Победа над собой
Изображая на холсте героев праздничной битвы, Василий Суриков взял верх над тяжелой депрессией
- Картина «Взятие снежного городка»
- Холст, масло. 156 х 282 см
- 1891 год
- Ныне находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
Любимая женщина художника скончалась в возрасте 30 лет из-за врожденного порока сердца. «Жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу», — писал он брату в 1888 году, сообщая о смерти супруги Елизаветы. Суриков никак не мог оправиться от горя, потерял всякий интерес к жизни, с трудом работал. На следующий год родные уговорили живописца перебраться с детьми из Москвы в Красноярск, к матери. Там младший брат Александр подал ему идею для картины: штурм снежной крепости.
Традиционную игру сибирские казаки проводили в Прощеное воскресенье, последний день Масленицы. Для Василия Сурикова эта забава была одним из сильнейших впечатлений детства, к тому же он очень любил обычаи родных мест, и замысел увлек художника. Желая делать наброски с натуры, он нанимал добровольцев, которые сооружали снежные ворота и инсценировали сражение. Осенью 1890 года Суриков вернулся с дочерьми в Москву, а в 1891-м закончил монументальное полотно «Взятие снежного городка». «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», — говорил он впоследствии поэту Максимилиану Волошину.
1. Городок. Крепость могла представлять собой единственную стену; главным элементом всегда были ворота, куда стремились прорваться атакующие. За стеной иногда помещали флаг, приз, например бочонок водки, или ледяной пиршественный стол с ледяными же яствами. Этнолог Наталья Велецкая установила сходство масленичных штурмов городка с состязаниями на языческих тризнах, притом что предназначение погребальных игр, по мнению историка Древней Руси Бориса Рыбакова, — отгонять смерть от людей, показывая их жизнеспособность.