Американская Zipline зарабатывает на доставке крови и лекарств в удаленные районы Руанды, одной из самых бедных стран мира. Именитые инвесторы Кремниевой долины вложили в Zipline более $40 млн, а основатели стартапа сумели опередить Amazon и Google в области коммерческого использования беспилотных летательных аппаратов

РБК

Тема номера — Доставка

Доктор дрон

Стартап Zipline спасает жизни жителей Руанды с помощью беспилотников

Американская Zipline зарабатывает на доставке крови и лекарств в удаленные районы Руанды, одной из самых бедных стран мира. Именитые инвесторы Кремниевой долины вложили в Zipline более $40 млн, а основатели стартапа сумели опередить Amazon и Google в области коммерческого использования беспилотных летательных аппаратов

Текст: Алена Сухаревская
Фото: Борис Жарков для РБК

Улыбчивый 28-летний выпускник Гарварда Келлер Ринаудо всю жизнь увлекался роботами, но превратить свое хобби в работу смог лишь четыре года назад. В 2012 году Ринаудо вместе с двумя друзьями детства Пу Нгуйеном и Питером Сидом основал в Лас-Вегасе стартап Romotive. Компания производила робота-ассистента Romo — компактную платформу на колесах, на которую крепился iPhone, где «вылезал» специальный интерфейс.

Робот стоимостью $150, похожий на главного героя культового мультфильма студии Pixar ВАЛЛ-И, быстро покорил сердца аудитории, особенно детей. Ассистент умел взаимодействовать с пользователем: двигался вслед за «хозяином», имитировал человеческие реакции, например изображал испуг в ответ на определенные реплики.

Команда проекта сначала попала в акселератор TechStars, а затем дважды провела успешные краудфандинговые кампании на Kickstarter: предпринимателям удалось собрать $110 тыс. и $170 тыс. соответственно. В Romo поверили и венчурные инвесторы: в том же 2012 году компания привлекла $1,5 млн от основателя интернет-ретейлера Zappos Тони Сая, эндаумент-фонда Стэнфордского университета и др.

«В первый же год мы продали роботов на $1 млн и сказали себе: «Черт возьми, да у нас тут настоящая робототехническая компания! Что мы можем сделать, чтобы изменить мир к лучшему?» — вспоминает в разговоре с журналом РБК Ринаудо. Ответ предприниматель нашел во время путешествия по Танзании, куда отправился с еще одним другом Уильямом Хетцлером.

В африканской стране друзья познакомились с исследователем Заком Мтема. Он как раз вел исследовательский проект — устанавливал врачам в удаленных сельских больницах Танзании на мобильный телефон приложение, через которое они сообщали о случаях заболевания бешенством и другими инфекционными заболеваниями, об осложнениях при родах и т.д. Кроме того, с помощью приложения врачи фиксировали летальные исходы, когда пациенты умирали из-за отсутствия в клиниках нужных медикаментов или крови для переливания.

«Это была база данных смерти», — эмоционально рассказывает Ринаудо об экспериментах в Танзании: за каждой записью стояла человеческая жизнь, которую можно было бы спасти, если бы клиника получила необходимые материалы в срок. Вместе с Хетцлером он решил придумать механизм оперативной доставки жизненно важных продуктов в те области, куда невозможно доехать на автомобиле. Почти сразу друзья поняли, что «кровеносную систему» можно реализовать с помощью технологии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

В 2014 году вместе со специалистом по робототехнике Кинаном Выробеком они основали Zipline. Название придумал Ринаудо: фанат альпинизма, он вспомнил о системе горного спуска по стальному канату — зиплайне. «Зиплайн позволяет быстро передвигаться над землей — хорошая метафора того, что мы делаем», — объясняет предприниматель.

К созданию «гуманитарного» дрона основателям Zipline удалось привлечь инженеров с опытом работы в компаниях SpaceX, Boeing и Lockheed Martin. Юридически Zipline создана на базе Romotive — выпуск роботов компания приостановила в том же 2014-м. К этому моменту, по данным базы Crunchbase, робототехнический стартап привлек более $7 млн. «Перекладывали» ли эти деньги в Zipline, представители компании не раскрывают.

«Зип» спешит на помощь

Термин «дрон» Келлер Ринаудо и его партнеры не любят. «Люди представляют себе дрон как игрушку, с которой возятся дети на заднем дворе», — возмущенно объясняет предприниматель. Zipline свои беспилотники называет «зипами».

Сейчас самая распространенная «потребительская» модель дрона — квадрокоптер с четырьмя винтами по периметру конструкции. «Зипы» мало похожи на них: друзья создали фактически миниатюрный самолет весом около 10 кг с фиксированным крылом, двумя винтами и закрытым отсеком для груза до 1,5 кг — такой объем крови в среднем используется для процедуры переливания.

Дизайн инженеры разрабатывали с нуля, тестирование «зипов» проходит на принадлежащем компании ранчо под Сан-Франциско. Разработчики постоянно работают над улучшением аэродинамических свойств дрона, подчеркивает Ринаудо. Он уверяет, что зипы» устойчивее других беспилотников — лучше переносят сильный ветер (единственное «метеоограничение» — ураган или снежный шторм). Если даже выходят из строя, не падают камнем, как квадрокоптеры, а могут аккуратно спланировать на землю.

У «зипов» продвинутая начинка — авионика, которая позволяет отслеживать расположение беспилотника с помощью GPS-сигнала с точностью до нескольких сантиметров. Сам он летит по заданному маршруту, корректировать который можно через приложение в планшете. Дальность полета «зипа» — 150 км, квадрокоптеры в среднем способны преодолевать лишь 5–7 км.

В какую сумму обходится создание одного устройства и сколько потрачено на разработку технологии в целом, Ринаудо не раскрывает. Весь флот компании на конец 2016 года, по расчетам журнала РБК, состоял из 150 беспилотников. Zipline каждые четыре месяца выпускает по 20–40 «зипов» с обновленным дизайном и авионикой. «Такой темп необходим для повышения энергоэффективности и снижения конечной стоимости «зипа» и полета», — объясняет Ринаудо.

Стоимость беспилотника в компании также не называют. Предприниматель объясняет, что Zipline сотрудничает не с конечными потребителями, а продает «зипы» корпоративным партнерам как услугу по доставке вместе с системой управления. Стоимость квадрокоптеров, которые собирается использовать для доставки онлайн-ретейлер Amazon, варьируется от $1 тыс. до $3 тыс.

Доставлять грузы дронами мечтают многие компании — помимо Amazon, холдинг Alphabet, управляющий проектами Google, и даже крупнейшая розничная сеть Walmart. Но ни один из этих гигантов пока не перешел от планов к действиям. А Zipline в октябре 2016 года запустила систему доставки крови и медикаментов в Руанде. Почему Ринаудо с друзьями решили испытать прорывную технологию в одной из беднейших стран мира?

Zipline — первая компания в мире, которой удалось создать работающий бизнес по доставке дронами: за два года существования стартап вышел на операционную рентабельность.

Эксперимент в Руанде

ВВП на душу населения в Руанде по итогам 2015 года составил $697 — это 165-е место в мире, следует из статистики Всемирного банка. В последний раз мировая общественность вспоминала об этой африканской стране в 1994 году, когда во время геноцида в Руанде погиб почти 1 млн человек.

Ринаудо объясняет, что команду Zipline привлекла способность правительства страны оперативно принимать решения и вносить коррективы в законодательство. Президент Поль Кагаме, правящий Руандой с 2000 года, активно зазывает иностранных инвесторов и выступает в роли реформатора страны. Бюджет Руанды по-прежнему на 40% субсидируется зарубежными партнерами и международными организациями — сократить этот показатель Кагаме пытается за счет льгот: например, компании, инвестировавшие в экономику Руанды не менее $10 млн, освобождаются от уплаты налога на прибыль. «Руанда — во многом идеальная страна для начинающих предпринимателей. Такой 200 лет назад была Америка», — делится впечатлениями Ринаудо.

Контракт с местным правительством на доставку крови в больницы Zipline подписала в феврале 2016 года. В течение шести месяцев компания согласовывала с Управлением гражданской авиации Руанды маршруты полетов и интеграцию дронов в систему контроля воздушного трафика страны. На октябрьской презентации системы один из беспилотников запустил лично президент Кагаме.

Доставка по воздуху на востоке Африки оправдана особенностями географии и климата. В сезон дождей в Руанде, которую местные жители называют Страной тысячи холмов, около 75% дорог выходит «из строя» — наземный транспорт из-за подтопления не может проехать по ним. Но и в хорошую погоду дроны в несколько раз быстрее мотоциклов, которыми до появления Zipline развозили кровь и лекарства в больницы Руанды.

Как и в Танзании, когда-то вдохновившей Ринаудо и Хетцлера, из-за дефицита донорской крови в стране высока статистика смертности по причине послеродового кровотечения. По данным ООН, в 2010 году 28% смертей молодых матерей случились из-за недостатка биоматериала в больницах (среднемировой показатель — 6%). В целом около 50% переливаний крови приходится на послеродовые случаи, еще 40% получают дети, больные малярией, свидетельствует статистика Zipline. Все случаи, в которых доставка дронами может помочь, — срочные, подчеркивает Ринаудо.

Единый центр

Для эксперимента в Руанде основатели Zipline построили логистический центр в центральной провинции страны Муханге, там же «паркуется» флот «зипов». В радиусе 75 км от центра живет более 6 млн человек, компания дронами покрывает территорию 18 тыс. кв. км. Когда медики из клиник, расположенных в труднодоступных районах, отправляют СМС с просьбами о доставке крови для переливания или партии вакцин, сотрудники центра загружают «посылку» в «зип» и программируют маршрут. Максимум через полчаса груз должен быть доставлен в больницу. С «зипа» он сбрасывается на бумажном парашюте.

После доставки беспилотник возвращается обратно на базу. Отказ от посадки позволяет Zipline не тратить деньги на обучение управлению БПЛА персонала больниц, а также исключает поломки при приземлении.

Мы общаемся с Ринаудо спустя полтора месяца после старта программы. Пока в Руанде летают восемь «зипов», которые доставляют кровь только в один госпиталь, но в ближайшее время флот вырастет до 15 машин, а число больниц-партнеров — до 21. В 2017 году Ринаудо с командой рассчитывает выйти на показатель 50–150 отправлений в сутки. Сколько доставок совершается сейчас, Ринаудо не раскрывает. В 2017 году Zipline откроет второй логистический хаб на востоке Руанды, что поможет охватить территорию почти всей страны, в которой живут 11 млн человек.

Пока компания «полирует» систему производства и работы дронов. Собираются «зипы» в Руанде: из штата Zipline в 50 человек (30 из них — инженеры) в Африке работают 12, шестеро из них — местные. Большая часть деталей производится в Калифорнии, но, к примеру, аккумуляторы — опять же в Руанде. Периодически компании приходится решать экстренные проблемы: например, из-за того, что двигатели дрона переохлаждались при транспортировке из США, технология импорта была скорректирована.

«Мы видели тысячи фильмов о восстании машин, такие как «Терминатор», о том, что роботы принесут человечеству зло и разрушения. Но в Руанде сотня жителей деревни каждый день выстраивается вдоль забора хаба Zipline, чтобы понаблюдать за запуском «зипа», — рассказывает Ринаудо. Жители называют беспилотники «небесной реанимацией» и понимают, что эта технология «может действительно спасти жизнь их родственникам, если они заболеют», говорит предприниматель. Ринаудо уверен: Zipline в Руанде — это новый уровень взаимодействия человека и технологий.

Бизнес на крови

«Построить эффективную систему доставки дронами — непростая задача с точки зрения и «железа», и софта. Zipline — одна из немногих компаний, которая эту задачу решает и при этом уже имеет настоящий бизнес», — рассказал журналу РБК партнер Sequoia Capital Альфред Лин. Фонд инвестирует в компании, которые «качественно меняют жизнь и демонстрируют сильные финансовые результаты», и Zipline полностью соответствует этой стратегии, утверждает Лин.

Zipline не занимается благотворительностью, несмотря на красивые слова Ринаудо о миссии проекта. За каждую доставку груза компании платит правительство Руанды. Сколько — Ринаудо не раскрывает, ссылаясь на условия контракта. Себестоимость отправления «зипа» сопоставима с доставкой на мотоцикле, которая составляет «менее $100», отмечает он. Zipline «практически вышла» на операционную рентабельность — это гарантирует устойчивость бизнеса и позволяет рассчитывать на масштабирование, объясняет сооснователь компании.

«В мире 5,2 млн детей умирают ежегодно только потому, что у них нет доступа к базовым медицинским продуктам. Это большой вызов, но одновременно и возможность развивать бизнес», — говорит Ринаудо. Только правительство США тратит десятки миллиардов долларов на доставку крови и медикаментов в труднодоступные районы страны. Zipline может повысить эффективность этих расходов, считает предприниматель.

Помимо Sequoia Capital в Zipline поверили многие именитые инвесторы. Менее чем за два года существования компания привлекла около $43 млн от ведущих фондов Кремниевой долины — GV (бывший Google Ventures), SV Angel, Andreessen Horowitz, а также от одного из основателей Microsoft Пола Аллена и других бизнес-ангелов. Последний раунд на сумму $25 млн Zipline закрыла в ноябре 2016 года. Деньги компания тратит на «усовершенствование проекта и подготовку к выходу на новые рынки», говорит Ринаудо, не уточняя деталей.

«Они [Zipline] не только одними из первых начали зарабатывать деньги на доставке грузов дронами, что само по себе огромное достижение, но и раньше других начали собирать базу данных о безопасности беспилотников, качестве навигационных решений и т.д.», — отмечает бывший гендиректор Mail.Ru Group и основатель фонда Grishin Robotics Дмитрий Гришин, который также является инвестором Zipline. По его словам, собранная информация в будущем поможет компании первой получить разрешения регуляторов в развитых странах, а значит, первыми прийти на новые рынки.

Обратные инновации

«В Zipline каждую неделю звонят врачи, представители страховых компаний и производители медицинских товаров со словами «У нас так много удаленных сельских районов, возможно ли использовать вашу технологию здесь, в США?», — рассказывает Ринаудо. После запуска программы в Руанде интерес к технологии появился и на родине компании.

Министр транспорта США Энтони Фокс лично посещал ранчо Zipline в Калифорнии и был восхищен системой доставки грузов «зипами», писал в октябре 2016 года журнал Wired. В июне 2016 года чиновник стал главным лоббистом либерализации американского законодательства в части регулирования полетов дронов. Подведомственное Фоксу Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) разрешило доставку грузов беспилотниками в коммерческих целях, но в реальности это не работает: например, оператор дрона обязан на протяжении всего полета держать БПЛА в поле зрения.

Технологические гиганты торопят администрацию: более решительное дерегулирование отрасли помогло бы им не только зарабатывать деньги, доставляя грузы, как Amazon, но и распространять интернет в географически удаленных районах (такие дроны строят Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Google), а также доставлять туда жизненно важные товары. Однако FAA пока не готово делить воздушное пространство между самолетами и беспилотниками: в сутки над территорией США пролетают около 30 тыс. пассажирских рейсов, и безопасность людей на борту — первостепенная задача. Но Белый дом, как утверждает Ринаудо, меняет отношение к индустрии беспилотников. Предприниматель рассчитывает, что в 2017 году компания запустит коммерческую доставку медицинских продуктов в удаленные районы страны, где авиатрафик менее интенсивный, например в штаты Невада, Мэриленд, Вашингтон и др.

Zipline уже сотрудничает с UPS: главный логистический оператор страны, также лоббирующий развитие отрасли «дроноперевозок» в США, вложил $1,1 млн в совместный проект. Деньги пошли на совершенствование системы доставки комплектующих для «зипов» в Руанду.

Спрос на услуги Zipline есть и в других африканских странах: уже заключены предварительные контракты, и число таких договоренностей постоянно растет, рассказал журналу РБК Лин. Впрочем, сами основатели Zipline не хотят спешить с масштабированием бизнеса, пока модель не будет отлажена в Руанде. Кроме расширения географии Zipline будет увеличивать линейку продукции для доставки. Это могут быть различные вакцины, средства для ВИЧ-инфицированных, лекарства от малярии, туберкулеза и других заболеваний, перечисляет Ринаудо. Выходить за пределы медицинских товаров компания не планирует.

Цель компании — построить единую логистическую систему доставки медикаментов по всему миру. «В том, как люди перевозят медицинские препараты, ничего не меняется последние 50–60 лет. Мы по-прежнему используем мотоциклы и автомобили даже там, где в принципе нет дорог», — удивляется Ринаудо.

Система «зипов» будет востребована в любой стране, где есть проблема больших расстояний и удаленности населенных пунктов от крупных центров, в том числе и в России, считает предприниматель. У Zipline есть «пара сторонников в России» помимо Дмитрия Гришина, но называть их имена предприниматель пока не хочет. «Мы мечтаем однажды начать бизнес в России. Это может стать фантастическим примером», — добавляет он. Ринаудо, как и большинство калифорнийских стартаперов, любит повторять: «Наша компания меняет мир и спасает жизни». И похоже, Zipline — один из тех редких случаев, когда клише соответствует действительности.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Китайский с нуля Китайский с нуля

Сложно ли выучить новый язык и как это сделать самостоятельно

РБК
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
С видом на усадьбу С видом на усадьбу

Из окон этой квартиры открывается потрясающий вид на близлежащие кварталы

Идеи Вашего Дома
На гребне волны На гребне волны

В интерьере сохранена морская тематика, цветовые сочетания синего и оранжевого

Идеи Вашего Дома
«Малые дела» для «малой родины» «Малые дела» для «малой родины»

Земские школы как образовательный проект

Знание – сила
ESG-принципы российских агрохолдингов ESG-принципы российских агрохолдингов

Что поможет привлечь инвестиции в устойчивое сельское хозяйство?

Агроинвестор
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
Нейросети в «стране городов» Нейросети в «стране городов»

Как ученые изучали «Страну городов» с помощью нейросетей

Наука и жизнь
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Яркие акценты Яркие акценты

Заказчик хотел интерьер спокойной цветовой палитры, но с яркими акцентами

Идеи Вашего Дома
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
Санчо Панса языка Санчо Панса языка

На курсах литературного мастерства учат не разводить словесные кружева

Seasons of life
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов

Судьба первого русского нефтепромысла

Знание – сила
Свежая зелень Свежая зелень

Компактная ванная: пример выверенной планировки и сложной колористики

Идеи Вашего Дома
Элегантная роскошь Элегантная роскошь

В цветовое решение интерьера решили заложить приглушённые естественные оттенки

Идеи Вашего Дома
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Что посеешь? Что посеешь?

Почему растет доля контрафактных и фальсифицированных семян

Агроинвестор
Согревающий оранжевый Согревающий оранжевый

Колористическое решение интерьера задал характер заказчика

Идеи Вашего Дома
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Остаться там откуда уезжают Остаться там откуда уезжают

Как Антонио Монтальто приехал в Армению по работе, а остался из-за любви

Seasons of life
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…» «Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»

О Русских международных школах и перспективах российского образования за рубежом

Знание – сила
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Открыть в приложении