Сможет ли РЖД развлечь пассажиров фильмами онлайн

РБК

Тема номера — Госкомпании и технологии

Кино на рельсах

Сможет ли РЖД развлечь пассажиров фильмами онлайн

Вместе с Wi-Fi в поезда РЖД приходит новый вид услуг: пассажиры могут смотреть кино в пути. Новый сервис запустили оператор «РДЛ-Телеком» и онлайн-кинотеатр Okko. Но проект рискует не выйти из пилотной стадии

Текст: Елизавета Архангельская

В 2014 году «дочка» РЖД Федеральная пассажирская компания (ФПК) решила обеспечить пассажиров поездов сетью Wi-Fi. На статус партнера ФПК претендовали несколько компаний, но участником пилотного проекта стала одна фирма  — «РДЛ-Телеком», созданная за два-три месяца до этого. Сейчас, по словам представителя РЖД, Wi-Fi в поездах в режиме коммерческой эксплуатации обеспечивает только «РДЛ-Телеком».

Компанию-оператора создал Владимир Литошенко вместе с партнерами, чьи имена он раскрывать отказался. Сам Литошенко ранее работал с фирмами, которые являются контрагентами РЖД, следует из информации в базе «СПАРК-Интерфакс» (подробнее см. врез). Изначально «РДЛ-Телеком» планировал оборудовать сетями Wi-Fi все фирменные поезда РЖД — более 200 составов, но пока ограничился 32: для оставшихся госкомпания хочет закупать оборудование самостоятельно.

Помимо платежей за доступ в интернет в поездах решили зарабатывать на показе фильмов. Первого контрагента среди онлайн-кинотеатров нашли сразу (его название Литошенко не раскрывает), но проект провалился: в каталоге фильмов не было блокбастеров, а это «решающий фактор для клиентов», считает Литошенко.

«Преимущество поезда перед другими видами транспорта в том, что человек в среднем находится в нем сутки без доступа к внешнему миру. Либо в интернете посидеть, либо посмотреть фильмы — что еще делать?» — объясняет Литошенко выбор бизнес-модели.

В конце 2015 года «РДЛ-Телеком» начал переговоры с онлайн-кинотеатром Okko, инвесторами которого являются основатели Yota Devices Сергей Адоньев и Альберт Авдолян. К разработке софта для партнерского проекта Okko приступил в начале 2016 года, на это ушло 2,5  месяца.

«РДЛ-Телеком» со своей стороны прокладывает в поездах кабели, устанавливает Wi-Fi-точки и оборудование от шведского производителя IComera, которое выполняет функции сервера (для хранения фильмов) и роутера (подключается к сетям сотовых операторов через антенны на крыше поезда). Также оператор управляет порталом, на который попадают пользователи Wi-Fi. В середине года партнеры запустили пилотный проект на 27 поездах, в основном фирменных, например «Лев Толстой» Москва — Хельсинки, скоро к ним добавятся еще три состава.

48 часов

Сервис позволяет пассажирам смотреть фильмы из медиатеки Okko на ноутбуке, планшете или смартфоне. Пользователю доступны около 100 картин (всего в коллекции кинотеатра более 5  тыс. фильмов и сериалов) — число ограничено мощностью находящихся в поездах серверов, которые загружают контент и «ездят» вместе со зрителями.

Выбрать фильм пользователи могут на стартовой странице при открытии браузера. Стоимость единицы контента — от 79 руб. до  250  руб., расплатиться онлайн можно с  помощью банковской карты, сервиса «Яндекс. Деньги» или со счета телефона. После оплаты фильм доступен в течение 48 часов, но только в поезде.

Подключение к интернету для киносеанса не нужно, смотреть кино онлайн все равно невозможно, объясняет технический директор онлайн-кинотеатра Игорь Соколов. «Это поезд, он все время движется. Особенно если едешь где-то в области, низкий уровень сигнала не обеспечит загрузки фильма», — говорит Соколов. Отдельных инвестиций проект не потребовал — им занимались штатные разработчики, добавляет гендиректор Okko Иван Гродецкий.

«Не бизнес-кейс»

Сейчас покупок «десятки в месяц» из-за малого числа подключенных поездов, говорит Гродецкий. Партнеры делят доходы между собой, но не раскрывают пропорцию распределения средств. Число пользователей и доход Okko Гродецкий также не раскрывает. Всего в сервисе зарегистрировано 5,5 млн устройств. Общая выручка за 2015  год, по оценке J’Son & Partners Consulting, составила 645 млн руб. — в  Okko называют эту цифру «близкой к реальной». В сети «РДЛ-Телеком» в  среднем проходит 300 платежей в  день, из них около 5% — за фильмы, остальное — за доступ в  интернет, говорит Литошенко (выручка оператора за 2014 год составила 5,3  млн  руб. при убытке в 5 млн  руб., по данным «СПАРК-Интерфакс»).

Однако Литошенко уверен: контент должен приносить компании не 5%, а  40–50%, что возможно только при увеличении числа поездов. Городецкий считает, что потенциал проекта — 240–270 поездов с пассажиропотоком около 21 млн человек в год: «Из всех пассажиров 20% увидят сервис, 10%  делают покупку».

В ближайшее время доля сервиса в выручке Okko вряд ли превысит 1%, считает директор департамента ТВ и медиаконтента J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. «У онлайн-кинотеатра есть контент и необходимость продать его через максимальное количество каналов. Это один из них», — говорит эксперт.

Когда закончится пилотная стадия и начнется ли основная, партнеры не решили. Определяющий фактор  — число поездов, в которых будет работать «РДЛ-Телеком». Если в проекте останется 27 составов, Okko он будет мало интересен — «это не бизнес-кейс», предупреждает Гродецкий. С  ним согласен Литошенко: «Мы не для этого строили компанию».

У тандема «РДЛ-Телеком» и Okko есть конкуренты: примерно в те же сроки в поезде Москва — Адлер был запущен совместный проект оператора «ТрансТелеком» и онлайн-кинотеатра Tvzavr. Партнеры создали портал с фильмами, сериалами и информацией о маршруте поезда. Разработкой платформы занимался Tvzavr, потратив $1,5 млн, рассказала представитель компании Олеся Теплова. С мая по август 2016 года доступ к контенту был бесплатным, а с осени Tvzavr занялся монетизацией. «В стоимость будет включаться в  цену билета на поезд, а цена на фильмы библиотеки начинается от 49 руб.», — отметила Теплова.

Оператор с железнодорожным прошлым

«РДЛ-Телеком» на 100% принадлежит Петру Литошенко, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». До марта 2016 года оператором владела «Ава-Инвест», которая в равных долях принадлежит Владимиру Литошенко (брат Петра), Андрею Дудко и Альберту Ротфусу, а ее гендиректором является Алексей Орлов. Партнеры Литошенко участвовали в проектах, связанных с РЖД. Например, Ротфус владеет 100% ТД «Владимир», который в 2012–2016 годах получил от РЖД заказы на поставку IT-услуг на общую сумму 644 млн руб. Орлов владеет 75% «ТрансРесторанСервис «Ласточка», которая обслуживает поезда «Ласточка». Сам Литошенко раньше был коммерческим директором «Аксиома Групп» (до февраля 2016-го принадлежала Ротфусу). Ключевыми заказчиками эта IT-компания называет РЖД и ее «дочек»: в 2013–2016 годах «Аксиома» заключила с ФПК контракты на общую сумму 141 млн руб. Ранее 50% акций «Аксиомы» владела «Транссервисгрупп» — крупный подрядчик РЖД.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики

Путь к улучшению состояния экономики РФ: фондовый рынок как источник инвестиций

РБК
Не сладкие слова Не сладкие слова

Как мозг управляет нашей тарелкой

Вокруг света
Мода как зеркало психики Мода как зеркало психики

Разговор о моде с позиции психики

Знание – сила
Поймать космического гостя Поймать космического гостя

Как перехватить проносящиеся сквозь Солнечную систему межзвездные объекты

ТехИнсайдер
ИИ в химии и не только ИИ в химии и не только

«ИИ для химии»: есть ли такие задачи, которые не под силу ИИ?

Наука и жизнь
Чартер начинается с мечты Чартер начинается с мечты

Какие регионы и яхты привлекают клиентов в яхтенном чартере

Y Magazine
Дворец на колесах Дворец на колесах

Hongqi Golden Sunflower — автомобиль, который нельзя купить за деньги

ТехИнсайдер
Цепочка ржаной нерентабельности Цепочка ржаной нерентабельности

Сельхозпроизводители теряют интерес к выращиванию ржи

Агроинвестор
Кровь экономики Кровь экономики

Золотодобыча – с древних времен до наших дней

ТехИнсайдер
Центр галактики в рентгеновских лучах Центр галактики в рентгеновских лучах

Источники излучения Центрального звёздного диска — это не обычные звёзды

Наука и жизнь
Четыре плюс пять Четыре плюс пять

Что Франс Снейдерс зашифровал в своих натюрмортах

Вокруг света
Драпированная и накладная. История костюма от древности до наших дней Драпированная и накладная. История костюма от древности до наших дней

Рассказ об одежде начинается с Египта...

Знание – сила
Сельхозтехника расширяет границы Сельхозтехника расширяет границы

Помогут ли дополнительные меры поддержки нарастить отгрузки за рубеж

Агроинвестор
Боярышники. Услада глаз, утешение сердца Боярышники. Услада глаз, утешение сердца

Боярышникам не место в частных садах? А что, если присмотреться да поискать…

Наука и жизнь
Иллюзия на вкус Иллюзия на вкус

Какие необычные приемы использует нейрогастрономия, чтобы обмануть наш мозг

Вокруг света
Р.У.Б.И.К.О.Н Р.У.Б.И.К.О.Н

Выбора у него не было. Цезарь должен был покорить Рим

Знание – сила
Гормональные игры кошек Гормональные игры кошек

Что за роль в отношениях с кошками играет окситоцин, называемый гормоном любви?

Наука и жизнь
Масала, чай и Великие Моголы Масала, чай и Великие Моголы

За три столетия любимая «Смесь Великих Моголов» превратилась в гарам масалу

Наука и жизнь
Высокий белок Высокий белок

Высокобелковые продукты продолжают свое победное шествие на мировом рынке

Агроинвестор
Связь всех поколений Связь всех поколений

На что способны станции сотовой связи

ТехИнсайдер
Они могут вернуться… Они могут вернуться…

Сегодня мы вспомним о видах, исчезнувших в дикой природе

Наука и техника
Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах

Могут ли где-то во Вселенной существовать планеты с атмосферой из азота и фтора?

Наука и техника
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Примерно 400 млн лет назад морская живность стала осваивать пресные водоёмы

Наука и жизнь
Поможет ли искусственный интеллект понять животных? Поможет ли искусственный интеллект понять животных?

В эпоху ИИ не пора ли нам, как в сказке, научиться распознавать «речь» животных?

Наука и жизнь
Дизайн как искусство Дизайн как искусство

Sanlorenzo SD132 — асимметричная яхта, собравшая восторженные отзывы в Каннах

Y Magazine
Мангалочий дворик Мангалочий дворик

Как тема Востока и его художественный образ слились в творчестве Анны Ахматовой

Знание – сила
Министерство иностранных тел Министерство иностранных тел

Места, где вопрос «что бы такое съесть, чтобы похудеть» никогда не поднимался

Вокруг света
Еще лучше Еще лучше

Sirena 60 — модель‑бестселлер, ставшая еще лучше

Y Magazine
Кто построит теплицы в ДФО? Кто построит теплицы в ДФО?

Расположить в округе свои предприятия планируют сразу два инвестора

Агроинвестор
Веероносный венценос из Новой Гвинеи Веероносный венценос из Новой Гвинеи

Как можно, будучи самочкой (даже и венценосной), устоять перед такой Красотой?!

Знание – сила
Открыть в приложении