Что можно добыть из электронного хлама
Генеральный директор компании «СМ-Наука» Антон Камынин — о перспективном источнике редкоземельных металлов.
Россия обладает вторыми по величине в мире запасами редкоземельных металлов после Китая, но добывает всего 1,4% от мирового объема добычи этих ископаемых. И почти 100% добытого импортирует. Таковы данные Счетной палаты и Роснедр на декабрь 2020 года, и за прошедшие с тех пор годы в этой сфере ничего не изменилось.
А между тем за этими металлами экономика будущего. Они повсюду: от смартфонов и медтехники до атомных станций и самолетов. Всего редкоземельных металлов 17, их в принципе в мире добывается очень мало, особенно по сравнению с углеводородами: всего около 140 тыс. т в год. И почти весь этот объем добывает Китай — 93,6%.
Мы подумали: а ведь есть способ добывать редкоземельные металлы не только из недр Земли, что, если мы возьмем старый магнит и попробуем его переработать? И у нас получилось.
В качестве самого простого и лучшего с точки зрения однородности сырья источника магнитов определили жесткие диски компьютеров, которых полно на свалках.
Так мы стали первыми переработчиками HDD в России. Берем шуруповерт, разбираем диск и сортируем детали: алюминий к алюминию, железо к железу, магниты к магнитам, пластик к пластику. Пластик сдаем в переработку, а каждую группу металлов перерабатываем по-своему.
Вся наша нынешняя команда — это выходцы из оборонно-промышленного комплекса.
Мы долго не понимали, с чем выходить на рынок, и пытались продать все идеи разом. И тут нам очень помог Московский инновационный кластер (МИК) со своей программой акселерации. Мы смогли по-другому взглянуть на наши продукты, переосмыслить их. Теперь мы внедряем части нашей технологии в большой комплекс. Сотрудничаем с «Росатомом»: им требуется большое количество магнитов для ветрогенераторов. Мы их для них шлифуем по нашей технологии.
Летом нас вместе с десятком других компаний со всей страны пригласили на встречу с главой Минпромторга России Денисом Мантуровым. Мы презентовали наш проект по переработке. И министр сказал: это топ, запускайте.
Скоро, мы надеемся, весь цикл переработки будет локализован на нашем собственном предприятии. Участок 28 га под него мы уже приобрели, занимаемся поисками инвестора. Самая наукоемкая часть — уничтожение хранящейся на дисках информации, переработка магнитов и получение из них тех самых редкоземельных элементов.
Магниты есть не только в жестких дисках. В одном медицинском томографе — 1,5 т магнитов, а в обычном мобильном телефоне — около шести — восьми. Сейчас с Минпромторгом мы создаем нормативную базу для централизованного сбора электронных отходов, содержащих редкоземельные металлы.
Отношение МИК к нам просто феноменальное. Ощутима помощь с продвижением проекта и поиском партнеров. Стартап непрерывно сопровождают от стадии идеи до масштабирования бизнеса.
Только за период акселерации в Академии инноваторов МИК мы вывели нашу компанию на первые продажи и достигли выручки 35 млн руб.
В планах на будущее — производить компоненты для ветрогенераторов и электромобилей. Программы развития этих отраслей уже утверждены правительством. И обе требуют колоссального количества магнитов. Для ветрогенераторов — не менее 400 т в год, для электродвижения — примерно 1,5 тыс. т в год. В текущих обстоятельствах это делаем только мы, натурально превращая в сырье мусор.
Фото: Игнат Козлов для РБК