Беспилотные летательные аппараты больше не кажутся рынку диковинкой. Следующие этапы — революция регулирования и монетизация логистических способностей дронов

РБК

Тема номера — Индустрия будущего

Дроны-доставщики

Беспилотные летательные аппараты больше не кажутся рынку диковинкой. Следующие этапы — революция регулирования и монетизация логистических способностей дронов

Текст: Иван Осипов

Июнь 2016 года стал вехой в истории американской индустрии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или, как их часто называют в обиходе, дронов. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) дало согласие на использование устройств в коммерческих целях. При этом регулятор оговорил целый набор ограничений: оператор дрона обязан не терять его из виду, дрон не может подниматься на высоту более 121 м и весить более 25 кг, бизнес должен проходить перерегистрацию в FAA каждые два года. Эти барьеры призваны минимизировать риск столкновения беспилотников с самолетами и другими предметами в воздухе, но они же тормозят самые амбициозные проекты по использованию квадрокоптеров, например для доставки товаров крупнейшего в мире онлайн-ретейлера Amazon. com. Тем не менее даже половинчатое решение FAA отрасль встретила ликованием: например, крупнейший в мире производитель дронов, китайская DJI (оценка инвесторами — $12 млрд, выручка в 2015 году — $1 млрд), назвала одобрение американского регулятора «голосом доверия».

Министр транспорта США Энтони Фокс в интервью журналу Wired пообещал еще сильнее либерализовать бурно растущую индустрию до своей отставки в январе 2017-го. Возможно, для дронов высвободят определенные траектории и ограничат их использование в зонах полетов авиации. Строгое регулирование необходимо в любой стране с развитым внутренним авиасообщением: только в США таких рейсов совершается по 30 тыс. в сутки, объяснял Фокс. Вдохновение для будущих реформ он черпает в истории успеха стартапа Zipline, который привлек около $50 млн от инвесторов. Zipline — первый пример производителя и оператора дронов, который согласовал систему полетов аппаратов на национальном уровне.

$12 млрд составят продажи дронов в 2021 году. 

Источник: BI Intelligence

С октября 2016-го американские беспилотники доставляют лекарства и биоматериалы между 21 медицинским учреждением Руанды. По прогнозу аналитической компании Markets & Markets, темпы роста отрасли год к году не опустятся ниже 32% как минимум до 2020-го, когда объем рынка достигнет $5,6 млрд. Эксперты BI Intelligence еще более оптимистичны и дают прогноз объема рынка $12 млрд к 2021 году. Инвесторы подкрепляют эти ожидания солидными вложениями: согласно подсчетам экспертов CB Insights, в 2015 -2016 годах объем инвестиций в производителей дронов превысил $830 млн, что почти в 4,5 раза больше совокупного показателя предыдущих трех лет.

Гегемонии DJI угрожают все новые конкуренты, зачастую изначально не ориентированные на разработку беспилотников. Например, в направлении дронов органически развивается бизнес производителя «экстремальных» камер GoPro (выручка в 2015-м — $1,4 млрд). В июле 2016-го в тестовый полет отправился беспилотник Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — Aquila. Этот дрон с размахом крыльев, сравнимым с Boeing 737, — инструмент реализации визионерской затеи Марка Цукерберга по распространению интернета в самых труднодоступных районах земного шара (над схожей технологией сегодня работает и Google, реализация намечена на 2017-й). Не оставляют надежд на внедрение дронов в логистические цепочки такие гиганты, как UPS и DHL. Немецкая корпорация в 2016 году, к примеру, успешно провела эксперимент по доставке посылок в высокогорья Альп. Также масштабирование отрасли важно производителям чипов — NVIDIA, Intel, Qualcomm и Ambarella. Для них дроны — новый драйвер роста на фоне стагнирующих продаж мобильных устройств и затухающих — персональных компьютеров.

Большие перспективы у беспилотников в сельском хозяйстве. По прогнозу аналитической компании Juniper Research, уже в 2016-м 48% всех коммерческих продаж дронов в сегменте B2B (их объем оценивается в $481 млн) придется на аграриев. Дрон для высокотехнологичного мониторинга сельхозугодий ценой менее $1 тыс., к примеру, выпускает главный американский конкурент DJI — 3D Robotics.

Бизнес-потенциал дронов востребован и в ретейле, строительстве, производстве видеоконтента — трудно найти отрасль, которой бы не пригодились функции БПЛА. Всю емкость глобального рынка «решений, использующих дронов в коммерческих целях», аналитики PwC по итогам 2015 года оценили в $2 млрд. Но уже к 2020-му, по их расчетам, сумма взлетит до $127 млрд. Консалтинговая компания сравнила экономический эффект для бизнеса от использования беспилотников с распространением персональных компьютеров в 1980-х годах, также перевернувшим множество отраслей.

И это исследование еще не учитывает сегмент рынка дронов, используемых военными и полицейскими. По оценке аналитической компании Intense Research, рынок «боевых» дронов к 2021 году вырастет до $21 млрд с $3 млрд в 2014-м. Основными бенефициарами этого бума станут подрядчики Пентагона, в зарубежных военных операциях вверяющего все больше полномочий беспилотникам, например концерн Lockheed Martin.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Скрытые активы игровой индустрии Скрытые активы игровой индустрии

Какие элементы компьютерных игр могут быть защищены авторским правом

Наука и техника
Пришел невод с одною тиной… Пришел невод с одною тиной…

Ученые из Института биологии внутренних вод РАН описали новый вид водорослей

Наука
Они могут вернуться… Они могут вернуться…

Сегодня мы вспомним о видах, исчезнувших в дикой природе

Наука и техника
Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах

Могут ли где-то во Вселенной существовать планеты с атмосферой из азота и фтора?

Наука и техника
Возвращение из бездны Возвращение из бездны

Уникальная операция по возвращению АПЛ «Курск» из пучины

Наука и техника
«Свободная страна» в колониальной Африке «Свободная страна» в колониальной Африке

Государство Либерия появилось на карте благодаря социальному эксперименту

Наука и техника
Привет из прошлого Привет из прошлого

Спускаемый аппарат межпланетной станции Космос-482 вошел в атмосферу Земли

Наука и техника
Первый эсминец КНДР Первый эсминец КНДР

Вступление в строй первого многоцелевого эсминца ВМС КНДР «Чхве Хён»

Наука и техника
Суборбитальная авиация: новый формат полетов Суборбитальная авиация: новый формат полетов

Гиперзвуковые полеты могут соединяться с суборбитальным космосом в единое целое

Наука
Скифы: наследие, не расшифрованное до конца Скифы: наследие, не расшифрованное до конца

Скифы – народ, о которых мы знаем многое, но почти ничего не понимаем

Знание – сила
Император железных дорог Император железных дорог

Двенадцать лет назад за этой железнодорожной историей следил весь мир

ТехИнсайдер
Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего

Как осуществлялось импортозамещение в сфере кадастра и геодезии

Наука и техника
На каком языке говорили скифы? На каком языке говорили скифы?

Обзор книги Сергея Кулланда «Скифы: язык и этногенез»

Знание – сила
Гипотеза об устройстве солнечной системы Гипотеза об устройстве солнечной системы

Предположим, что на планеты кроме сил гравитации действуют и магнитные энергии

Наука и техника
Что повысит ответственность российского бизнеса Что повысит ответственность российского бизнеса

Как новые подходы к стандартизации в сфере развития улучшат инициативы компаний

РБК
Суда-ветераны Суда-ветераны

Возраст большинства речных судов в России превышает 50 лет

Наука и техника
Мы длинной вереницей идём за Синей птицей… Мы длинной вереницей идём за Синей птицей…

Синяя Птица — символ счастья, которое ищут все люди, но находят лишь немногие

Наука и жизнь
Большие гонки Большие гонки

Что позволило России вырваться в мировые лидеры по беспилотным грузовикам

РБК
Мир Пандоры Мир Пандоры

К выходу нового «Аватар: Огонь и пепел» возвращаемся на планету Пандора

Вокруг света
Сказочная жизнь Сказочная жизнь

Собирать сказки люди начали задолго до члена ИРГО Александра Афанасьева

Вокруг света
Профессиональные амбиции VS интересы компании Профессиональные амбиции VS интересы компании

Дает ли корпоративное обучение возможность развиваться руководителю?

РБК
Зерно останется малодоходным Зерно останется малодоходным

Хороший урожай не позволит ценам сильно расти

Агроинвестор
Ежевичный холм и его обитатели Ежевичный холм и его обитатели

Выход жизни на сушу – вопрос, интересующий не только специалистов

Наука и техника
День… суслика День… суслика

Я протёр глаза и приподнялся на локте: да это же суслик!

Наука и жизнь
Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии

Археология постепенно заставляет тувинскую «долину царей» открывать свои тайны

Знание – сила
90000 текстов: мифы планеты 90000 текстов: мифы планеты

Какие истории люди рассказывали за тысячи лет до изобретения письменности?

Вокруг света
Достоевский и раненая самость Достоевский и раненая самость

Психологическая анатомия духовного напряжения

Знание – сила
Спинной мозг самолета – автопилот Спинной мозг самолета – автопилот

Пока человек толком не понимал, что такое полет, автопилот был не нужен

Наука и техника
Галльская война Галльская война

Юлий Цезарь: завоевание Галлии

Знание – сила
Открыть в приложении