернатов, а действовать сейчас и помогать тем, кому прямо сегодня нужна помощь, создавая технологии поддержки, которыми государство также сможет воспользоваться в будущем.
Главные правила фандрайзинга
Не давить на "кнопки жалости"
Я за то, чтобы дарить свет и теплоту. Мы никогда не уговариваем доноров нам помочь, не втюхиваем программы, как вещь. Задача фандрайзинга не продать, а показать ценность работы фонда и предложить возможность усилить наши мощности.
Собирая средства на наши программы в офлайн и онлайн-пространстве, мы ни в коем случае не взываем к таким чувствам, как жалость, боль или страх. Это не только неэтично, но и совершенно не работает стратегически. Современное информационное поле перенасыщено негативной и токсичной информацией, много сложных и неоднозначных новостей, событий, чернухи. В какой-то момент у человека срабатывает инстинкт самосохранения, и он начинает отрезать от себя все, что забирает энергию. Поэтому если фандрайзинг строится на бесконечном надавливании на “кнопки жалости”, человек их просто вырвет с корнем и забанит вас в социальных сетях. Быстро срубить денег жалостью можно, но если мы хотим выстроить стратегию, которая будет работать долгие годы, это точно не способ. Совсем другое дело - получать от помощи кайф и ресурс, дать возможность человеку влиять на мир, а не брать на себя ответственность за чью-то боль.
Предлагать свободу выбора
Главная задача фандрайзера - дать донору принять решение самому. На многих встречах с крупными донорами есть момент, когда человек мечется
на грани принятия решения, и его можно, как сказали бы люди из sales, подтолкнуть, надавить, чтобы он здесь и сейчас дал тебе положительный ответ. Но, во-первых, это нечестно, во-вторых, поддержка, которой добились манипуляцией, будет очень кратковременной. Давая человеку выбор и уважая ответ “нет”, ты ослабляешь напряжение. И эта свобода очень хорошо работает, не потому, что это одна из уловок, а потому, что она дает человеку время подумать о собственных ценностях и приоритетах. Он не думает, удобно отказать или нет, он может рассуждать про себя лично. И если человек сам, без давления, принял решение помогать, скорее всего, он не захочет останавливаться, потому что благотворительность работает как волшебный витамин, который естественным образом поднимает уровень гормона радости в крови, и снижать его уже очень не хочется.
Показывать результаты
Франдрайзер продает эмоции. Когда продаешь, например, помаду, ты предлагаешь клиенту что-то, что человек может использовать: накраситься и выглядеть эффектно или сесть за руль нового автомобиля и кайфовать от вождения. В благотворительности ты продаешь изменения в жизни других людей: человек что-то купил, но лично у него не происходит никаких перемен, поэтому очень важно не только предлагать стать инвесторами чьих-то изменений, но и показывать результат.
Важная часть работы фандрайзера - это доказательство работы. Если это массовые доноры, делиться результатами можно через социальные сети, e-mail рассылки, встречаясь с жертвователями на днях фонда и других мероприятиях. Корпоративным донорам важно предоставлять отчеты о совместной работе и также знакомить не только с цифрами, но и живыми людьми, в жизнях которых начались перемены. Когда покупаешь не вещь, а эмоцию, которую нельзя потрогать, важно знать, что именно получилось благодаря твоей поддержке. Эти видимые изменения в жизни других людей - тот драйвер, из-за которого люди помогают и из-за которого, кстати, работают в фондах.
Зачем помогать "Большой Перемене"?
“Большая Перемена” - это образовательный трамплин для старта в будущее. Как сказал один наш студент, “я тут впервые почувствовал, что у меня есть дом”. Помогать нам нужно, чтобы как можно больше людей с очень тяжелым прошлым, в котором не было поддержки и уверенности в том, что есть будущее, почувствовали себя дома, ощутили себя нужными миру людьми и, оттолкнувшись от этой точки, шли вперед.
Помогая “Большой Перемене”, вы помогаете ребятам, которые живут и учатся в детских домах и хотят начать новую жизнь. Им страшно, им не на кого опереться, они мало знают о жизни, но изо всех сил стремятся стать самостоятельными взрослыми.
Помогая “Большой Перемене”, вы помогаете будущим выпускникам и тем, кто уже вышел из детских домов, встать на ноги, поверить в себя и добиться успеха.
Помогая “Большой Перемене”, вы помогаете приемным семьям успешно пройти период адаптации после усыновления ребенка и поддержать нового члена семьи
с опытом сиротства.
Помогая “Большой Перемене”, вы поддерживаете ребят, которые живут в закрытых учреждениях. Это взрослые люди с очень узкими знаниями о реальном мире. Мы помогаем им открыть эту жизнь: города, людей, чувства. Для них это выход в открытый космос, в котором обязательно нужен “скафандр”.
Для меня помогать “Большой Перемене” - это немного больше, чем дать образовательную поддержку людям с опытом сиротства, это про веру в себя, людей и доверие к миру.
Елизавета Паршина
Директор отдела фандрайзига БФ "Большая Перемена"
Магистр Высшей Школы Экономики. Работает в сфере НКО 9 лет. Начинала с исследовательской работы, затем перешла в фандрайзинг. Более 3,5 лет руководит отделом фандрайзинга "Большой Перемены".
Онлайн-журнал ПУСК – это информационная площадка благотворительного фонда "Большая Перемена". Здесь вы можете узнать больше о работе фонда, его новостях и достижениях от первого лица.