Наука и жизнь сто лет назад
Новый прибор для измерения морских глубин
Измерение глубины моря до сего времени сопровождалось очень большими трудностями. Существующие глубомеры требовали для измерений чрезвычайно длинной проволоки и затраты большого времени. Так, сравнительно небольшую глубину около 2059 м в Индийском океане можно было достичь лотом в 21 минуту 15 сек., да обратно вытягивать его ещё столько же. Прибор «эхолот» немецкого физика Александра Бема, сконструированный в 1919 году, состоит из подающего и воспринимающего звуковые волны приборов, помещённых в подводной части судна, и шкалы с делениями, установленной в штурманской рубке. Точность измерения глубины составляет 25—50 см, что вполне достаточно для всех случаев практики. Пользование лотом очень просто, так что каждый интеллигентный моряк сможет в короткое время овладеть инструментом.
«Морской сборник», 1922 г.
Новый газ для дирижаблей
В Америке, в Лос-Анджелесе, производились опыты с наполнением аэростатов новым газом, носящим название «куррениум», по имени изобретателя Эдуарда Куррена. Газ обладает подъёмной силой, почти равной водороду, но не обладает его взрывчатостью и горючестью. Состав газа не сообщается. Новый газ может быть добываем в любом количестве по цене 3 доллара за кубометр. Испытания дали прекрасные результаты: аэростат, наполненный «куррениумом», хорошо держался в воздухе и не воспламенялся ни от электрической искры, ни от огня.
«В мастерской природы», 1922 г.
Высота атмосферы и артиллерия
Читатель, наверное, помнит, какую сенсацию произвело в 1917 году известие, что немцы начали систематически обстреливать из тяжёлых орудий французские города, находившиеся от линии фронта не ближе 70 вёрст. Немцам удалось построить орудия, которые бросали снаряды свыше 100 кг (около 6 пудов) весом на расстояние более 80 вёрст. Как потом оказалось, для этого они воспользовались данными о высоте атмосферы и изменении её плотности с высотой. Для снаряда достаточно было достигнуть при начальной скорости в 1400 м/сек высоты в 30 км, чтобы испытывать при дальнейшем полёте ничтожное сопротивление воздуха, который на этой высоте весьма разрежён. Снаряд быстро прорезает плотные нижние слои атмосферы и дальше летит почти в пустоте.