Наука и жизнь сто лет назад

Автопробег
Девятого декабря 1924 года прибыли в Москву три грузовых автомобиля постройки завода «АМО», совершившие автопробег в 2000 вёрст по маршруту Москва — Ленинград — Псков — Витебск — Смоленск — Москва. В 1924 году Главметалл заключил договор с Центральным управлением государственных автозаводов на постройку автомашин с тем, чтобы первая партия была выпущена к 7-ой годовщине Октября. Работы были распределены между разными заводами: «Спартаком» (карбюраторы), «Автопринадлежностей» (вся арматура) и «АМО» (все литейные, механические и сборные работы). Заводы сумели блестяще выполнить поставленную им задачу. Для всестороннего испытания был организован пробег трёх полуторатонных машин по вышеуказанному маршруту. Машины прошли весь путь без малейшего недочёта и повреждения.
«Красная Нива», 1925 г.
Ответ академику Щусеву
Академик архитектуры Щусев обратился к Московскому Совету с докладной запиской, в которой указывает, что Москва — «один из красивейших мировых центров, обязана этим преимущественно своей старине. Отнимите у Москвы старину, и она сделается одним из безобразных русских городов».
Академик Щусев находит, что Мясницкую улицу, эту уродливейшую магистраль Москвы, немного скрашивают памятники старины, в частности церковь Евпла (на фото). Академик, очевидно, не вдумался в то, что Мясницкая — это своего рода музей, но музей не церковной архитектуры, а музей русской индустрии. В этом призвание Мясницкой, её историческая роль. Мясницкой не нужны церкви, ей нужны многоэтажные дома из железа и зеркальных стёкол; побольше стекла, поменьше камня. Мясницкой нужны витрины, заставленные машинами и залитые светом. На Мясницкой лишние не только церковь Евпла, но и Флора и Лавра, и Меншикова башня. Эти оказавшиеся не совсем на месте памятники церковной старины бьют по нервам делового человека, вынуждая его сходить на мостовую, уставать и терять драгоценное время. Москва — не кладбище былой цивилизации, а колыбель нарастающей новой, пролетарской культуры. Сохранять же при росте и перепланировке столицы всякую церковь только потому, что это памятник старины, нельзя, это бесполезно и даже нелепо. Наша архитектура — это стиль труда, свободы и знания, а не роскоши, угнетения и суеверия.