Американская Zipline зарабатывает на доставке крови и лекарств в удаленные районы Руанды, одной из самых бедных стран мира. Именитые инвесторы Кремниевой долины вложили в Zipline более $40 млн, а основатели стартапа сумели опередить Amazon и Google в области коммерческого использования беспилотных летательных аппаратов

РБК

Тема номера — Доставка

Доктор дрон

Стартап Zipline спасает жизни жителей Руанды с помощью беспилотников

Американская Zipline зарабатывает на доставке крови и лекарств в удаленные районы Руанды, одной из самых бедных стран мира. Именитые инвесторы Кремниевой долины вложили в Zipline более $40 млн, а основатели стартапа сумели опередить Amazon и Google в области коммерческого использования беспилотных летательных аппаратов

Текст: Алена Сухаревская
Фото: Борис Жарков для РБК

Улыбчивый 28-летний выпускник Гарварда Келлер Ринаудо всю жизнь увлекался роботами, но превратить свое хобби в работу смог лишь четыре года назад. В 2012 году Ринаудо вместе с двумя друзьями детства Пу Нгуйеном и Питером Сидом основал в Лас-Вегасе стартап Romotive. Компания производила робота-ассистента Romo — компактную платформу на колесах, на которую крепился iPhone, где «вылезал» специальный интерфейс.

Робот стоимостью $150, похожий на главного героя культового мультфильма студии Pixar ВАЛЛ-И, быстро покорил сердца аудитории, особенно детей. Ассистент умел взаимодействовать с пользователем: двигался вслед за «хозяином», имитировал человеческие реакции, например изображал испуг в ответ на определенные реплики.

Команда проекта сначала попала в акселератор TechStars, а затем дважды провела успешные краудфандинговые кампании на Kickstarter: предпринимателям удалось собрать $110 тыс. и $170 тыс. соответственно. В Romo поверили и венчурные инвесторы: в том же 2012 году компания привлекла $1,5 млн от основателя интернет-ретейлера Zappos Тони Сая, эндаумент-фонда Стэнфордского университета и др.

«В первый же год мы продали роботов на $1 млн и сказали себе: «Черт возьми, да у нас тут настоящая робототехническая компания! Что мы можем сделать, чтобы изменить мир к лучшему?» — вспоминает в разговоре с журналом РБК Ринаудо. Ответ предприниматель нашел во время путешествия по Танзании, куда отправился с еще одним другом Уильямом Хетцлером.

В африканской стране друзья познакомились с исследователем Заком Мтема. Он как раз вел исследовательский проект — устанавливал врачам в удаленных сельских больницах Танзании на мобильный телефон приложение, через которое они сообщали о случаях заболевания бешенством и другими инфекционными заболеваниями, об осложнениях при родах и т.д. Кроме того, с помощью приложения врачи фиксировали летальные исходы, когда пациенты умирали из-за отсутствия в клиниках нужных медикаментов или крови для переливания.

«Это была база данных смерти», — эмоционально рассказывает Ринаудо об экспериментах в Танзании: за каждой записью стояла человеческая жизнь, которую можно было бы спасти, если бы клиника получила необходимые материалы в срок. Вместе с Хетцлером он решил придумать механизм оперативной доставки жизненно важных продуктов в те области, куда невозможно доехать на автомобиле. Почти сразу друзья поняли, что «кровеносную систему» можно реализовать с помощью технологии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

В 2014 году вместе со специалистом по робототехнике Кинаном Выробеком они основали Zipline. Название придумал Ринаудо: фанат альпинизма, он вспомнил о системе горного спуска по стальному канату — зиплайне. «Зиплайн позволяет быстро передвигаться над землей — хорошая метафора того, что мы делаем», — объясняет предприниматель.

К созданию «гуманитарного» дрона основателям Zipline удалось привлечь инженеров с опытом работы в компаниях SpaceX, Boeing и Lockheed Martin. Юридически Zipline создана на базе Romotive — выпуск роботов компания приостановила в том же 2014-м. К этому моменту, по данным базы Crunchbase, робототехнический стартап привлек более $7 млн. «Перекладывали» ли эти деньги в Zipline, представители компании не раскрывают.

«Зип» спешит на помощь

Термин «дрон» Келлер Ринаудо и его партнеры не любят. «Люди представляют себе дрон как игрушку, с которой возятся дети на заднем дворе», — возмущенно объясняет предприниматель. Zipline свои беспилотники называет «зипами».

Сейчас самая распространенная «потребительская» модель дрона — квадрокоптер с четырьмя винтами по периметру конструкции. «Зипы» мало похожи на них: друзья создали фактически миниатюрный самолет весом около 10 кг с фиксированным крылом, двумя винтами и закрытым отсеком для груза до 1,5 кг — такой объем крови в среднем используется для процедуры переливания.

Дизайн инженеры разрабатывали с нуля, тестирование «зипов» проходит на принадлежащем компании ранчо под Сан-Франциско. Разработчики постоянно работают над улучшением аэродинамических свойств дрона, подчеркивает Ринаудо. Он уверяет, что зипы» устойчивее других беспилотников — лучше переносят сильный ветер (единственное «метеоограничение» — ураган или снежный шторм). Если даже выходят из строя, не падают камнем, как квадрокоптеры, а могут аккуратно спланировать на землю.

У «зипов» продвинутая начинка — авионика, которая позволяет отслеживать расположение беспилотника с помощью GPS-сигнала с точностью до нескольких сантиметров. Сам он летит по заданному маршруту, корректировать который можно через приложение в планшете. Дальность полета «зипа» — 150 км, квадрокоптеры в среднем способны преодолевать лишь 5–7 км.

В какую сумму обходится создание одного устройства и сколько потрачено на разработку технологии в целом, Ринаудо не раскрывает. Весь флот компании на конец 2016 года, по расчетам журнала РБК, состоял из 150 беспилотников. Zipline каждые четыре месяца выпускает по 20–40 «зипов» с обновленным дизайном и авионикой. «Такой темп необходим для повышения энергоэффективности и снижения конечной стоимости «зипа» и полета», — объясняет Ринаудо.

Стоимость беспилотника в компании также не называют. Предприниматель объясняет, что Zipline сотрудничает не с конечными потребителями, а продает «зипы» корпоративным партнерам как услугу по доставке вместе с системой управления. Стоимость квадрокоптеров, которые собирается использовать для доставки онлайн-ретейлер Amazon, варьируется от $1 тыс. до $3 тыс.

Доставлять грузы дронами мечтают многие компании — помимо Amazon, холдинг Alphabet, управляющий проектами Google, и даже крупнейшая розничная сеть Walmart. Но ни один из этих гигантов пока не перешел от планов к действиям. А Zipline в октябре 2016 года запустила систему доставки крови и медикаментов в Руанде. Почему Ринаудо с друзьями решили испытать прорывную технологию в одной из беднейших стран мира?

Zipline — первая компания в мире, которой удалось создать работающий бизнес по доставке дронами: за два года существования стартап вышел на операционную рентабельность.

Эксперимент в Руанде

ВВП на душу населения в Руанде по итогам 2015 года составил $697 — это 165-е место в мире, следует из статистики Всемирного банка. В последний раз мировая общественность вспоминала об этой африканской стране в 1994 году, когда во время геноцида в Руанде погиб почти 1 млн человек.

Ринаудо объясняет, что команду Zipline привлекла способность правительства страны оперативно принимать решения и вносить коррективы в законодательство. Президент Поль Кагаме, правящий Руандой с 2000 года, активно зазывает иностранных инвесторов и выступает в роли реформатора страны. Бюджет Руанды по-прежнему на 40% субсидируется зарубежными партнерами и международными организациями — сократить этот показатель Кагаме пытается за счет льгот: например, компании, инвестировавшие в экономику Руанды не менее $10 млн, освобождаются от уплаты налога на прибыль. «Руанда — во многом идеальная страна для начинающих предпринимателей. Такой 200 лет назад была Америка», — делится впечатлениями Ринаудо.

Контракт с местным правительством на доставку крови в больницы Zipline подписала в феврале 2016 года. В течение шести месяцев компания согласовывала с Управлением гражданской авиации Руанды маршруты полетов и интеграцию дронов в систему контроля воздушного трафика страны. На октябрьской презентации системы один из беспилотников запустил лично президент Кагаме.

Доставка по воздуху на востоке Африки оправдана особенностями географии и климата. В сезон дождей в Руанде, которую местные жители называют Страной тысячи холмов, около 75% дорог выходит «из строя» — наземный транспорт из-за подтопления не может проехать по ним. Но и в хорошую погоду дроны в несколько раз быстрее мотоциклов, которыми до появления Zipline развозили кровь и лекарства в больницы Руанды.

Как и в Танзании, когда-то вдохновившей Ринаудо и Хетцлера, из-за дефицита донорской крови в стране высока статистика смертности по причине послеродового кровотечения. По данным ООН, в 2010 году 28% смертей молодых матерей случились из-за недостатка биоматериала в больницах (среднемировой показатель — 6%). В целом около 50% переливаний крови приходится на послеродовые случаи, еще 40% получают дети, больные малярией, свидетельствует статистика Zipline. Все случаи, в которых доставка дронами может помочь, — срочные, подчеркивает Ринаудо.

Единый центр

Для эксперимента в Руанде основатели Zipline построили логистический центр в центральной провинции страны Муханге, там же «паркуется» флот «зипов». В радиусе 75 км от центра живет более 6 млн человек, компания дронами покрывает территорию 18 тыс. кв. км. Когда медики из клиник, расположенных в труднодоступных районах, отправляют СМС с просьбами о доставке крови для переливания или партии вакцин, сотрудники центра загружают «посылку» в «зип» и программируют маршрут. Максимум через полчаса груз должен быть доставлен в больницу. С «зипа» он сбрасывается на бумажном парашюте.

После доставки беспилотник возвращается обратно на базу. Отказ от посадки позволяет Zipline не тратить деньги на обучение управлению БПЛА персонала больниц, а также исключает поломки при приземлении.

Мы общаемся с Ринаудо спустя полтора месяца после старта программы. Пока в Руанде летают восемь «зипов», которые доставляют кровь только в один госпиталь, но в ближайшее время флот вырастет до 15 машин, а число больниц-партнеров — до 21. В 2017 году Ринаудо с командой рассчитывает выйти на показатель 50–150 отправлений в сутки. Сколько доставок совершается сейчас, Ринаудо не раскрывает. В 2017 году Zipline откроет второй логистический хаб на востоке Руанды, что поможет охватить территорию почти всей страны, в которой живут 11 млн человек.

Пока компания «полирует» систему производства и работы дронов. Собираются «зипы» в Руанде: из штата Zipline в 50 человек (30 из них — инженеры) в Африке работают 12, шестеро из них — местные. Большая часть деталей производится в Калифорнии, но, к примеру, аккумуляторы — опять же в Руанде. Периодически компании приходится решать экстренные проблемы: например, из-за того, что двигатели дрона переохлаждались при транспортировке из США, технология импорта была скорректирована.

«Мы видели тысячи фильмов о восстании машин, такие как «Терминатор», о том, что роботы принесут человечеству зло и разрушения. Но в Руанде сотня жителей деревни каждый день выстраивается вдоль забора хаба Zipline, чтобы понаблюдать за запуском «зипа», — рассказывает Ринаудо. Жители называют беспилотники «небесной реанимацией» и понимают, что эта технология «может действительно спасти жизнь их родственникам, если они заболеют», говорит предприниматель. Ринаудо уверен: Zipline в Руанде — это новый уровень взаимодействия человека и технологий.

Бизнес на крови

«Построить эффективную систему доставки дронами — непростая задача с точки зрения и «железа», и софта. Zipline — одна из немногих компаний, которая эту задачу решает и при этом уже имеет настоящий бизнес», — рассказал журналу РБК партнер Sequoia Capital Альфред Лин. Фонд инвестирует в компании, которые «качественно меняют жизнь и демонстрируют сильные финансовые результаты», и Zipline полностью соответствует этой стратегии, утверждает Лин.

Zipline не занимается благотворительностью, несмотря на красивые слова Ринаудо о миссии проекта. За каждую доставку груза компании платит правительство Руанды. Сколько — Ринаудо не раскрывает, ссылаясь на условия контракта. Себестоимость отправления «зипа» сопоставима с доставкой на мотоцикле, которая составляет «менее $100», отмечает он. Zipline «практически вышла» на операционную рентабельность — это гарантирует устойчивость бизнеса и позволяет рассчитывать на масштабирование, объясняет сооснователь компании.

«В мире 5,2 млн детей умирают ежегодно только потому, что у них нет доступа к базовым медицинским продуктам. Это большой вызов, но одновременно и возможность развивать бизнес», — говорит Ринаудо. Только правительство США тратит десятки миллиардов долларов на доставку крови и медикаментов в труднодоступные районы страны. Zipline может повысить эффективность этих расходов, считает предприниматель.

Помимо Sequoia Capital в Zipline поверили многие именитые инвесторы. Менее чем за два года существования компания привлекла около $43 млн от ведущих фондов Кремниевой долины — GV (бывший Google Ventures), SV Angel, Andreessen Horowitz, а также от одного из основателей Microsoft Пола Аллена и других бизнес-ангелов. Последний раунд на сумму $25 млн Zipline закрыла в ноябре 2016 года. Деньги компания тратит на «усовершенствование проекта и подготовку к выходу на новые рынки», говорит Ринаудо, не уточняя деталей.

«Они [Zipline] не только одними из первых начали зарабатывать деньги на доставке грузов дронами, что само по себе огромное достижение, но и раньше других начали собирать базу данных о безопасности беспилотников, качестве навигационных решений и т.д.», — отмечает бывший гендиректор Mail.Ru Group и основатель фонда Grishin Robotics Дмитрий Гришин, который также является инвестором Zipline. По его словам, собранная информация в будущем поможет компании первой получить разрешения регуляторов в развитых странах, а значит, первыми прийти на новые рынки.

Обратные инновации

«В Zipline каждую неделю звонят врачи, представители страховых компаний и производители медицинских товаров со словами «У нас так много удаленных сельских районов, возможно ли использовать вашу технологию здесь, в США?», — рассказывает Ринаудо. После запуска программы в Руанде интерес к технологии появился и на родине компании.

Министр транспорта США Энтони Фокс лично посещал ранчо Zipline в Калифорнии и был восхищен системой доставки грузов «зипами», писал в октябре 2016 года журнал Wired. В июне 2016 года чиновник стал главным лоббистом либерализации американского законодательства в части регулирования полетов дронов. Подведомственное Фоксу Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) разрешило доставку грузов беспилотниками в коммерческих целях, но в реальности это не работает: например, оператор дрона обязан на протяжении всего полета держать БПЛА в поле зрения.

Технологические гиганты торопят администрацию: более решительное дерегулирование отрасли помогло бы им не только зарабатывать деньги, доставляя грузы, как Amazon, но и распространять интернет в географически удаленных районах (такие дроны строят Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Google), а также доставлять туда жизненно важные товары. Однако FAA пока не готово делить воздушное пространство между самолетами и беспилотниками: в сутки над территорией США пролетают около 30 тыс. пассажирских рейсов, и безопасность людей на борту — первостепенная задача. Но Белый дом, как утверждает Ринаудо, меняет отношение к индустрии беспилотников. Предприниматель рассчитывает, что в 2017 году компания запустит коммерческую доставку медицинских продуктов в удаленные районы страны, где авиатрафик менее интенсивный, например в штаты Невада, Мэриленд, Вашингтон и др.

Zipline уже сотрудничает с UPS: главный логистический оператор страны, также лоббирующий развитие отрасли «дроноперевозок» в США, вложил $1,1 млн в совместный проект. Деньги пошли на совершенствование системы доставки комплектующих для «зипов» в Руанду.

Спрос на услуги Zipline есть и в других африканских странах: уже заключены предварительные контракты, и число таких договоренностей постоянно растет, рассказал журналу РБК Лин. Впрочем, сами основатели Zipline не хотят спешить с масштабированием бизнеса, пока модель не будет отлажена в Руанде. Кроме расширения географии Zipline будет увеличивать линейку продукции для доставки. Это могут быть различные вакцины, средства для ВИЧ-инфицированных, лекарства от малярии, туберкулеза и других заболеваний, перечисляет Ринаудо. Выходить за пределы медицинских товаров компания не планирует.

Цель компании — построить единую логистическую систему доставки медикаментов по всему миру. «В том, как люди перевозят медицинские препараты, ничего не меняется последние 50–60 лет. Мы по-прежнему используем мотоциклы и автомобили даже там, где в принципе нет дорог», — удивляется Ринаудо.

Система «зипов» будет востребована в любой стране, где есть проблема больших расстояний и удаленности населенных пунктов от крупных центров, в том числе и в России, считает предприниматель. У Zipline есть «пара сторонников в России» помимо Дмитрия Гришина, но называть их имена предприниматель пока не хочет. «Мы мечтаем однажды начать бизнес в России. Это может стать фантастическим примером», — добавляет он. Ринаудо, как и большинство калифорнийских стартаперов, любит повторять: «Наша компания меняет мир и спасает жизни». И похоже, Zipline — один из тех редких случаев, когда клише соответствует действительности.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Главные цифры доменного рынка в России Главные цифры доменного рынка в России

Как покупают и продают в стране сетевые адреса сайтов

РБК
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
Записки из раскопа Записки из раскопа

Как жители средневекового Новгорода передавали сообщения

Вокруг света
Молодые годы Колчака Молодые годы Колчака

Александр Колчак — не только военный, но и ученый-океанограф

Знание – сила
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Заговор в голове Заговор в голове

Что заставляет людей верить в конспирологию?

Вокруг света
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Физик-экспериментатор Джон Тиндаль и его открытие свойств водяного пара

Знание – сила
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
«Окольцованная» Земля «Окольцованная» Земля

Где планеты находят свои кольца? Могли ли они быть и у Земли?

Наука и жизнь
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
Новая уникальная антилопа Азии Новая уникальная антилопа Азии

Уникальные саолы — редкие "единороги" из горных лесов Вьетнама

Знание – сила
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Путешествие золотой бляхи Путешествие золотой бляхи

Тайны скифской Долины Царей

Вокруг света
Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Потерянные и обретенные Потерянные и обретенные

Истории пропавших шедевров напоминают сюжеты самых невероятных фильмов

Вокруг света
Открыть в приложении