Лодка — это тоже дом
«Мой адрес, можно сказать, диагноз, — Белое море», — говорит яхтенный капитан Евгений Шкаруба. После кругосветного путешествия он вернулся домой, в Архангельск, чтобы основать верфь и строить традиционные поморские суда.
Я влюбился в Белое море сразу, как увидел его — суровое, северное, с китами и тюленями. Я родился в Новосибирске, несколько лет жил на Соловках — работал кузнецом, руководил центром современного искусства, а потом осел в Архангельске — отсюда родом моя жена. Любовь к морю у меня от папы. Он ходил на яхте и брал меня с собой. С детства помню, как сижу в трюме, ползу по нагретой палубе… Мне в этом смысле очень повезло. Когда ты путешествуешь на лодке, она быстро становится твоим домом. За бортом — неприветливое море, а у тебя в каюте чайник кипит, печенье, книги любимые.
В сорок лет меня потянуло в море всерьез: получил диплом шкипера, стал работать инструктором, из бывших курсантов организовал клуб «Морские практики». На пару с другом мы купили яхту и совершили несколько переходов через Атлантику, а потом и кругосветное путешествие длиной в пять лет.
Когда я вернулся в Архангельск, мне хотелось ходить по Белому морю, но надо было придумать на чем. Яхты у меня здесь не было, да она и не очень подходит для этих мест. И мы с ребятами из «Морс ких практик» решили, что нужно построить традиционное для Поморья судно — карбас. Мы нашли мастеров, которые умеют строить такие лодки. Удивительно, что карбасы дошли до наших дней, а ведь впервые они упоминаются в Соловецких грамотах пять веков назад. Но надо было спешить. Еще несколько лет, и ремесло перенимать было бы просто не у кого. Уйдет многовековая культура судостроения, и пластиковые, железные, надувные лодки вытеснят деревянные. Очень быстро, силами обычных людей, мы собрали деньги и по строили карбас за шестнадцать дней. Мы описали и задокументировали этот опыт, сняли фильм и отправились в поход — прошли на карбасе до Соловков. За этот проект мы получили премию Русского географического общества «Хрустальный компас».