Наука и жизнь сто лет назад
Теория относительности и марксизм
Вокруг принципа относительности, разработанного Альбертом Эйнштейном, загорается страстная борьба, приобретающая отчётливо политическую окраску. В прошлом году Эйнштейн решительно стал на сторону революции, а по имеющимся теперь сведениям он даже формально вступил в коммунистическую партию, и это обстоятельство сразу охладило восторги некоторых из его поклонников. По этому поводу вспомнили как в Германии, так и у нас в России, что Эйнштейн еврей. В Германии была организована даже форменная травля знаменитого учёного поднявшими голову антисемитами. С другой стороны, вся германская коммунистическая печать с восторгом распространяет его идеи, приветствуя смелого автора, решительно присоединившегося к борющемуся рабочему классу.
Однако философские взгляды Эйнштейна во многом диаметрально противоположны материалистической философии марксизма. И не по этой ли причине в контрреволюционных эмигрантских газетах с восторгом отзываются о величайшей революции в науке, проявляя тем самым трогательную привязанность к… революции! Правда, в области такой безопасной науки, как физика!
«Красная Новь», 1921 г.
Проект памятника III Интернационалу художника Татлина
Проект, помещённый на выставке 8-го съезда Советов в Доме Союзов, представляет собой комбинацию геометрических фигур — параллелепипеда, конуса и шара, заключённых в железную клетку, суживающуюся кверху и расположенную под углом 45°. Почему такой nature mort из геометрических тел должен изображать идею III Интернационала, неясно. Невозможно в искусстве выразить общечеловеческую идею посредством отвлечённых геометрических тел. Эти «Пифагоровы штаны» говорят лишь о творческой бедности Татлина и о том, как этот кубист понимает III Интернационал. Кубистам не следует браться за такие грандиозные задачи. Пролетариат и они говорят на разных языках.