Тема номера — Доставка
Доктор дрон
Стартап Zipline спасает жизни жителей Руанды с помощью беспилотников
Американская Zipline зарабатывает на доставке крови и лекарств в удаленные районы Руанды, одной из самых бедных стран мира. Именитые инвесторы Кремниевой долины вложили в Zipline более $40 млн, а основатели стартапа сумели опередить Amazon и Google в области коммерческого использования беспилотных летательных аппаратов
Улыбчивый 28-летний выпускник Гарварда Келлер Ринаудо всю жизнь увлекался роботами, но превратить свое хобби в работу смог лишь четыре года назад. В 2012 году Ринаудо вместе с двумя друзьями детства Пу Нгуйеном и Питером Сидом основал в Лас-Вегасе стартап Romotive. Компания производила робота-ассистента Romo — компактную платформу на колесах, на которую крепился iPhone, где «вылезал» специальный интерфейс.
Робот стоимостью $150, похожий на главного героя культового мультфильма студии Pixar ВАЛЛ-И, быстро покорил сердца аудитории, особенно детей. Ассистент умел взаимодействовать с пользователем: двигался вслед за «хозяином», имитировал человеческие реакции, например изображал испуг в ответ на определенные реплики.
Команда проекта сначала попала в акселератор TechStars, а затем дважды провела успешные краудфандинговые кампании на Kickstarter: предпринимателям удалось собрать $110 тыс. и $170 тыс. соответственно. В Romo поверили и венчурные инвесторы: в том же 2012 году компания привлекла $1,5 млн от основателя интернет-ретейлера Zappos Тони Сая, эндаумент-фонда Стэнфордского университета и др.
«В первый же год мы продали роботов на $1 млн и сказали себе: «Черт возьми, да у нас тут настоящая робототехническая компания! Что мы можем сделать, чтобы изменить мир к лучшему?» — вспоминает в разговоре с журналом РБК Ринаудо. Ответ предприниматель нашел во время путешествия по Танзании, куда отправился с еще одним другом Уильямом Хетцлером.
В африканской стране друзья познакомились с исследователем Заком Мтема. Он как раз вел исследовательский проект — устанавливал врачам в удаленных сельских больницах Танзании на мобильный телефон приложение, через которое они сообщали о случаях заболевания бешенством и другими инфекционными заболеваниями, об осложнениях при родах и т.д. Кроме того, с помощью приложения врачи фиксировали летальные исходы, когда пациенты умирали из-за отсутствия в клиниках нужных медикаментов или крови для переливания.
«Это была база данных смерти», — эмоционально рассказывает Ринаудо об экспериментах в Танзании: за каждой записью стояла человеческая жизнь, которую можно было бы спасти, если бы клиника получила необходимые материалы в срок. Вместе с Хетцлером он решил придумать механизм оперативной доставки жизненно важных продуктов в те области, куда невозможно доехать на автомобиле. Почти сразу друзья поняли, что «кровеносную систему» можно реализовать с помощью технологии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
В 2014 году вместе со специалистом по робототехнике Кинаном Выробеком они основали Zipline. Название придумал Ринаудо: фанат альпинизма, он вспомнил о системе горного спуска по стальному канату — зиплайне. «Зиплайн позволяет быстро передвигаться над землей — хорошая метафора того, что мы делаем», — объясняет предприниматель.
К созданию «гуманитарного» дрона основателям Zipline удалось привлечь инженеров с опытом работы в компаниях SpaceX, Boeing и Lockheed Martin. Юридически Zipline создана на базе Romotive — выпуск роботов компания приостановила в том же 2014-м. К этому моменту, по данным базы Crunchbase, робототехнический стартап привлек более $7 млн. «Перекладывали» ли эти деньги в Zipline, представители компании не раскрывают.
«Зип» спешит на помощь
Термин «дрон» Келлер Ринаудо и его партнеры не любят. «Люди представляют себе дрон как игрушку, с которой возятся дети на заднем дворе», — возмущенно объясняет предприниматель. Zipline свои беспилотники называет «зипами».
Сейчас самая распространенная «потребительская» модель дрона — квадрокоптер с четырьмя винтами по периметру конструкции. «Зипы» мало похожи на них: друзья создали фактически миниатюрный самолет весом около 10 кг с фиксированным крылом, двумя винтами и закрытым отсеком для груза до 1,5 кг — такой объем крови в среднем используется для процедуры переливания.
Дизайн инженеры разрабатывали с нуля, тестирование «зипов» проходит на принадлежащем компании ранчо под Сан-Франциско. Разработчики постоянно работают над улучшением аэродинамических свойств дрона, подчеркивает Ринаудо. Он уверяет, что зипы» устойчивее других беспилотников — лучше переносят сильный ветер (единственное «метеоограничение» — ураган или снежный шторм). Если даже выходят из строя, не падают камнем, как квадрокоптеры, а могут аккуратно спланировать на землю.
У «зипов» продвинутая начинка — авионика, которая позволяет отслеживать расположение беспилотника с помощью GPS-сигнала с точностью до нескольких сантиметров. Сам он летит по заданному маршруту, корректировать который можно через приложение в планшете. Дальность полета «зипа» — 150 км, квадрокоптеры в среднем способны преодолевать лишь 5–7 км.
В какую сумму обходится создание одного устройства и сколько потрачено на разработку технологии в целом, Ринаудо не раскрывает. Весь флот компании на конец 2016 года, по расчетам журнала РБК, состоял из 150 беспилотников. Zipline каждые четыре месяца выпускает по 20–40 «зипов» с обновленным дизайном и авионикой. «Такой темп необходим для повышения энергоэффективности и снижения конечной стоимости «зипа» и полета», — объясняет Ринаудо.
Стоимость беспилотника в компании также не называют. Предприниматель объясняет, что Zipline сотрудничает не с конечными потребителями, а продает «зипы» корпоративным партнерам как услугу по доставке вместе с системой управления. Стоимость квадрокоптеров, которые собирается использовать для доставки онлайн-ретейлер Amazon, варьируется от $1 тыс. до $3 тыс.
Доставлять грузы дронами мечтают многие компании — помимо Amazon, холдинг Alphabet, управляющий проектами Google, и даже крупнейшая розничная сеть Walmart. Но ни один из этих гигантов пока не перешел от планов к действиям. А Zipline в октябре 2016 года запустила систему доставки крови и медикаментов в Руанде. Почему Ринаудо с друзьями решили испытать прорывную технологию в одной из беднейших стран мира?
Эксперимент в Руанде
ВВП на душу населения в Руанде по итогам 2015 года составил $697 — это 165-е место в мире, следует из статистики Всемирного банка. В последний раз мировая общественность вспоминала об этой африканской стране в 1994 году, когда во время геноцида в Руанде погиб почти 1 млн человек.
Ринаудо объясняет, что команду Zipline привлекла способность правительства страны оперативно принимать решения и вносить коррективы в законодательство. Президент Поль Кагаме, правящий Руандой с 2000 года, активно зазывает иностранных инвесторов и выступает в роли реформатора страны. Бюджет Руанды по-прежнему на 40% субсидируется зарубежными партнерами и международными организациями — сократить этот показатель Кагаме пытается за счет льгот: например, компании, инвестировавшие в экономику Руанды не менее $10 млн, освобождаются от уплаты налога на прибыль. «Руанда — во многом идеальная страна для начинающих предпринимателей. Такой 200 лет назад была Америка», — делится впечатлениями Ринаудо.
Контракт с местным правительством на доставку крови в больницы Zipline подписала в феврале 2016 года. В течение шести месяцев компания согласовывала с Управлением гражданской авиации Руанды маршруты полетов и интеграцию дронов в систему контроля воздушного трафика страны. На октябрьской презентации системы один из беспилотников запустил лично президент Кагаме.
Доставка по воздуху на востоке Африки оправдана особенностями географии и климата. В сезон дождей в Руанде, которую местные жители называют Страной тысячи холмов, около 75% дорог выходит «из строя» — наземный транспорт из-за подтопления не может проехать по ним. Но и в хорошую погоду дроны в несколько раз быстрее мотоциклов, которыми до появления Zipline развозили кровь и лекарства в больницы Руанды.
Как и в Танзании, когда-то вдохновившей Ринаудо и Хетцлера, из-за дефицита донорской крови в стране высока статистика смертности по причине послеродового кровотечения. По данным ООН, в 2010 году 28% смертей молодых матерей случились из-за недостатка биоматериала в больницах (среднемировой показатель — 6%). В целом около 50% переливаний крови приходится на послеродовые случаи, еще 40% получают дети, больные малярией, свидетельствует статистика Zipline. Все случаи, в которых доставка дронами может помочь, — срочные, подчеркивает Ринаудо.
Единый центр
Для эксперимента в Руанде основатели Zipline построили логистический центр в центральной провинции страны Муханге, там же «паркуется» флот «зипов». В радиусе 75 км от центра живет более 6 млн человек, компания дронами покрывает территорию 18 тыс. кв. км. Когда медики из клиник, расположенных в труднодоступных районах, отправляют СМС с просьбами о доставке крови для переливания или партии вакцин, сотрудники центра загружают «посылку» в «зип» и программируют маршрут. Максимум через полчаса груз должен быть доставлен в больницу. С «зипа» он сбрасывается на бумажном парашюте.
После доставки беспилотник возвращается обратно на базу. Отказ от посадки позволяет Zipline не тратить деньги на обучение управлению БПЛА персонала больниц, а также исключает поломки при приземлении.
Мы общаемся с Ринаудо спустя полтора месяца после старта программы. Пока в Руанде летают восемь «зипов», которые доставляют кровь только в один госпиталь, но в ближайшее время флот вырастет до 15 машин, а число больниц-партнеров — до 21. В 2017 году Ринаудо с командой рассчитывает выйти на показатель 50–150 отправлений в сутки. Сколько доставок совершается сейчас, Ринаудо не раскрывает. В 2017 году Zipline откроет второй логистический хаб на востоке Руанды, что поможет охватить территорию почти всей страны, в которой живут 11 млн человек.
Пока компания «полирует» систему производства и работы дронов. Собираются «зипы» в Руанде: из штата Zipline в 50 человек (30 из них — инженеры) в Африке работают 12, шестеро из них — местные. Большая часть деталей производится в Калифорнии, но, к примеру, аккумуляторы — опять же в Руанде. Периодически компании приходится решать экстренные проблемы: например, из-за того, что двигатели дрона переохлаждались при транспортировке из США, технология импорта была скорректирована.
«Мы видели тысячи фильмов о восстании машин, такие как «Терминатор», о том, что роботы принесут человечеству зло и разрушения. Но в Руанде сотня жителей деревни каждый день выстраивается вдоль забора хаба Zipline, чтобы понаблюдать за запуском «зипа», — рассказывает Ринаудо. Жители называют беспилотники «небесной реанимацией» и понимают, что эта технология «может действительно спасти жизнь их родственникам, если они заболеют», говорит предприниматель. Ринаудо уверен: Zipline в Руанде — это новый уровень взаимодействия человека и технологий.
Бизнес на крови
«Построить эффективную систему доставки дронами — непростая задача с точки зрения и «железа», и софта. Zipline — одна из немногих компаний, которая эту задачу решает и при этом уже имеет настоящий бизнес», — рассказал журналу РБК партнер Sequoia Capital Альфред Лин. Фонд инвестирует в компании, которые «качественно меняют жизнь и демонстрируют сильные финансовые результаты», и Zipline полностью соответствует этой стратегии, утверждает Лин.
Zipline не занимается благотворительностью, несмотря на красивые слова Ринаудо о миссии проекта. За каждую доставку груза компании платит правительство Руанды. Сколько — Ринаудо не раскрывает, ссылаясь на условия контракта. Себестоимость отправления «зипа» сопоставима с доставкой на мотоцикле, которая составляет «менее $100», отмечает он. Zipline «практически вышла» на операционную рентабельность — это гарантирует устойчивость бизнеса и позволяет рассчитывать на масштабирование, объясняет сооснователь компании.
«В мире 5,2 млн детей умирают ежегодно только потому, что у них нет доступа к базовым медицинским продуктам. Это большой вызов, но одновременно и возможность развивать бизнес», — говорит Ринаудо. Только правительство США тратит десятки миллиардов долларов на доставку крови и медикаментов в труднодоступные районы страны. Zipline может повысить эффективность этих расходов, считает предприниматель.
Помимо Sequoia Capital в Zipline поверили многие именитые инвесторы. Менее чем за два года существования компания привлекла около $43 млн от ведущих фондов Кремниевой долины — GV (бывший Google Ventures), SV Angel, Andreessen Horowitz, а также от одного из основателей Microsoft Пола Аллена и других бизнес-ангелов. Последний раунд на сумму $25 млн Zipline закрыла в ноябре 2016 года. Деньги компания тратит на «усовершенствование проекта и подготовку к выходу на новые рынки», говорит Ринаудо, не уточняя деталей.
«Они [Zipline] не только одними из первых начали зарабатывать деньги на доставке грузов дронами, что само по себе огромное достижение, но и раньше других начали собирать базу данных о безопасности беспилотников, качестве навигационных решений и т.д.», — отмечает бывший гендиректор Mail.Ru Group и основатель фонда Grishin Robotics Дмитрий Гришин, который также является инвестором Zipline. По его словам, собранная информация в будущем поможет компании первой получить разрешения регуляторов в развитых странах, а значит, первыми прийти на новые рынки.
Обратные инновации
«В Zipline каждую неделю звонят врачи, представители страховых компаний и производители медицинских товаров со словами «У нас так много удаленных сельских районов, возможно ли использовать вашу технологию здесь, в США?», — рассказывает Ринаудо. После запуска программы в Руанде интерес к технологии появился и на родине компании.
Министр транспорта США Энтони Фокс лично посещал ранчо Zipline в Калифорнии и был восхищен системой доставки грузов «зипами», писал в октябре 2016 года журнал Wired. В июне 2016 года чиновник стал главным лоббистом либерализации американского законодательства в части регулирования полетов дронов. Подведомственное Фоксу Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) разрешило доставку грузов беспилотниками в коммерческих целях, но в реальности это не работает: например, оператор дрона обязан на протяжении всего полета держать БПЛА в поле зрения.
Технологические гиганты торопят администрацию: более решительное дерегулирование отрасли помогло бы им не только зарабатывать деньги, доставляя грузы, как Amazon, но и распространять интернет в географически удаленных районах (такие дроны строят Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Google), а также доставлять туда жизненно важные товары. Однако FAA пока не готово делить воздушное пространство между самолетами и беспилотниками: в сутки над территорией США пролетают около 30 тыс. пассажирских рейсов, и безопасность людей на борту — первостепенная задача. Но Белый дом, как утверждает Ринаудо, меняет отношение к индустрии беспилотников. Предприниматель рассчитывает, что в 2017 году компания запустит коммерческую доставку медицинских продуктов в удаленные районы страны, где авиатрафик менее интенсивный, например в штаты Невада, Мэриленд, Вашингтон и др.
Zipline уже сотрудничает с UPS: главный логистический оператор страны, также лоббирующий развитие отрасли «дроноперевозок» в США, вложил $1,1 млн в совместный проект. Деньги пошли на совершенствование системы доставки комплектующих для «зипов» в Руанду.
Спрос на услуги Zipline есть и в других африканских странах: уже заключены предварительные контракты, и число таких договоренностей постоянно растет, рассказал журналу РБК Лин. Впрочем, сами основатели Zipline не хотят спешить с масштабированием бизнеса, пока модель не будет отлажена в Руанде. Кроме расширения географии Zipline будет увеличивать линейку продукции для доставки. Это могут быть различные вакцины, средства для ВИЧ-инфицированных, лекарства от малярии, туберкулеза и других заболеваний, перечисляет Ринаудо. Выходить за пределы медицинских товаров компания не планирует.
Цель компании — построить единую логистическую систему доставки медикаментов по всему миру. «В том, как люди перевозят медицинские препараты, ничего не меняется последние 50–60 лет. Мы по-прежнему используем мотоциклы и автомобили даже там, где в принципе нет дорог», — удивляется Ринаудо.
Система «зипов» будет востребована в любой стране, где есть проблема больших расстояний и удаленности населенных пунктов от крупных центров, в том числе и в России, считает предприниматель. У Zipline есть «пара сторонников в России» помимо Дмитрия Гришина, но называть их имена предприниматель пока не хочет. «Мы мечтаем однажды начать бизнес в России. Это может стать фантастическим примером», — добавляет он. Ринаудо, как и большинство калифорнийских стартаперов, любит повторять: «Наша компания меняет мир и спасает жизни». И похоже, Zipline — один из тех редких случаев, когда клише соответствует действительности.