Бизнес без нервных срывов
Антон Кушнер: как войти в 2021 год с крепким ментальным здоровьем
То, что 2020 год запомнится чередой непростых событий, сказано уже десятки, а может, и сотни раз. Лучше всего год опишет лишь один показатель: частота психологических консультаций увеличилась на 80%. Это колоссальный прирост, который говорит об одном: все больше людей осознают, что поддержка психотерапевта — такая же норма и рутина, как поход к стоматологу, уверяет основатель платформы корпоративного благополучия «Понимаю» Антон Кушнер.
Беспокоят взаимоотношения, а не работа
На платформе «Понимаю» мы регулярно анализируем обращения сотрудников российских компаний за психологической поддержкой и часто видим интересные закономерности. Например, в 2020 году, несмотря на пандемию, кризис, войны, сокращение рабочих мест и в целом нестабильную макроэкономическую ситуацию, проблемы, которые волнуют людей, остались прежними.
Первые круги на диаграмме — это 5 тыс. проанализированных консультаций с января по октябрь 2019 года, вторые — 18 тыс. консультаций за аналогичный период 2020-го. Несмотря на то что общее число обращений выросло более чем в 3,5 раза, в процентном соотношении между блоками сохранился почти полный паритет.
В 2020 году сложности в семье перестали быть главной темой обращений, уступив пальму первенства партнерским отношениям между мужчиной и женщиной: на них пришлось 17% всех консультаций, тогда как по семейным вопросам обратились 14% сотрудников. Заметно снизился и интерес к теме взаимоотношений с родителями — с 5 до 2%, однако число консультаций, посвященных трудностям с детьми, выросло с 4 до 7%.
Среди индивидуальных личностных вопросов по-прежнему лидирует тема самопознания, интерес к ней увеличился с 10 до 13%. Вынужденная самоизоляция и неопределенность практически во всех сферах жизни способствовали росту числа обращений по теме тревоги и страхов с 6 до 8%.
Блок вопросов, связанных с работой, снова продемонстрировал наименьший интерес со стороны сотрудников. Стресс на рабочем месте перестал быть лидером по числу обращений в данном блоке — на первое место вышли вопросы самореализации, достигшие пика во время карантина: рост с 10 до 13%. Улучшились взаимоотношения с коллегами, снизились уровни эмоционального выгорания и переживаний о возможной потере работы.
Что делать?
Поддерживать здоровое психологическое состояние в коллективе помогут следующие рекомендации руководителям.
1. Делитесь с сотрудниками информацией
Главное, что необходимо понять бизнесу, — тревожность и страхи персонала в абсолютном большинстве случаев вызваны не негативными событиями, а тем, как руководство компаний на них реагирует. Самый правильный вариант — постоянно транслировать сотрудникам происходящее в бизнесе, не пытаясь утаить процессы, которые в любом случае их затронут. Минимум раз в одну-две недели необходимо устраивать общие встречи и делиться информацией с командой. Если компания переживает тяжелые времена, это особенно важно, поскольку каждый сотрудник должен осознавать свое место в общих процессах и понимать, как он совместно с командой будет решать проблемы.
2. Запустите концепцию well-being
Что такое well-being
Чаще всего термин well-being переводят как «благополучие», но еще точнее было бы назвать это системой заботы о здоровье сотрудника: физическом, ментальном и материальном. В России наибольшей популярностью пользуются следующие well-being-продукты:
- физическое здоровье: скидки на фитнес-абонементы, программы по управлению весом, онлайн-оценка здоровья;
- ментальное здоровье: консультации штатного психотерапевта, программы поддержки от онлайн-провайдеров;
- материальное здоровье: обучение индивидуальному финансовому планированию, оптимизация кредитной нагрузки, рефинансирование кредита, консультации по налоговым вычетам.
Нередко на HR-конференциях представители направления well-being рассказывают о глобальных стратегиях. В них все отлично, но бесконечные диаграммы, таблицы и десятки слайдов пугают директоров по персоналу, которым впоследствии и предстоит внедрять эти решения. Основательность — отличное качество, но иногда лучше начать хоть с чего-то. Не запускать корпоративную футбольную команду и обучающие курсы, параллельно разыскивая психологов и нутрициологов (экспертов по питанию), а сделать хотя бы один вебинар по профориентации школьников, если у многих сотрудников сейчас это насущная проблема. Для бизнеса — сущий пустяк, а для человека — очень важно.
3. Постарайтесь не впадать в уныние и не вводит в него других
Во всем нужна золотая середина: утаивать сложности от работников — стратегически так же неверно, как и жаловаться им на каждую неудачу. Я видел случаи, когда весь рабочий настрой персонала был нарушен одним-единственным человеком — руководителем. Если не хватает уверенности в своих решениях, лучше обратиться к простому правилу: fake it till you make it («притворяйся, пока не добьешься своего». — РБК). Главное — не сеять неопределенность и негатив среди подчиненных. Также порекомендовал бы почаще выполнять дыхательные упражнения против стресса, а еще лучше — медитировать.
Спокойное руководство — это спокойный коллектив, поэтому мы совместно с «РБК Тренды» подготовили серию подкастов для медитативных прогулок «Время остановиться». Уделите подкасту 20–30 минут вечером и прогуляйтесь по удобному маршруту, запустив тот выпуск, который кажется вам наиболее актуальным. А еще лучше — проработайте все выпуски. Идентифицировать истинную проблему не такто просто, и часто во время психотерапии человек осознает, что рабочие сложности на самом деле вытекают из личных.
Антон Кушнер, основатель и генеральный директор платформы корпоративного благополучия «Понимаю», специализирующейся на оказании психологической помощи. Выпускник МИРЭА, ВШЭ, INSEAD Business School и программы Executive MBA в Стокгольмской школе экономики. Скачать подкасты можно в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыка» или на любой другой платформе, где вы их слушаете.
Фото: «Понимаю»