Над созданием беспилотных автомобилей сейчас работают все ведущие мировые автопроизводители. Один из самых заметных российских проектов в этой сфере — Matrёshka, модульная система беспилотного коммерческого транспорта.

РБКHi-Tech

Тема номера — Беспилотный транспорт

«Матрешка» на колесах

Компания BMG хочет запустить беспилотный автобус в серию в 2018 году

Над созданием беспилотных автомобилей сейчас работают все ведущие мировые автопроизводители. Один из самых заметных российских проектов в этой сфере — Matrёshka, модульная система беспилотного коммерческого транспорта

Текст: Владимир Гендлин
Фото: Станислава Новгородцева для РБК

Проект развивает Алексей Бакулин, владелец и гендиректор компаний Volgabus и BMG (Bakulin Motors Group). Первая — крупный производитель автобусов, главной производственной единицей которого является завод «Волжанин». Вторая создана для реализации инновационных проектов, таких как Matrёshka.

Выход беспилотных транспортных средств на дороги общего пользования — пока далекое будущее, говорит Бакулин: «Беспилотники на закрытых территориях — это первый этап, который мы для себя определили как наиболее достижимый. Так мы сможем быстрее коммерциализировать «Матрешки».

К числу закрытых относятся территории предприятий, технопарков, аэропортов и других пространств, не соприкасающиеся с дорогами общего пользования. «В качестве примера можно назвать инноград «Сколково», различные территориальные парки, в том числе Парк Горького или ВДНХ, или площади гостиничных комплексов, например, Олимпийский парк в Сочи, у которого огромная территория и большое количество объектов», — говорит Бакулин.

То же касается промышленных предприятий с огромными территориями и серьезными потоками внутризаводского транспорта, которые надо оптимизировать, добавляет он. На закрытых пространствах может работать не только пассажирский, но и специализированный транспорт — коммунальная техника, транспорт внутренней доставки.

За год существования проекта выпущено три «Матрешки», к концу 2016 года их будет пять, обещает Бакулин. Все пока работают в тестовом режиме на полигоне в «Сколково». По его словам, сейчас даже трудно сказать, какой компанией должна быть BMG — автомобильной или информационно-технологической.

«Мы сейчас на той стадии, когда понимаем, что быть традиционной автомобильной компанией уже нельзя, но без этого базиса тоже невозможно двигаться вперед», — рассуждает он. — Например, Apple является производителем софта или железа? Это все условно, ведь все железо делается на аутсорсе. Мы должны быть гибкой компанией, потому что сейчас происходит величайшая технологическая революция».

Такие «матрешки»-беспилотники планируется на первом этапе опробовать на закрытых территориях предприятий, технопарков, аэропортов и на других пространствах, не соприкасающихся с дорогами общего пользования

Два пути

В мире есть два главных пути развития беспилотного транспорта, говорит Бакулин. Первый — когда на традиционные автомобили навешивается беспилотный комплект, и он функционирует, как ассистент водителя, вводя так называемую частичную автономность. Второй путь — транспортное средство изначально разрабатывается под функции беспилотности: там нет места для традиционного водителя, нет лобовых стекол, другие конструкция автомобиля и внутренняя архитектура, иначе выстроено взаимодействие всех конечных устройств, например между приводом, системой управления рулевыми осями, тормозами и т.п. Именно такой транспорт создает BMG, уточняет Алексей Бакулин.

По его словам, первые «Матрешки» выполнены в пассажирской версии — наиболее сложной, поскольку там много требований по безопасности. Двигатель электрический, вместо лобового и заднего стекол в дальнейшем будут интерактивные экраны, которые необходимы для внешних потребителей информации. Это могут быть рекламные щиты и другие медийные поверхности, можно ставить дисплеи для других участников движения, которые обеспечат сквозной просмотр сквозь транспортное средство, то есть на задний модуль будет транслироваться то, что происходит впереди, объясняет Бакулин.

Опытные партии «Матрешек» — до 50 единиц — он планирует выпустить и продать уже в 2017 году, а в 2018 году наладить серийное производство. Сколько машин может быть выпущено в серии, глава BMG не сказал, сообщив, что маркетинговые исследования этого вопроса еще не завершены. Но любая серия для подобных машин начинается «от тысячи единиц», добавил Бакулин.

Он также отказался назвать точную сумму инвестиций в проект: «Об этом говорить рано, поскольку мы еще только собираемся привлекать инвестиции. Пока работы ведутся на собственные средства, их хватит примерно на полгода». Но обозначил примерную стоимость «Матрешек»: пилотные варианты 8–12-местных автобусов будут стоить от 6,5 млн до 10 млн руб., хотя «для серийной продукции красная цена — 3–3,5 млн руб.», считает он.

Правда, до продажи серийных автобусов дело может не дойти. Бакулин говорит, что видит этот бизнес несколько шире: нужно продавать систему или даже как услугу.

Автомобиль как услуга

«Сейчас важен не столько автомобиль, сколько та система, которая будет поставлена, весь комплекс: автомобиль, его система управления, система управления парком, оптимизация всех этих компонентов и встройка всех этих систем в городскую инфраструктуру», — говорит Бакулин.

И приводит пример с лифтом: «Раньше вы заходили, и лифтер спрашивал, на какой вам этаж. Потом нажимал на кнопку. На следующем этапе лифтер исчез, но в лифте есть кнопки и вы сами нажимаете на нужную. Сейчас во многих лифтах нет кнопок, вы выбираете этаж до захода в лифт. Следующим этапом будет, наверное, когда машина будет знать заранее, на какой этаж вам нужно».

Все закончится тем, что вы перестанете платить за пользование автомобилем, говорит Бакулин корреспонденту журнала РБК. «Платить будут те, к кому вы едете или кто вас послал. Например, редакция вас к нам направила, и у нее списались 2 руб. «Матрешка» сама приедет, заберет вас, выберет оптимальный маршрут и отвезет к месту назначения». Сегодня компаниям выгоднее покупать не автомобиль, а перевозку, логистические услуги, считает Бакулин.

На первом этапе в «Матрешках» планируются два уровня управления — внутренняя (водитель-испытатель, который в случае необходимости сможет взять управление на себя) и внешняя (диспетчер). В «Матрешке» решили отказаться от пути западных производителей, обвешивающих автомобили разного рода сенсорикой (радары, лидары).

«Очень дорого», — объясняет Антон Поппель, технический руководитель проекта Matrёshka и генеральный директор компании Electric Vehicle Technologies (EVT). В таких вариантах сам автомобиль может стоить $10 тыс., а вся сенсорика потянет на полмиллиона, объясняет он. Поэтому решили сосредоточиться на программном обеспечении, обрабатывающем видеоизображение.

На «Матрешках» установлено восемь высокочастотных камер, которые в процессе движения отслеживают «артефакты» — столбы, ямы, тех же пешеходов и так далее, а ПО анализирует и обрабатывает ситуацию. При скромной скорости 15–20 км/ч система обеспечивает комфортное торможение. Подавляющая часть компонентов в «Матрешках» — собственного производства, лишь в отдельных случаях используются продукты сторонних компаний. В частности, для обработки видео используются компоненты компании NVIDIA.

Алексей Бакулин, владелец и генеральный директор компаний Volgabus и BMG, уверен, что в ситуации эпохальных технологических изменений победит тот, кто первым стартует с инновациями

У проекта есть как минимум два нерешенных препятствия — правовое и финансовое. В России отсутствуют законодательные основы для применения беспилотных транспортных средств. В пресс-службе Минтранса РФ этот вопрос прокомментировали обнадеживающе, но очень туманно: «Минтранс уделяет большое внимание внедрению инноваций на транспорте, в том числе развитию беспилотных транспортных средств. Сейчас необходимо сконцентрироваться на целесообразности подготовки и внесения изменений в действующее законодательство для… развития и внедрения технологий беспилотных транспортных средств и связанной транспортной инфраструктуры».

Подобный проект сопряжен с высокими рисками, и заработать на нем трудно, считает аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицин. Еще лет десять назад гарвардский профессор Клейтон Кристенсен, автор теории «подрывных» инноваций, оценивал перспективы электромобилей и предположил, что первое применение они найдут внутри обширных логистических хабов, заводов — там, где требуются перевозки на небольшие расстояния. «В случае с беспилотным транспортом, по-видимому, первым коммерчески успешным применением тоже будет использование там, где выгоды существенны, а риски минимальны, и это вряд ли будут улицы мегаполисов. Но не так много найдется инвесторов, которые сразу скажут, где именно. Года два или три уйдет, пока найдутся те, кто обладает необходимой экспертизой и готов взять на себя риски», — заключает аналитик «Финам».

Но Алексей Бакулин считает, что на ожидание нет времени: «Пока мы все стоим на одной линии, поэтому кто быстрее сделает, тот и победит. Мы понимаем, что делаем, и мы показываем фантастические результаты — сделали за год «Матрешку». Представляете, что будет в 2018 году? Мы порвем всех, нас будет просто не остановить».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Почему онлайн-торговля биодобавками требует особого контроля Почему онлайн-торговля биодобавками требует особого контроля

В чем особенности регулирования рынка БАДов

РБК
Метод Цекало Метод Цекало

Осенью 2016 года крупнейший в мире онлайн-кинотеатр Netflix впервые купил права на российский сериал. Им стал «Мажор», выпущенный продюсерской компанией «Среда» Александра Цекало. Как шоумен, телеведущий и продюсер развлекательных шоу стал производителем «серьезных» сериалов и пробился на международный рынок, разобрался журнал РБК.

РБК
На клеточном уровне На клеточном уровне

Биолог и японист на основе анализа живых клеток придумали, как и где следует размещать рекламу.

Forbes
Завтра лучше, чем вчера Завтра лучше, чем вчера

Россия одной из первых в мире стран начала разрабатывать программы экологического образования, ставшего предтечей образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Однако сегодня мы находимся на периферии общемировых образовательных трендов.

РБК
Инструмент дизайнера Инструмент дизайнера

Создатели LixPen первыми сделали 3D-ручку компактной.

Forbes
Сверхновая еда Сверхновая еда

Согласно докладу ООН за 2015 год, посвященному продовольственной безопасности, 795 млн человек, или почти 10% жителей планеты, постоянно страдают от голода. В некоторых регионах Африки голодают до 30% населения, в Латинской Америке, Океании и Азии — 11–15%. В то же время гигантские аграрные холдинги в других регионах мира — в Австралии или Восточной Европе — сталкиваются с переизбытком продукции. Бесконечное наращивание объемов выпуска еды и работа по снижению себестоимости делают процесс производства все менее экологичным, а продукты — менее полезными. Но есть надежда решить все эти проблемы: ученые по всему миру пытаются создать новую универсальную еду — дешевую, полезную и доступную. Журнал РБК выбрал некоторые особенно интересные проекты, которые помогут победить голод в ближайшем будущем.

РБК
Лесные домишки Лесные домишки

Дизайнер Катерина Сизова офор­ми­ла для сво­ей по­дру­ги 37‑мет­ро­вую квар­ти­ру в доме, сто­я­щем на гра­ни­це леса.

AD
Калифор­ний­ская мечта Калифор­ний­ская мечта

Дизайнер Тим Корриган офор­мил вил­лу и го­сте­вой дом на юж­но­ка­ли­фор­ний­ском по­бе­ре­жье. Владель­цы меч­та­ли о фран­цуз­ском двор­це. Сказано — сделано.

AD
Фабрика песен Фабрика песен

Основатель агентства МИАН запускает стартап, подбирающий тексты к музыке

РБК
Технологии без границ Технологии без границ

Текстильная промышленность может стать драйвером индустрии высоких технологий

РБК
Моби не дик Моби не дик

Музыкант, пи­са­тель, фо­то­граф и апо­ло­гет здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни, из­вест­ный миру под име­нем Moby, по­ка­зал AD свой дом в Лос‑Анджеле­се, где он об­рел сча­стье и покой.

AD
Резидент Тверской Резидент Тверской

Почему у владельца ОАО «Медицина» Григория Ройтберга провалился проект в Химках, а в центре Москвы все идет хорошо.

Forbes
«Экономике нужны новые якоря: стабильно низкая инфляция и низкие ставки» «Экономике нужны новые якоря: стабильно низкая инфляция и низкие ставки»

Что будет с рублем, если цена нефти упадет до $25 за баррель, когда начнется экономический рост и какие изменения ждут банковскую систему — об этом рассказала Эльвира Набиуллина.

Forbes
Зачем владелец «Асконы» продает большой бизнес и строит маленький город Зачем владелец «Асконы» продает большой бизнес и строит маленький город

Владимир Седов занялся медициной и отстраивает на свои деньги целый город

РБК
Не все «О’кей» Не все «О’кей»

Каким еще бизнесом занимаются владельцы крупной сети супермаркетов.

Forbes
Вертикаль­ный взлет Вертикаль­ный взлет

Дизайнер Марина Мацкевич офор­ми­ла в Алматы квар­ти­ру, в окна ко­то­рой за­гля­ды­ва­ют пики Тянь‑Шаня.

AD
Деньги в клетке Деньги в клетке

Мир переключился с бокса на более кровавые бои смешанных единоборств. Как устроен этот бизнес.

Forbes
Первое, второе и компот Первое, второе и компот

Где искать точки роста сетевого ресторанного рынка.

РБК
Беспилотные курьеры Беспилотные курьеры

Зарубежные логистические компании активно готовятся использовать беспилотники для доставки заказов: в сентябре тесты провели американская UPS и немецкая DHL. Дроны — это будущее логистики, настаивают крупнейшие операторы, преодолевая сопротивление регуляторов по всему миру.

РБК
Чем бо­га­ты, тем и рады Чем бо­га­ты, тем и рады

Декоратор Женя Жданова офор­ми­ла в Подмоско­вье дом с эле­мен­та­ми им­портозамещения.

AD
Почтовое превращение «Почта России» становится технологичной компанией Почтовое превращение «Почта России» становится технологичной компанией

«Почта России» за последние три года отказалась от госдотаций, стала прибыльной компанией, создала собственный банк и минимум вдвое сократила срок доставки посылок. Цена трансформации госкомпании вписана в ее обновленную в 2013 году стратегию развития — 131 млрд руб. до 2018 года. Руководители «Почты России» мечтают сделать ее похожей на «Яндекс» и Mail.Ru Group. Удастся ли это?

РБК
Памятник старины Памятник старины

Архитек­тур­ное бюро Blockstudio офор­ми­ло для твор­че­ской се­мьи квар­ти­ру пло­ща­дью 77 м² с но­сталь­ги­че­ским интерьером.

AD
Дорогие наши Дорогие наши

Эмигрант, рок-музыкант, литератор — кто из российских художников пользуется наибольшим спросом.

Forbes
Домик удачи Домик удачи

На рынке пряников 200000 рублей стартового капитала можно превратить в 100 млн рублей годовой выручки.

Forbes
Тяжелый металл Тяжелый металл

Почему «экологическая» поправка в закон об утилизации техники ухудшила положение дел в целой отрасли.

РБК
Несуществующие потолки Несуществующие потолки

Проблема трудового равноправия женщин актуальна для многих стран. Решить ее пытаются, например, введением принудительного квотирования в найме. Нужны ли подобные меры в России, а главное, что формирует пресловутый «стеклянный потолок» — несовершенство законодательства или собственные стереотипы «семьи или карьеры»?

РБК
Земля–воздух Земля–воздух

Панорам­ный вид на Москву — гор­дость этой квар­ти­ры, спро­ек­ти­ро­ван­ной Алексеем Дунаевым и его бюро “ПРОЕКТ905”. Ради это­го вида при­шлось даже под­кор­рек­ти­ро­вать про­ект мно­го­этаж­но­го дома.

AD
Работаем над покрытием Работаем над покрытием

Инновационные напольные покрытия вытесняют традиционные дерево и камень. Спокойнее всего тем, кто занял узкую нишу.

РБК
Лидер номер два. Почему онлайн-магазин автозапчастей Emex.ru сдал рынок конкуренту Лидер номер два. Почему онлайн-магазин автозапчастей Emex.ru сдал рынок конкуренту

Онлайн-магазин автозапчастей Emex.ru впервые вошел в рейтинг РБК 500. За более чем 15-летнюю историю компания стала одним из крупнейших оптовых продавцов запчастей в Рунете, выжила в битвах с чиновниками и пережила смену владельца. Как Emex.ru борется с кармой «вечно второго» лидера рынка?

РБК
Эффект погружения Эффект погружения

VR-трансляции благодаря компании Prosense могут стать массовыми.

РБК
Открыть в приложении