Сможет ли РЖД развлечь пассажиров фильмами онлайн

РБК

Тема номера — Госкомпании и технологии

Кино на рельсах

Сможет ли РЖД развлечь пассажиров фильмами онлайн

Вместе с Wi-Fi в поезда РЖД приходит новый вид услуг: пассажиры могут смотреть кино в пути. Новый сервис запустили оператор «РДЛ-Телеком» и онлайн-кинотеатр Okko. Но проект рискует не выйти из пилотной стадии

Текст: Елизавета Архангельская

В 2014 году «дочка» РЖД Федеральная пассажирская компания (ФПК) решила обеспечить пассажиров поездов сетью Wi-Fi. На статус партнера ФПК претендовали несколько компаний, но участником пилотного проекта стала одна фирма  — «РДЛ-Телеком», созданная за два-три месяца до этого. Сейчас, по словам представителя РЖД, Wi-Fi в поездах в режиме коммерческой эксплуатации обеспечивает только «РДЛ-Телеком».

Компанию-оператора создал Владимир Литошенко вместе с партнерами, чьи имена он раскрывать отказался. Сам Литошенко ранее работал с фирмами, которые являются контрагентами РЖД, следует из информации в базе «СПАРК-Интерфакс» (подробнее см. врез). Изначально «РДЛ-Телеком» планировал оборудовать сетями Wi-Fi все фирменные поезда РЖД — более 200 составов, но пока ограничился 32: для оставшихся госкомпания хочет закупать оборудование самостоятельно.

Помимо платежей за доступ в интернет в поездах решили зарабатывать на показе фильмов. Первого контрагента среди онлайн-кинотеатров нашли сразу (его название Литошенко не раскрывает), но проект провалился: в каталоге фильмов не было блокбастеров, а это «решающий фактор для клиентов», считает Литошенко.

«Преимущество поезда перед другими видами транспорта в том, что человек в среднем находится в нем сутки без доступа к внешнему миру. Либо в интернете посидеть, либо посмотреть фильмы — что еще делать?» — объясняет Литошенко выбор бизнес-модели.

В конце 2015 года «РДЛ-Телеком» начал переговоры с онлайн-кинотеатром Okko, инвесторами которого являются основатели Yota Devices Сергей Адоньев и Альберт Авдолян. К разработке софта для партнерского проекта Okko приступил в начале 2016 года, на это ушло 2,5  месяца.

«РДЛ-Телеком» со своей стороны прокладывает в поездах кабели, устанавливает Wi-Fi-точки и оборудование от шведского производителя IComera, которое выполняет функции сервера (для хранения фильмов) и роутера (подключается к сетям сотовых операторов через антенны на крыше поезда). Также оператор управляет порталом, на который попадают пользователи Wi-Fi. В середине года партнеры запустили пилотный проект на 27 поездах, в основном фирменных, например «Лев Толстой» Москва — Хельсинки, скоро к ним добавятся еще три состава.

48 часов

Сервис позволяет пассажирам смотреть фильмы из медиатеки Okko на ноутбуке, планшете или смартфоне. Пользователю доступны около 100 картин (всего в коллекции кинотеатра более 5  тыс. фильмов и сериалов) — число ограничено мощностью находящихся в поездах серверов, которые загружают контент и «ездят» вместе со зрителями.

Выбрать фильм пользователи могут на стартовой странице при открытии браузера. Стоимость единицы контента — от 79 руб. до  250  руб., расплатиться онлайн можно с  помощью банковской карты, сервиса «Яндекс. Деньги» или со счета телефона. После оплаты фильм доступен в течение 48 часов, но только в поезде.

Подключение к интернету для киносеанса не нужно, смотреть кино онлайн все равно невозможно, объясняет технический директор онлайн-кинотеатра Игорь Соколов. «Это поезд, он все время движется. Особенно если едешь где-то в области, низкий уровень сигнала не обеспечит загрузки фильма», — говорит Соколов. Отдельных инвестиций проект не потребовал — им занимались штатные разработчики, добавляет гендиректор Okko Иван Гродецкий.

«Не бизнес-кейс»

Сейчас покупок «десятки в месяц» из-за малого числа подключенных поездов, говорит Гродецкий. Партнеры делят доходы между собой, но не раскрывают пропорцию распределения средств. Число пользователей и доход Okko Гродецкий также не раскрывает. Всего в сервисе зарегистрировано 5,5 млн устройств. Общая выручка за 2015  год, по оценке J’Son & Partners Consulting, составила 645 млн руб. — в  Okko называют эту цифру «близкой к реальной». В сети «РДЛ-Телеком» в  среднем проходит 300 платежей в  день, из них около 5% — за фильмы, остальное — за доступ в  интернет, говорит Литошенко (выручка оператора за 2014 год составила 5,3  млн  руб. при убытке в 5 млн  руб., по данным «СПАРК-Интерфакс»).

Однако Литошенко уверен: контент должен приносить компании не 5%, а  40–50%, что возможно только при увеличении числа поездов. Городецкий считает, что потенциал проекта — 240–270 поездов с пассажиропотоком около 21 млн человек в год: «Из всех пассажиров 20% увидят сервис, 10%  делают покупку».

В ближайшее время доля сервиса в выручке Okko вряд ли превысит 1%, считает директор департамента ТВ и медиаконтента J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. «У онлайн-кинотеатра есть контент и необходимость продать его через максимальное количество каналов. Это один из них», — говорит эксперт.

Когда закончится пилотная стадия и начнется ли основная, партнеры не решили. Определяющий фактор  — число поездов, в которых будет работать «РДЛ-Телеком». Если в проекте останется 27 составов, Okko он будет мало интересен — «это не бизнес-кейс», предупреждает Гродецкий. С  ним согласен Литошенко: «Мы не для этого строили компанию».

У тандема «РДЛ-Телеком» и Okko есть конкуренты: примерно в те же сроки в поезде Москва — Адлер был запущен совместный проект оператора «ТрансТелеком» и онлайн-кинотеатра Tvzavr. Партнеры создали портал с фильмами, сериалами и информацией о маршруте поезда. Разработкой платформы занимался Tvzavr, потратив $1,5 млн, рассказала представитель компании Олеся Теплова. С мая по август 2016 года доступ к контенту был бесплатным, а с осени Tvzavr занялся монетизацией. «В стоимость будет включаться в  цену билета на поезд, а цена на фильмы библиотеки начинается от 49 руб.», — отметила Теплова.

Оператор с железнодорожным прошлым

«РДЛ-Телеком» на 100% принадлежит Петру Литошенко, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». До марта 2016 года оператором владела «Ава-Инвест», которая в равных долях принадлежит Владимиру Литошенко (брат Петра), Андрею Дудко и Альберту Ротфусу, а ее гендиректором является Алексей Орлов. Партнеры Литошенко участвовали в проектах, связанных с РЖД. Например, Ротфус владеет 100% ТД «Владимир», который в 2012–2016 годах получил от РЖД заказы на поставку IT-услуг на общую сумму 644 млн руб. Орлов владеет 75% «ТрансРесторанСервис «Ласточка», которая обслуживает поезда «Ласточка». Сам Литошенко раньше был коммерческим директором «Аксиома Групп» (до февраля 2016-го принадлежала Ротфусу). Ключевыми заказчиками эта IT-компания называет РЖД и ее «дочек»: в 2013–2016 годах «Аксиома» заключила с ФПК контракты на общую сумму 141 млн руб. Ранее 50% акций «Аксиомы» владела «Транссервисгрупп» — крупный подрядчик РЖД.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Культурный гид Культурный гид

Книги об экономическом феномене Китая, Саудовской Аравии и Южной Кореи

РБК
Жизнь начинается с растений Жизнь начинается с растений

Как экстремальные условия трансформируют существующие экологические формы

Наука и жизнь
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Император железных дорог Император железных дорог

Двенадцать лет назад за этой железнодорожной историей следил весь мир

ТехИнсайдер
Ненасытный интеллект Ненасытный интеллект

Создание ИИ следующих поколений столкнулось с неожиданным препятствием

ТехИнсайдер
Масложировая отрасль снова идет на рекорд Масложировая отрасль снова идет на рекорд

Валовой сбор масличных может превысить 34 млн т

Агроинвестор
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Как «каменные страницы» отражает биографию планеты Земля

Наука и жизнь
Достоевский и раненая самость Достоевский и раненая самость

Психологическая анатомия духовного напряжения

Знание – сила
ИИ — иллюзия интеллекта? ИИ — иллюзия интеллекта?

Что же такое искусственный интеллект? Какие опасности он может таить?

Наука и жизнь
Искусственный интеллект смотрит в небо Искусственный интеллект смотрит в небо

Как технологии ИИ стали единственным средством для изучения космических глубин

Наука и жизнь
Галльская война Галльская война

Юлий Цезарь: завоевание Галлии

Знание – сила
Инженерия рекордов Инженерия рекордов

О самых ярких случаях и новейших тенденциях в сфере спорта

ТехИнсайдер
Зерно останется малодоходным Зерно останется малодоходным

Хороший урожай не позволит ценам сильно расти

Агроинвестор
Код будущего Код будущего

Умные очки для плавания, роботы-сварщики и другие технологии будущего

ТехИнсайдер
Ежевичный холм и его обитатели Ежевичный холм и его обитатели

Выход жизни на сушу – вопрос, интересующий не только специалистов

Наука и техника
Что такое интеллект? Что такое интеллект?

В каком направлении движется развитие искусственного интеллекта?

Знание – сила
Роботы-манипуляторы: от самодельной руки до промышленных коботов Роботы-манипуляторы: от самодельной руки до промышленных коботов

Как устроены манипуляторы и как можно сделать простейшего робота своими руками

Наука и техника
Будьте здоровы Будьте здоровы

Наночастицы для борьбы с раком и уникальная операция в Казани

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Смельчаки, которые предлагали читателям космооперу с коммунистическим колоритом

Наука и жизнь
Восточное путешествие с Агатой Кристи Восточное путешествие с Агатой Кристи

Детективы, Восток и археология – всё это сошлось вместе в судьбе Агаты Кристи

Знание – сила
Тучерезы Тучерезы

Какие современные здания имеют шансы пережить столетия?

ТехИнсайдер
Математические фронты Великой Отечественной войны Математические фронты Великой Отечественной войны

В 1930-х годах в России сформировалась плодотворная математическая жизнь

Наука и техника
Сеть судного дня Сеть судного дня

Инновационная система, способная обеспечить стабильную работу транспорта

ТехИнсайдер
Есенин: божественный бросок вперед Есенин: божественный бросок вперед

Почему творчество Есенина до сих пор вызывает отклик у читателей?

Знание – сила
Ставка давит на инвестиции Ставка давит на инвестиции

Какие макроэкономические факторы сдерживают рост агросектора

Агроинвестор
В борьбе за экологию В борьбе за экологию

Чем станет повышение ставок экосбора на упаковку

Агроинвестор
Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии

Археология постепенно заставляет тувинскую «долину царей» открывать свои тайны

Знание – сила
Беременные андроиды Беременные андроиды

В последнее время идет прогресс в работах над искусственной маткой

ТехИнсайдер
Новости науки Новости науки

Самый яркий квазар, рекордный гамма-квант и другие новости науки

Знание – сила
День… суслика День… суслика

Я протёр глаза и приподнялся на локте: да это же суслик!

Наука и жизнь
Открыть в приложении