Как нейросеть защитит лес
Операционный директор компании «Томус» Ольга Сумишевская — о новых способах борьбы с лесными пожарами.
Весной этого года леса полыхали в 70 регионах страны, а уже к середине августа был зафиксирован новый антирекорд: по данным Рослесхоза, площадь лесных пожаров достигла 4,3 млн га — это примерно на треть больше показателей 2022 года. По прогнозам, в ближайшие несколько лет ситуация с пожарами из-за общего ухудшения климатической ситуации станет еще серьезнее, причем это мировой тренд.
В прошлом году Владимир Путин подписал указ о борьбе с лесными пожарами, поручив правительству и губернаторам к 2030 году сократить их площадь не менее чем на 50%. А показатель тушения пожаров в течение первых 24 часов с момента возгорания должен быть доведен до 100%.
Бороться с едва возникшими очагами всегда проще, чем пытаться останавливать огонь на большой территории. Но своевременно выявить и уничтожить такие очаги часто невозможно: они могут находиться в глухой тайге, в горах или на болотах.
Наша компания во главе с основателем, действующим членом комиссии МЧС Максимом Мартыновым несколько лет работала над решением, которое позволит прибывать на место пожара вовремя, пока он не приобрел катастрофический характер. В итоге, применив возможности нейросетей и беспилотных технологий, мы создали «Феникс-карбон».
По сути, это два дрона. Первый — патрульный, оснащен тепловизором, камерами и датчиками, позволяющими сканировать территорию и по тепловым точкам находить очаг пожара. С помощью нейросети дрон рассчитывает его площадь, скорость распространения огня, сопоставляет эти данные с информацией о погодных условиях, плотностью леса и наличием рядом населенных пунктов. Всю эту информацию дрон-патрульный передает дрону-пожарному. Тот оперативно прибывает на место и тушит пламя.
Наша система рассчитана именно на раннее обнаружение огня, когда площадь пожара невелика — от 25 до 80 кв. м. Оба дрона управляются нейросетью без участия человека. Через 1,5 часа автономной работы дрон-патрульный садится на землю, и его двигатель подзаряжается от солнечной станции, установленной на борту. Через час патрульный готов продолжать дежурство. Преимущество нашей системы в том, что она позволяет обнаружить очаги, которые не видны со спутников в силу их малых размеров. Кроме того, нейросеть нашего комплекса, оценив характеристики местности и погодные условия, прогнозирует появление очагов возгорания и направляет туда дрон-пожарный для дежурства.
Сейчас мы закончили работы по созданию пилотного комплекса и начинаем его тестовые испытания на Дальнем Востоке. Параллельно привлекаем инвестиции для запуска серийного производства. Для тиражирования и модернизации системы после тестовых полетов потребуется более 400 млн руб.
Чтобы решить эти задачи, мы участвуем в конкурсах и питчингах Московского инновационного кластера, который оказывает нам очень большую поддержку в «упаковке» нашего продукта для инвесторов, консультирует по экономическим и финансовым вопросам. Мы являемся участниками программы «Академия стартапов», которая помогла понять, как лучше презентовать российским и международным клиентам нашу разработку. В итоге с нами связались около 30 субъектов России.
Лесоклиматические проекты, направленные на сокращение выбросов парникового газа и увеличение площади зеленых насаждений, — перспективное направление, которое только зарождается в нашей стране. В дальнейшем мы планируем выйти и на международный рынок. С этим нам также помогает Московский инновационный кластер, при поддержке которого мы ведем переговоры о сотрудничестве с китайскими инвесторами.
Фото: Игнат Козлов для РБК