Лжеимператор, поручик-бунтовщик, ссыльный песенник: три дерзких побега с каторги
Каторга как вид наказания появилась в России на рубеже XVII–XVIII веков. Местом ссылки быстро определили Сибирь, в том числе Нерчинские заводы и рудники. Отправленные туда преступники, разумеется, стремились бежать. И кому-то это удавалось, хотя большинство беглецов гибло в тайге или бескрайней степи. Образ каторжанина, рвущегося на свободу, со временем приобрел романтический ореол. А ведь некоторые истории побегов и правда могли бы стать основой для сценария фильма или сюжетом приключенческого романа…
Как «Петр III» из тюрьмы бежал
В 1763 году на Нерчинскую каторгу прибыл беглый солдат Брянского полка Петр Чернышев. Его определи на работы в Дучарский завод, но содержали отдельно от остальных заключенных, в особом секретном каземате под бдительным надзором.
Столь пристальное внимание Чернышев заслужил тем, что получил приговор за провозглашение себя чудом избежавшим смерти императором Петром III. Несмотря на строгость содержания, самозванец сумел довольно быстро обзавестись знакомыми среди как каторжан, так и местных крестьян. По счастливой случайности, ему удалось даже стать кумом крестьянина Ивана Серебреникова, приехавшего в завод крестить своего младенца! Серебреников обещал новоявленному куму помощь, если тот надумает бежать. Чернышев поспешил воспользоваться предложением и попытался совершить побег, но быстро был схвачен. После этой неудачи он решил раскрыть распопу Льву Евдокимову свое «истинное» имя.