Над созданием беспилотных автомобилей сейчас работают все ведущие мировые автопроизводители. Один из самых заметных российских проектов в этой сфере — Matrёshka, модульная система беспилотного коммерческого транспорта.

РБКHi-Tech

Тема номера — Беспилотный транспорт

«Матрешка» на колесах

Компания BMG хочет запустить беспилотный автобус в серию в 2018 году

Над созданием беспилотных автомобилей сейчас работают все ведущие мировые автопроизводители. Один из самых заметных российских проектов в этой сфере — Matrёshka, модульная система беспилотного коммерческого транспорта

Текст: Владимир Гендлин
Фото: Станислава Новгородцева для РБК

Проект развивает Алексей Бакулин, владелец и гендиректор компаний Volgabus и BMG (Bakulin Motors Group). Первая — крупный производитель автобусов, главной производственной единицей которого является завод «Волжанин». Вторая создана для реализации инновационных проектов, таких как Matrёshka.

Выход беспилотных транспортных средств на дороги общего пользования — пока далекое будущее, говорит Бакулин: «Беспилотники на закрытых территориях — это первый этап, который мы для себя определили как наиболее достижимый. Так мы сможем быстрее коммерциализировать «Матрешки».

К числу закрытых относятся территории предприятий, технопарков, аэропортов и других пространств, не соприкасающиеся с дорогами общего пользования. «В качестве примера можно назвать инноград «Сколково», различные территориальные парки, в том числе Парк Горького или ВДНХ, или площади гостиничных комплексов, например, Олимпийский парк в Сочи, у которого огромная территория и большое количество объектов», — говорит Бакулин.

То же касается промышленных предприятий с огромными территориями и серьезными потоками внутризаводского транспорта, которые надо оптимизировать, добавляет он. На закрытых пространствах может работать не только пассажирский, но и специализированный транспорт — коммунальная техника, транспорт внутренней доставки.

За год существования проекта выпущено три «Матрешки», к концу 2016 года их будет пять, обещает Бакулин. Все пока работают в тестовом режиме на полигоне в «Сколково». По его словам, сейчас даже трудно сказать, какой компанией должна быть BMG — автомобильной или информационно-технологической.

«Мы сейчас на той стадии, когда понимаем, что быть традиционной автомобильной компанией уже нельзя, но без этого базиса тоже невозможно двигаться вперед», — рассуждает он. — Например, Apple является производителем софта или железа? Это все условно, ведь все железо делается на аутсорсе. Мы должны быть гибкой компанией, потому что сейчас происходит величайшая технологическая революция».

Такие «матрешки»-беспилотники планируется на первом этапе опробовать на закрытых территориях предприятий, технопарков, аэропортов и на других пространствах, не соприкасающихся с дорогами общего пользования

Два пути

В мире есть два главных пути развития беспилотного транспорта, говорит Бакулин. Первый — когда на традиционные автомобили навешивается беспилотный комплект, и он функционирует, как ассистент водителя, вводя так называемую частичную автономность. Второй путь — транспортное средство изначально разрабатывается под функции беспилотности: там нет места для традиционного водителя, нет лобовых стекол, другие конструкция автомобиля и внутренняя архитектура, иначе выстроено взаимодействие всех конечных устройств, например между приводом, системой управления рулевыми осями, тормозами и т.п. Именно такой транспорт создает BMG, уточняет Алексей Бакулин.

По его словам, первые «Матрешки» выполнены в пассажирской версии — наиболее сложной, поскольку там много требований по безопасности. Двигатель электрический, вместо лобового и заднего стекол в дальнейшем будут интерактивные экраны, которые необходимы для внешних потребителей информации. Это могут быть рекламные щиты и другие медийные поверхности, можно ставить дисплеи для других участников движения, которые обеспечат сквозной просмотр сквозь транспортное средство, то есть на задний модуль будет транслироваться то, что происходит впереди, объясняет Бакулин.

Опытные партии «Матрешек» — до 50 единиц — он планирует выпустить и продать уже в 2017 году, а в 2018 году наладить серийное производство. Сколько машин может быть выпущено в серии, глава BMG не сказал, сообщив, что маркетинговые исследования этого вопроса еще не завершены. Но любая серия для подобных машин начинается «от тысячи единиц», добавил Бакулин.

Он также отказался назвать точную сумму инвестиций в проект: «Об этом говорить рано, поскольку мы еще только собираемся привлекать инвестиции. Пока работы ведутся на собственные средства, их хватит примерно на полгода». Но обозначил примерную стоимость «Матрешек»: пилотные варианты 8–12-местных автобусов будут стоить от 6,5 млн до 10 млн руб., хотя «для серийной продукции красная цена — 3–3,5 млн руб.», считает он.

Правда, до продажи серийных автобусов дело может не дойти. Бакулин говорит, что видит этот бизнес несколько шире: нужно продавать систему или даже как услугу.

Автомобиль как услуга

«Сейчас важен не столько автомобиль, сколько та система, которая будет поставлена, весь комплекс: автомобиль, его система управления, система управления парком, оптимизация всех этих компонентов и встройка всех этих систем в городскую инфраструктуру», — говорит Бакулин.

И приводит пример с лифтом: «Раньше вы заходили, и лифтер спрашивал, на какой вам этаж. Потом нажимал на кнопку. На следующем этапе лифтер исчез, но в лифте есть кнопки и вы сами нажимаете на нужную. Сейчас во многих лифтах нет кнопок, вы выбираете этаж до захода в лифт. Следующим этапом будет, наверное, когда машина будет знать заранее, на какой этаж вам нужно».

Все закончится тем, что вы перестанете платить за пользование автомобилем, говорит Бакулин корреспонденту журнала РБК. «Платить будут те, к кому вы едете или кто вас послал. Например, редакция вас к нам направила, и у нее списались 2 руб. «Матрешка» сама приедет, заберет вас, выберет оптимальный маршрут и отвезет к месту назначения». Сегодня компаниям выгоднее покупать не автомобиль, а перевозку, логистические услуги, считает Бакулин.

На первом этапе в «Матрешках» планируются два уровня управления — внутренняя (водитель-испытатель, который в случае необходимости сможет взять управление на себя) и внешняя (диспетчер). В «Матрешке» решили отказаться от пути западных производителей, обвешивающих автомобили разного рода сенсорикой (радары, лидары).

«Очень дорого», — объясняет Антон Поппель, технический руководитель проекта Matrёshka и генеральный директор компании Electric Vehicle Technologies (EVT). В таких вариантах сам автомобиль может стоить $10 тыс., а вся сенсорика потянет на полмиллиона, объясняет он. Поэтому решили сосредоточиться на программном обеспечении, обрабатывающем видеоизображение.

На «Матрешках» установлено восемь высокочастотных камер, которые в процессе движения отслеживают «артефакты» — столбы, ямы, тех же пешеходов и так далее, а ПО анализирует и обрабатывает ситуацию. При скромной скорости 15–20 км/ч система обеспечивает комфортное торможение. Подавляющая часть компонентов в «Матрешках» — собственного производства, лишь в отдельных случаях используются продукты сторонних компаний. В частности, для обработки видео используются компоненты компании NVIDIA.

Алексей Бакулин, владелец и генеральный директор компаний Volgabus и BMG, уверен, что в ситуации эпохальных технологических изменений победит тот, кто первым стартует с инновациями

У проекта есть как минимум два нерешенных препятствия — правовое и финансовое. В России отсутствуют законодательные основы для применения беспилотных транспортных средств. В пресс-службе Минтранса РФ этот вопрос прокомментировали обнадеживающе, но очень туманно: «Минтранс уделяет большое внимание внедрению инноваций на транспорте, в том числе развитию беспилотных транспортных средств. Сейчас необходимо сконцентрироваться на целесообразности подготовки и внесения изменений в действующее законодательство для… развития и внедрения технологий беспилотных транспортных средств и связанной транспортной инфраструктуры».

Подобный проект сопряжен с высокими рисками, и заработать на нем трудно, считает аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицин. Еще лет десять назад гарвардский профессор Клейтон Кристенсен, автор теории «подрывных» инноваций, оценивал перспективы электромобилей и предположил, что первое применение они найдут внутри обширных логистических хабов, заводов — там, где требуются перевозки на небольшие расстояния. «В случае с беспилотным транспортом, по-видимому, первым коммерчески успешным применением тоже будет использование там, где выгоды существенны, а риски минимальны, и это вряд ли будут улицы мегаполисов. Но не так много найдется инвесторов, которые сразу скажут, где именно. Года два или три уйдет, пока найдутся те, кто обладает необходимой экспертизой и готов взять на себя риски», — заключает аналитик «Финам».

Но Алексей Бакулин считает, что на ожидание нет времени: «Пока мы все стоим на одной линии, поэтому кто быстрее сделает, тот и победит. Мы понимаем, что делаем, и мы показываем фантастические результаты — сделали за год «Матрешку». Представляете, что будет в 2018 году? Мы порвем всех, нас будет просто не остановить».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Бот из машины Бот из машины

Как биороботы оживают и меняют мир технологий

РБК
Завтра лучше, чем вчера Завтра лучше, чем вчера

Россия одной из первых в мире стран начала разрабатывать программы экологического образования, ставшего предтечей образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Однако сегодня мы находимся на периферии общемировых образовательных трендов.

РБК
Вести с полей Вести с полей

Как менялась форма игроков в гольф на протяжении XX века

Forbes Life
Инструмент дизайнера Инструмент дизайнера

Создатели LixPen первыми сделали 3D-ручку компактной.

Forbes
Резидент Тверской Резидент Тверской

Почему у владельца ОАО «Медицина» Григория Ройтберга провалился проект в Химках, а в центре Москвы все идет хорошо.

Forbes
Технологии без границ Технологии без границ

Текстильная промышленность может стать драйвером индустрии высоких технологий

РБК
Калифор­ний­ская мечта Калифор­ний­ская мечта

Дизайнер Тим Корриган офор­мил вил­лу и го­сте­вой дом на юж­но­ка­ли­фор­ний­ском по­бе­ре­жье. Владель­цы меч­та­ли о фран­цуз­ском двор­це. Сказано — сделано.

AD
Деньги в клетке Деньги в клетке

Мир переключился с бокса на более кровавые бои смешанных единоборств. Как устроен этот бизнес.

Forbes
Зачем владелец «Асконы» продает большой бизнес и строит маленький город Зачем владелец «Асконы» продает большой бизнес и строит маленький город

Владимир Седов занялся медициной и отстраивает на свои деньги целый город

РБК
Вертикаль­ный взлет Вертикаль­ный взлет

Дизайнер Марина Мацкевич офор­ми­ла в Алматы квар­ти­ру, в окна ко­то­рой за­гля­ды­ва­ют пики Тянь‑Шаня.

AD
Фабрика песен Фабрика песен

Основатель агентства МИАН запускает стартап, подбирающий тексты к музыке

РБК
Не все «О’кей» Не все «О’кей»

Каким еще бизнесом занимаются владельцы крупной сети супермаркетов.

Forbes
Женское дело Женское дело

Проблема любого женского бизнес-рейтинга, своего рода «первородный грех», — в самом факте гендерного деления участников коммерческой деятельности. Но доля топ-менеджеров или предпринимателей мужчин в подобных списках так велика, что женщин часто просто не видно, будто их нет совсем. В рейтинге крупнейших компаний России РБК 500 доля женщин-CEO — чуть больше 5%, и по мировым меркам это еще очень неплохой результат и вполне заслуженный повод показать их отдельно.

РБК
Торг уместен Торг уместен

Кризис скорректировал цены на арт-рынке. Но не во всех сегментах.

Forbes
Эффект погружения Эффект погружения

VR-трансляции благодаря компании Prosense могут стать массовыми.

РБК
Вальц без цветов Вальц без цветов

Дизайнер Екатери­на Вальц офор­ми­ла в ком­плек­се “Легенда Цветного” бру­таль­ный муж­ской интерьер.

AD
Вечные французы Вечные французы

Любовь рус­ских к фран­цуз­ско­му ди­зай­ну об­ще­из­вест­на — даже Грибоедов над ней под­шу­чи­вал. Хозяин этой мос­ков­ской квар­ти­ры от­дал­ся фран­ко­фи­лии це­ли­ком — и не прогадал.

AD
Красота по‑американски Красота по‑американски

Дизайнер Ольга Мальева офор­ми­ла квар­ти­ру в Москве, на­пол­нив ее ме­бе­лью из лю­би­мой эпо­хи — Америки се­ре­ди­ны XX века.

AD
Остров Александрова Остров Александрова

Бизнесмен, зарабатывающий миллиарды на десертах, строит новый бизнес на похудении.

РБК
Фото с маржой 56% Фото с маржой 56%

Первый инстамат — терминал для печати фото из Instagram — в России появился весной 2014 года. Сейчас их уже сотни, а заработок производителей терминалов исчисляется в сотнях миллионов рублей в год. В 2016 году начался новый этап — выход инстаматов на зарубежные рынки.

РБК
Под парусом надежды Под парусом надежды

Компания Officine Panerai в 12-й раз проводит крупнейшие гонки классических яхт Panerai Classic Yacht Challenge. РБК собрал самые важные и интересные факты о захватывающем и невероятно красивом этапе в тосканском Арджентарио.

РБК
Держать баланс Держать баланс

Зачем топ-менеджеру оборонного завода выигрывать чемпионаты по конному спорту.

Forbes
Бизнес под огнем Бизнес под огнем

Недалеко от руин Донецкого аэропорта работает завод турецкого инвестора Казима Сериндага.

Forbes
Начальник космодромов Начальник космодромов

Рано Джураева должна найти прибыль там, где раньше ее никто не искал.

РБК
Памятник старины Памятник старины

Архитек­тур­ное бюро Blockstudio офор­ми­ло для твор­че­ской се­мьи квар­ти­ру пло­ща­дью 77 м² с но­сталь­ги­че­ским интерьером.

AD
Его эго Его эго

Дональд Трамп, который уже изменил Америку.

Forbes
Альянс по расчету Альянс по расчету

Зачем Александру Мамуту разработчик софта для ресторанов.

Forbes
Земля–воздух Земля–воздух

Панорам­ный вид на Москву — гор­дость этой квар­ти­ры, спро­ек­ти­ро­ван­ной Алексеем Дунаевым и его бюро “ПРОЕКТ905”. Ради это­го вида при­шлось даже под­кор­рек­ти­ро­вать про­ект мно­го­этаж­но­го дома.

AD
Цена вкуса Цена вкуса

Самые дорогие картины в коллекциях десяти российских бизнесменов.

Forbes
Первое, второе и компот Первое, второе и компот

Где искать точки роста сетевого ресторанного рынка.

РБК
Открыть в приложении