Элементы — Лаборатория
«Инжинити» производит изделия из новых материалов, которые пока трудно продать
«Если научно рассказывать о том, что мы делаем, это потребует целого курса лекций. Если просто — мы изготавливаем изделия из уникальных материалов, за которые мало кто берется», — говорит Герман Суворов, сооснователь группы компаний под брендом «Инжинити».
Об этом стартапе как о примере инновационной экономики любят вспоминать чиновники всех уровней. На выставке «Иннопром-2015» Министерство промышленности и торговли представляло продукцию компании на своем стенде, а на Форуме стратегических инициатив в прошлом году работой «Инжинити» заинтересовался президент Владимир Путин. «Мы умеем говорить с госструктурами на их языке, поэтому можем успешно презентовать им свою работу», — считает Суворов.
В офисе «Инжинити» нет секретаря или приемной. Потенциальные заказчики сами пока звонят не часто, но Суворов не стесняется делать это сам. Раз в месяц он составляет список компаний с подходящим профилем или из подходящей сферы, и проходится по нему с «холодными предложениями». «Пытаемся объяснить руководителям или сотрудникам, как в их конкретном бизнесе могут пригодиться композитные материалы», — объясняет он. По словам Суворова, сейчас запросов на работу приходит достаточно, чтобы выбирать не просто коммерчески интересные, но и «представляющие научный интерес».
Полимерные композиты — главная фишка «Инжинити». В общих чертах это «пирог»: одновременно несколько материалов накладываются друг на друга, но не физическими слоями, а соединяются на стадии изготовления. К ним относятся углепластик, стеклопластик и другие. С помощью таких материалов производят детали для космических аппаратов и самолетов, но теперь они все больше проникают в другие отрасли.
В «Инжинити» идут еще дальше: подбирают композиты с разными свойствами под нужды каждого конкретного продукта — например, обеспечивают блокировку электромагнитного излучения, работу в экстремальных условиях (устойчивость к экстремально низким температурам ‒200…‒269 °С и глубокому вакууму) и т. п. В числе клиентов компании — «ЭкзоАтлет», группа «Стан», Центр Келдыша, компания «Мовиком» и др.
Работу композитов Суворов демонстрирует на примере угольных нитей (их, а также прототипы изделий можно увидеть прямо в офисе). «Угольную нить тяжело разорвать», — поясняет он и растягивает нитку, что внешне несколько напоминает демонстрацию «волшебных средств в электричке». При этом нить очень хрупкая, и, как только Суворов завязывает ее в узелок, она рассыпается. «Если добавить к угольному волокну полимеры в специальной пропорции, полученный композит сохранит прочность, но станет еще и упругим».
«Инжинити» нацелена на создание изделий из композитов от проектирования до постановки на производство. Это и концепты, и дизайн, и испытания, и подготовка к сертификации. Они ориентируются в современных полимерных и композиционных материалах, что позволяет находить оптимальные решения как по функционалу, так и по цене. Это сложная, востребованная на рынке задача, за которую мало кто берется», — говорит директор по развитию проектов кластера «ПромТех» фонда «Сколково» Илья Гольдт.
Технологии и рынок
Герман Суворов, которому сейчас 37, основал «Инжинити» в 2013 году, имея за плечами успешную карьеру в крупных компаниях. Он окончил Московский авиационный институт по специальности «инженер по вертолетостроению», защищал диссертацию в МАДИ по автоматизации технологических процессов, работал в ОКБ Сухого, затем в международной логистической компании GEFCO, в которой в 2010-м занял пост коммерческого директора российского представительства.
«Свой бизнес не был самоцелью, просто в какой-то момент мне надоела логистика, и я решил попробовать себя в чем-то другом», — говорит Суворов. В 2012 году он ушел сначала в новую сферу — занялся консультированием по подбору руководителей высшего звена. Параллельно много общался с братом Федором. Суворов-старший тоже пробовал получить инженерное образование, но менеджерская деятельность привлекала его больше: он строил карьеру в автомобильном бизнесе — стал директором по постпродажному обслуживанию «Renault Trucks Россия». Но работа в большой компании со строгой структурой не позволяла Федору полностью себя реализовать, и он думал о собственном деле.
«Прежде чем открыть компанию, нужно для себя понять две вещи: есть ли рынок, на котором ей работать, и существует ли уникальная технология, которая позволит выводить на него какие-то продукты», — объясняет Суворов. Рынок для полимерных композитов есть, и он огромен: их используют самые разные компании, от производителей спортинвентаря до авиастроителей. Гораздо сложнее понять, что именно стоит производить и для какой отрасли. «На первых порах хотели производить только оснастки из композитных материалов. Это скорее оборудование для производства изделий. Но рынок оказался слишком узким, и концепцию поменяли в сторону универсальности: решили, что задачи нам будет ставить заказчик, а мы будем разрабатывать индивидуальные проекты под каждое ТЗ», — признается Герман.
Концепция бизнеса оформилась с помощью Василия Архипова, третьего и теперь уже бывшего совладельца ООО «Инжинити». У Архипова была собственная фирма по производству некоторых изделий из композитов, поэтому он предложил сосредоточиться именно на этих материалах, но с полным производственным циклом.
«Название придумали за три минуты: посмотрели этимологию слова «инженер» и нашли изначальное слово Ingenuity. По-русски это смекалка. Так что нам сразу понравилось», — говорит Суворов. На первом этапе учредители вложили в бизнес личные средства — в общей сложности около 5 млн руб. В первом юрлице, согласно «СПАРК-Интерфаксу», Федор Суворов и Василий Архипов получили по 40%, Герман — 20%. (Распределение долей Суворовы не комментируют.) Арендовали помещение, закупили минимальный набор оборудования, наняли первых сотрудников — одного инженера и трех рабочих. Позже Архипов разошелся с братьями во взглядах на бизнес и покинул предприятие. «Инжинити» — это теперь группа компаний, научно-исследовательский лидер которой ООО «Тектоника», где у Германа 60% долей, у Федора — 40%.
Сейчас в команде «Инжинити» десять человек, которые решают текущие бизнес-задачи. Химиков, специалистов по математическому моделированию и радиотехнике Суворов привлекает на конкретные проекты и к исследовательской деятельности. Также компания регулярно приглашает к себе на работу молодых стажеров и практикантов.
Без грибов и металла
Вместо ответа на вопрос «Чем именно в данный момент занимается компания?» Суворовы протягивают зеленую коробочку. «Это один из наших интересных заказов», — объясняет Федор. «Инжинити» выпустит опытную партию из 100 таких кейс-футляров для хранения и электронных приборов, и реактивов из специального полимера — суперлегких (вес футляра — меньше 150 г), но устойчивых к ударам и вибрациям, к тому же на них не растут грибы или плесень, что важно для складского хранения. Прототип кейса несколько месяцев назад заказало ФГУП «ГосНИИБП», отвечающее за биологическое приборостроение. Сумма двух контрактов на поставку футляров, согласно сайту госзакупок, чуть более 3 млн руб. Разработка такого проекта занимает около трех месяцев. В ГосНИИБП говорят, что «Инжинити» — единственная компания, которая вообще предлагает подобный продукт из углеволокна на рынке. Использовать его будут медики, геологи и спасатели. «Одним из основных наших условий помимо легкости и герметичности было отсутствие любого металла в составе конструкции. Он не пригоден для хранения реактивов из-за возможной коррозии», — поясняет представитель ГосНИИБП. Такие сложные задачи, как отсутствие металла или необходимость уменьшить массу, — это отличный повод для применения композитов, рассказывает Суворов. Компания часто делает прототипы известных приборов и устройств из разных материалов, чтобы объяснить, чем именно они могут улучшить работу конкретной вещи, — получается с переменным успехом.
Так, два года назад «Инжинити» удалось заключить контракт с компанией «Мовиком». Об этой работе обе компании тогда с удовольствием рассказывали. «Мовиком» — российский стартап, занимается высокотехнологичным оборудованием для съемок соревнований и массовых мероприятий. В 2014 году их технологию съемки Robycam купила для трансляции Олимпиады в Сочи компания «Панорама». На выставке «Иннопром-2015» Суворов говорил, что «Инжинити» разработала и произвела конструкции, которые позволяли бы управлять камерами «Мовикома» так, чтобы те могли снимать все «до капельки пота на лбу у спортсмена». Для задач компании подвес камеры должен обладать несколькими иногда взаимоисключающими параметрами — легкостью, гибкостью, устойчивостью к свету, воде, порывам ветра и перепадам температуры, быть простым в сборке и транспортировке. Все эти задачи решали в «Инжинити» с помощью композитных материалов.
Генеральный директор «Мовикома» Виктор Пахомов в беседе с журналом РБК рассказал, что именно гиростабилизированные роботизированные подвесы они заказывали у компании в ее «прошлом составе». И сотрудничество по ним продолжают уже с новой фирмой бывшего совладельца «Инжинити» Архипова. Подробности он комментировать отказался. «Однако и с компанией Суворовых мы тоже активно сотрудничаем, просто несколько в другом направлении, в частности по продвижению конкурса профильных специалистов», — пояснил Пахомов. Василий Архипов отказался от комментариев.
Непродаваемые технологии
«Инжинити» успешно участвовала во многих интересных проектах — от экзоскелета до беспилотника, но остается небольшой компанией с точки зрения финансов. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка несуществующего ныне ООО «Инжинити» в 2014 году составляла 2,3 млн руб., в 2015-м — 6,2 млн руб. Выручка группы за первое полугодие 2017 года, по словам Суворова, достигла 8,5 млн руб.
«Когда мы создавали компанию, то поставили очень амбициозную цель — решение всех технологических задач, связанных с композитными материалами, — объясняет Суворов. — Но продавать что-то с такой концепцией оказалось очень сложно: мало кто знает, зачем им композитные материалы».
Более того, теперь стартапов, которые специализируются на композитах, становится больше: по словам Ильи Гольдта, только в «Сколково» кроме «Инжинити» их четыре, в том числе довольно известные вроде «Анизопринта», разрабатывающего принтер для печати из углепластика. Правда, пока они выполняют разные виды работ и не конкурируют друг с другом напрямую.
Суворов надеется, что расширить бизнес поможет новое «разветвление концепции». «Инжинити» решила сосредоточиться на нескольких направлениях, в том числе на космических технологиях. Разработки компании выиграли полуфинал Startup Village «Сколково» в 2015 году, и «Инжинити» стала его резидентом, а годом позже и научного парка МГУ.
В первом технопарке расположена лаборатория, в ней занимаются исследованиями и производят опытные образцы продуктов. По соседству работает в тестовом режиме прототип рефлектора легкой (120 кг) и сверхчувствительной спутниковой антенны (см. фото) компании «ТрилайнСистемс». В компании говорят, что добиться необходимых параметров антенны удалось в том числе и благодаря технологиям «Инжинити», потому что до работы с ними «Инжинити» о применении именно композитов в антенне никто не задумывался. По мнению Суворова, в России много весьма перспективных направлений для применения композитов, включая космическую и авиационную отрасли, но рассчитывать можно только скорее на государственные деньги. «Частных игроков на рынке пока, к сожалению, немного, но есть крупные государственные компании и ведомства, с которыми мы будем сотрудничать», — заключает он.
Гольдт говорит, что композитными материалами интересуются производители современной техники — как гражданской, так и военной. Внедрением их в производство занимаются Boeing, Airbus и др. «В «Инжинити» сами не разрабатывают материалы, но трансформируют их в изделия, а это имеет большой коммерческий потенциал», — прогнозирует он.