Тема номера — Блокчейн
Инвестиции в криптовалюте
Что такое ICO и почему это нужно понимать
Криптовалюты вырвались из гетто в мир. Обычные люди выучили новый смысл слов «ферма» и «шахта» и прочитали пошаговые инструкции «как правильно майнить». Журнал РБК разобрался в том, что означает фраза «криптовалютный краудсейл стартапа SONM на $42 млн стал громким событием в мире ICO», и ответил на пять главных вопросов о краудсейлах
Что такое ICO
Это процесс привлечения инвестиций с помощью криптовалют. Initial Coin Offering (ICO) — это первичное размещение «монет», или токенов, которые выпускает сама компания. Работает этот механизм так: инвесторы покупают у компании токены проекта, за них они в будущем смогут получить услуги компании по льготной цене или перепродать токены по более высокой цене. Практически все цифровые монеты после ICO становятся доступны для продажи на криптовалютных биржах. Покупают токены как за криптовалюты, биткоины или аналоги, так и за доллары или евро. Иногда вместо ICO используют термин «краудсейл».
Кому и зачем это нужно
Обычно ICO проводят проекты на стадии прототипа, которым необходимы средства для развития. До появления криптовалют компании с теми же целями обычно прибегали к первичному размещению своих акций (Initial Public Offering, IPO), продавая их инвесторам. В этом одно из главных отличий ICO — покупая токены, инвесторы не получают реальной доли в бизнесе компании. Поэтому ICO по сути ближе к краудфандингу, когда люди дают проекту деньги, потому что верят в него и хотят получить будущий продукт по более низкой цене. Для самих компаний ICO — гораздо более простой и менее затратный инструмент, чем IPO, которое требует долгой и дорогой подготовки, соблюдения множества условий и правил. Стоимость ICO-кампании для проекта может оказаться ниже стоимости IPO примерно в десять раз.
ICO помогает привлекать деньги быстрее и проще, при этом речь идет о довольно крупных суммах, особенно для проектов ранних стадий, которые чаще всего и проводят первичные размещения токенов. Проводятся ICO на специальных платформах вроде криптобиржи NXT, Ethereum или Waves, но единых стандартов пока нет. Для проведения ICO-кампании проекту достаточно вовремя сделать пре-анонс в сообществах криптовалютных инвесторов вроде Bitcoin Talk, подготовить White Paper — документ с полной, в том числе технической, информацией о проекте, и провести пиар-кампанию. Узнать о будущих ICO можно на специальных информационных площадках, например Smith & Crown или ICO Alert, а чтобы стать инвестором подобного проекта, надо иметь кошелек с криптовалютами.
Мошенники и риски
Главный риск — невнятный правовой статус. На сегодняшний день все ICO — в серой зоне, порядок проведения таких размещений не определен и не узаконен ни в одной стране. Довольно сложно определить правовую природу отношений, возникающих при проведении ICO, поэтому права инвесторов, покупающих токены, ничем и никем не защищены. Каждый действует на свой страх и риск, руководствуясь лишь старым принципом «пусть покупатель будет бдителен». Этим, естественно, могут воспользоваться мошенники, собирая средства для проектов, которые они и не планируют развивать. Проблема в том, что мошенникам провести ICO так же просто, как и добропорядочным стартапам. Можно лишь пытаться минимизировать риски, внимательно изучив проект, обратив внимание на реалистичность заявленных целей, опыт и состав команды и другие важные детали.
Откуда столько шума
Для инвесторов риски велики, но доходность может быть огромной. Компаниям, в свою очередь, нравится скорость и простота привлечения средств. К примеру, проект основателя Mozilla Брендона Айка — новый браузер на основе блокчейна Brave — привлек $35 млн менее чем за 30 секунд. Проект Aragon привлек около $25 млн за 15 минут, а проект Bancor во время трехчасовой ICO-кампании собрал инвестиций на $153 млн. Упомянутый выше проект с российскими корнями SONM (Supercomputer Organized by Network Mining), который разрабатывает всемирный децентрализованный суперкомпьютер на основе блокчейна для проведения вычислений любой сложности, в июне привлек через ICO $42 млн
Токены некоторых компаний показывают впечатляющую доходность: например, токены проекта Stratis с июня 2016 года, когда проходило размещение, выросли в цене с $0,007 до $6 на момент подготовки материала, то есть на 85 614%. Другой пример — созданная Виталиком Бутериным платформа Ethereum, которая в ходе ICO в 2014 году привлекла $18,4 млн и рыночная капитализация которой в начале июня 2017 года перевалила за $20 млрд (правда, тут же продемонстрировав огромную волатильность). Всего в ICO на апрель 2017 года было проинвестировано более $250 млн, подсчитал The Economist, $107 млн из них — с начала 2017 года.
При чем здесь Россия
Кроме SONM довольно много российских компаний уже успели провести размещения своих токенов, и среди них не только блокчейн- или онлайн-проекты. Около $4,5 млн привлекла промышленная компания ZrCoin, придумавшая способ производить синтетический диоксид циркония для плавильных печей. На эти средства компания планирует построить завод в Магнитогорске. Другой российский проект, проводивший собственный криптовалютный краудсейл, — это децентрализованная социальная сеть «Голос». Она привлекла 600 биткоинов, что по сегодняшнему курсу соответствует примерно $1,5 млн.
Пять главных терминов
Криптовалюта
электронные деньги, виртуальная валюта, которая не имеет материального носителя. Представляет собой зашифрованную информацию, программный код, который невозможно скопировать. Самая известная и на сегодняшний день дорогая криптовалюта — биткоин, на момент подготовки материала биткоин оценивался примерно в $2,6 тыс.
Блокчейн
(blockchain, дословно «цепочка блоков») — способ хранения информации, децентрализованная цифровая база данных, в которую записываются транзакции, сделки и контракты. Главная особенность технологии в том, что ее архитектура исключает возможность вносить изменения в уже записанную информацию, то есть она защищена от подделки данных после проведения транзакций. Именно на блокчейне построена вся система электронных денег.
Токены
криптовалюты, цифровые деньги компаний, которые они выпускают для размещения на криптобирже. Иногда токен может выполнять функцию криптооблигации, которую разработчики проекта обязуются выкупить обратно. Покупая такие токены, инвестор может рассчитывать на проценты. Подобную схему использовал стартап MobileGo, выпустивший криптооблигации, привязанные к доходности бизнеса. Он продал токены на сумму свыше $50 млн.
Криптобиржа
(или биржа криптовалют) — специальный сайт, где можно покупать, продавать и обменивать криптовалюты. Счета на них анонимны, и их нельзя заблокировать, а платежи — аннулировать. Здесь же можно обменять криптовалюты на обычные деньги — доллары, евро, юани.
Краудсейл
(crowdsale, дословно «продажа толпе») — способ собирать деньги на развитие технологических проектов. На краудсейлах компании продают свои токены за другие криптовалюты или реальные деньги, которые затем тратят на разработку и продвижение проекта. Краудсейл, в отличие от более привычного краудфандинга, обещает тем, кто поддержит проект деньгами, что они получат не только сам продукт или сервис, но и прибыль или прочие выгоды.