Лаборатория — музыка
Фабрика песен
Основатель агентства МИАН запускает стартап, подбирающий тексты к музыке
Александр Сенаторов почти 20 лет назад основал агентство недвижимости МИАН. Теперь он с партнерами строит новый бизнес — сервис поиска текстов песен для музыкантов. Опрошенные журналом РБК участники рынка скептически относятся к идее проекта, но сам Сенаторов надеется, что со временем стартап будет стоить $100 млн
Акционер инвестиционной группы «Коперник», основатель и экс-владелец группы МИАН Александр Сенаторов с детства играет на гитаре и сочиняет музыку, но с написанием слов к песням часто испытывал проблемы. Однажды бизнесмен через друзей познакомился с поэтом-песенником, но тот предложил слишком высокую цену за свои услуги и сотрудничество не сложилось, рассказал Сенаторов в интервью журналу РБК.
Около двух лет назад бизнесмен решил, что помочь с поиском текстов могло бы публичное объявление конкурсов на сочинение текста к музыке по определенным параметрам — ритм, тема будущей песни, ключевые слова, которые должны быть использованы, и т.д. Будучи программистом по образованию, Сенаторов решил автоматизировать процесс подбора — разработать алгоритмы, которые проанализируют уже созданные кем-то и предлагаемые на продажу тексты и «посоветуют» их музыканту.
Зимой 2015 года Сенаторов поделился идеей с другом детства и бывшим заместителем гендиректора «Мосметростроя» Леонидом Астриным — тому задумка понравилась. Вскоре нашелся и третий партнер — Анатолий Старостин, руководитель группы исследования технологий извлечения информации в ABBYY. В последние годы Старостин, сам музыкант и автор песен, занимался компьютерной лингвистикой и разрабатывал программы для автоматического анализа стихов.
После нескольких встреч партнеров было принято решение запустить «фабрику песен» Musimatix: Сенаторов и Астрин стали инвесторами, а Старостин в качестве своей доли внес в стартап технологию анализа стихов. Доли партнеры не раскрывают, а операционным управлением занимаются сами. «В стартапе довольно сложно делить роли», — говорит Астрин.
Инвестиции в запуск Musimatix не раскрываются, но окупить их партнеры собираются менее чем через год. Сенаторов говорит, что это «небольшие» личные вложения партнеров. «По сравнению со стоимостью недвижимости в Москве это сущие копейки», — отметил он. Деньги пошли на зарплату, аренду помещения и серверов. Однако сейчас Musimatix ищет соинвесторов и уже подает заявку на присвоение статуса участника сообщества «Сколково», что позволит в дальнейшем претендовать на гранты фонда, рассказал Астрин.
Параллельно с запуском стартапа Сенаторов окончательно расставался с прежним бизнесом: в августе 2016 года «Коперник» продал принадлежащие ему площади в доме Наркомфина, памятнике конструктивизма на Новинском бульваре в Москве, который он в разное время планировал превратить то в отель, то в жилой комплекс. Покупателем площадей стала компания «Лига прав» бывшего гендиректора «Коперника» Гарегина Барсумяна. Сумму сделки стороны не раскрывают, эксперты агентств недвижимости Kalinka Group и «Метриум Групп» оценивали долю Сенаторова в $1,5–6 млн, писала газета «Коммерсантъ».
Офис «Коперника» все еще занимает в доме Наркомфина двухэтажную квартиру, но Сенаторов говорит, что недвижимостью больше не занимается.
Собери песню
Летом 2016 года Сенаторов с командой из восьми человек представил Musimatix друзьям. Официальный запуск сервиса запланирован на ноябрь. Musimatix помогает «собирать» песни: например, музыкант сочинил мелодию и может задать сервису параметры нужных стихов, а система на основе лингвистических алгоритмов подыщет подходящий по ритму текст. В компании работают около десяти сотрудников (в основном разработчики), в следующем году их будет до 30 — добавятся новые разработчики, маркетологи, специалисты по продвижению и работе с клиентами.
До официального запуска партнеры не занимаются продвижением сервиса, поэтому пока в нем зарегистрировано всего около 100 пользователей, которые тестируют сервис. После официального старта компания начнет продвижение: запустит конкурс песен с денежными призами, рекламу в социальных сетях среди профессиональных сообществ, а в будущем планирует продвигать «молодых поэтов и композиторов». На продвижение до конца года выделено 12 млн руб.
У Сенаторова есть понимание, что можно будет считать «успешным сервисом»: если через год-два аудитория Musimatix составит 1% населения стран присутствия. Именно столько человек профессионально занимаются музыкой и пишут стихи, объясняет бизнесмен. «К ним добавятся пользователи, для которых музыка — это хобби», — говорит он, ссылаясь на проведенное по заказу Musimatix маркетинговое исследование о перспективах сервиса и его потенциальной аудитории.
Музыка на потоке
«Неинтересно заниматься тем, что делают все. Поэтому мы делаем то, что не делает никто», — говорит Сенаторов, уверяя, что у Musimatix нет аналогов в мире. Опрошенные журналом РБК участники рынка не слышали об аналогичных сервисах.
По словам Астрина, чем-то похожим занимается американская Hitrecord, основанная в 2004 году актером Джозефом Гордоном-Левиттом. Платформа позволяет авторам, музыкантам, дизайнерам и режиссерам совместными усилиями создавать видео, фильмы, песни и даже книги. Hitrecord работает как продюсерская компания, и авторы получают деньги за те произведения, права на которые она выкупает. С 2010 года Hitrecord, по собственным данным, выплатила авторам более $2 млн, всего у нее более 80 тыс. пользователей.
Существуют и другие сервисы, которые так или иначе позволяют создавать музыкальные произведения в сети. В июне 2016 года о запуске механизма создания мелодий и видео искусственным интеллектом Magenta объявила корпорация Google. С технологиями автоматического создания музыки работает и японская Sony: ее парижская Лаборатория информатики работает над несколькими проектами. Среди них система VirtualBand, которая анализирует музыкальные записи и на их основе учится распознавать стили. Музыканты могут использовать VirtualBand для проигрывания аккомпанемента: например, распознав игру на саксофоне, программа «пишет» партию ударных и гитары. Другой пример — проект Virtuoso: программа сама создает джазовые импровизации.
Научить компьютер писать музыку и заработать на этом пытаются небольшие стартапы. Например, в 2013 году композитор Дрю Сильверстейн основал сервис Amper, который умеет сочинять мелодии по заданным характеристикам, таким как «радостный классический рок» или «мрачный и эпичный». Сервис рассчитан в основном на создание саундтреков, писало издание Business Insider.
Тем же занимается британский стартап Jukedeck. На его сайте пользователь может выбрать музыкальный стиль, настроение композиции (например, «меланхоличная» или «энергичная») и ее продолжительность, и система моментально создает мелодию. Стоимость услуги составляет от $0,99 до $199 (в этом случае покупателю передаются права на произведение) за одну скачанную композицию, причем физические лица и малый бизнес могут использовать сервис бесплатно, если при публикации трека указывают, что он был создан в Jukedeck. В июне 2016 года компания получила приз Каннского фестиваля в номинации «Инновации».
«Сейчас активно развиваются технологии анализа текстов и аудиосигналов, алгоритмы все лучше понимают эту информацию», — говорит руководитель сервиса «Яндекс.Музыка» Андрей Гевак. Компания тоже экспериментировала с автоматическим созданием музыки: летом 2016 года сотрудники «Яндекса» Алексей Тихонов и Иван Ямщиков выпустили альбом «Нейронная оборона», тексты к песням которого написал робот. «Нейронные сети, благодаря которым это стало возможным, научились писать тексты в стиле Егора Летова, основателя группы «Гражданская оборона», — говорит Гевак.
«Пойди туда, не знаю куда»
Разработанный партнерами бизнес-план показывает, что потенциальная стоимость компании — $100 млн, уверенно говорит Сенаторов, вырасти до него он планирует «достаточно быстро». Musimatix планирует зарабатывать в первую очередь на подписке на расширенный функционал: например, с личным кабинетом, где за $20 в год можно сохранять созданные композиции.
Пока стихи в систему загружают их авторы. Но предполагается, что на Musimatix музыканты смогут не только искать готовые стихи, но и проводить конкурсы на создание текстов. За организацию таких конкурсов сервис будет брать «символический взнос» (его размер еще обсуждается), а судить конкурсы будет жюри из профессиональных музыкантов. С несколькими сервис сейчас ведет переговоры, рассказывает Сенаторов.
Партнеры-основатели Musimatix также собираются зарабатывать на исполнении созданных на их площадке композиций. За такие услуги сервис хочет брать с заказчика комиссию — 10–20%.
Станет ли стартап прибыльным, будет зависеть от того, удастся ли компании привлечь пользователей и создать «творческий котел», считает гендиректор Warner Music Russia Александр Блинов. С ним согласен Андрей Гевак: «Успех проекта складывается из точности работы алгоритмов подбора и востребованности продукта у музыкального сообщества». Технологически задача Musimatix решаемая, считает он.
Создать хиты в Musimatix вряд ли получится, считает гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов. По его словам, за последние 20 лет в большинстве случаев самыми популярными становились песни, написанные одним человеком, либо те произведения, над которыми авторы текста и композиторы изначально работали вместе. Сенаторов не отрицает: на вершине музыкального олимпа действительно находятся универсалы, которые умеют писать музыку и стихи и исполнять песни. Но Musimatix создается в первую очередь для коллаборации тех, кто может создавать только часть произведения — музыку или стихи.
В перспективности идеи Коннов не уверен: по его мнению, схема подбора текста Musimatix может подойти только для стилей, где текст вторичен, например электронной танцевальной музыки (EDM). Сенаторов готов принять неудачу: «Мы создали не имеющий аналогов сервис — у нас игра в «пойди туда, не знаю куда». Если проект быстро не окупится, мы поймем, что пошли не туда и потеряли наши инвестиции. Поплачем и займемся чем-то другим».