Тема номера — Индустрия будущего
Дроны-доставщики
Беспилотные летательные аппараты больше не кажутся рынку диковинкой. Следующие этапы — революция регулирования и монетизация логистических способностей дронов
Июнь 2016 года стал вехой в истории американской индустрии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или, как их часто называют в обиходе, дронов. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) дало согласие на использование устройств в коммерческих целях. При этом регулятор оговорил целый набор ограничений: оператор дрона обязан не терять его из виду, дрон не может подниматься на высоту более 121 м и весить более 25 кг, бизнес должен проходить перерегистрацию в FAA каждые два года. Эти барьеры призваны минимизировать риск столкновения беспилотников с самолетами и другими предметами в воздухе, но они же тормозят самые амбициозные проекты по использованию квадрокоптеров, например для доставки товаров крупнейшего в мире онлайн-ретейлера Amazon. com. Тем не менее даже половинчатое решение FAA отрасль встретила ликованием: например, крупнейший в мире производитель дронов, китайская DJI (оценка инвесторами — $12 млрд, выручка в 2015 году — $1 млрд), назвала одобрение американского регулятора «голосом доверия».
Министр транспорта США Энтони Фокс в интервью журналу Wired пообещал еще сильнее либерализовать бурно растущую индустрию до своей отставки в январе 2017-го. Возможно, для дронов высвободят определенные траектории и ограничат их использование в зонах полетов авиации. Строгое регулирование необходимо в любой стране с развитым внутренним авиасообщением: только в США таких рейсов совершается по 30 тыс. в сутки, объяснял Фокс. Вдохновение для будущих реформ он черпает в истории успеха стартапа Zipline, который привлек около $50 млн от инвесторов. Zipline — первый пример производителя и оператора дронов, который согласовал систему полетов аппаратов на национальном уровне.
$12 млрд составят продажи дронов в 2021 году.
С октября 2016-го американские беспилотники доставляют лекарства и биоматериалы между 21 медицинским учреждением Руанды. По прогнозу аналитической компании Markets & Markets, темпы роста отрасли год к году не опустятся ниже 32% как минимум до 2020-го, когда объем рынка достигнет $5,6 млрд. Эксперты BI Intelligence еще более оптимистичны и дают прогноз объема рынка $12 млрд к 2021 году. Инвесторы подкрепляют эти ожидания солидными вложениями: согласно подсчетам экспертов CB Insights, в 2015 -2016 годах объем инвестиций в производителей дронов превысил $830 млн, что почти в 4,5 раза больше совокупного показателя предыдущих трех лет.
Гегемонии DJI угрожают все новые конкуренты, зачастую изначально не ориентированные на разработку беспилотников. Например, в направлении дронов органически развивается бизнес производителя «экстремальных» камер GoPro (выручка в 2015-м — $1,4 млрд). В июле 2016-го в тестовый полет отправился беспилотник Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — Aquila. Этот дрон с размахом крыльев, сравнимым с Boeing 737, — инструмент реализации визионерской затеи Марка Цукерберга по распространению интернета в самых труднодоступных районах земного шара (над схожей технологией сегодня работает и Google, реализация намечена на 2017-й). Не оставляют надежд на внедрение дронов в логистические цепочки такие гиганты, как UPS и DHL. Немецкая корпорация в 2016 году, к примеру, успешно провела эксперимент по доставке посылок в высокогорья Альп. Также масштабирование отрасли важно производителям чипов — NVIDIA, Intel, Qualcomm и Ambarella. Для них дроны — новый драйвер роста на фоне стагнирующих продаж мобильных устройств и затухающих — персональных компьютеров.
Большие перспективы у беспилотников в сельском хозяйстве. По прогнозу аналитической компании Juniper Research, уже в 2016-м 48% всех коммерческих продаж дронов в сегменте B2B (их объем оценивается в $481 млн) придется на аграриев. Дрон для высокотехнологичного мониторинга сельхозугодий ценой менее $1 тыс., к примеру, выпускает главный американский конкурент DJI — 3D Robotics.
Бизнес-потенциал дронов востребован и в ретейле, строительстве, производстве видеоконтента — трудно найти отрасль, которой бы не пригодились функции БПЛА. Всю емкость глобального рынка «решений, использующих дронов в коммерческих целях», аналитики PwC по итогам 2015 года оценили в $2 млрд. Но уже к 2020-му, по их расчетам, сумма взлетит до $127 млрд. Консалтинговая компания сравнила экономический эффект для бизнеса от использования беспилотников с распространением персональных компьютеров в 1980-х годах, также перевернувшим множество отраслей.
И это исследование еще не учитывает сегмент рынка дронов, используемых военными и полицейскими. По оценке аналитической компании Intense Research, рынок «боевых» дронов к 2021 году вырастет до $21 млрд с $3 млрд в 2014-м. Основными бенефициарами этого бума станут подрядчики Пентагона, в зарубежных военных операциях вверяющего все больше полномочий беспилотникам, например концерн Lockheed Martin.