Кино большое и маленькое
Судя по цифрам бокс-офиса, российское кино переживает ренессанс: за последние три года вышли в прокат шесть из десяти самых кассовых отечественных фильмов за все время. Новый рекордсмен, «Движение вверх», собрал в прокате более 3 млрд руб., уступив в российском прокате только «Аватару», да и то сравнительно немного. А согласно исследованию ВЦИОМа, проведенному весной этого года по заказу Фонда кино, 61% опрошенных заявили, что качество российского кино за последние два года выросло по сравнению с предыдущими годами.
Правда, успех новых российских блокбастеров связан не только с их качеством: давно строившаяся система государственной поддержки отечественного кино наконец заработала в полную силу. И дело не только в распределении через тот же Фонд кино денег на съемки фильмов, которые обещают быть успешными. Поддерживая отечественное кино, государство работает в режиме бульдозера — есть главная цель, а средства будут оправданны. Для этого, например, премьеры российских фильмов сдвигаются на более выгодные даты по сравнению с релизами зарубежных картин. А возрастные рейтинги фильмов, которые определяют их потенциальную аудиторию, специалисты Минкульта присваивают очень своеобразно и чаще всего тоже в пользу отечественных фильмов.
Результаты Минкульту нравятся. «Мы никогда не производили столько успешных фильмов и никогда не добивались такого внимания зрителей к нашему кино, — заявил министр культуры Владимир Мединский в недавнем интервью «Российский газете», — мы не могли и мечтать о такой доле российского кино, какой достигли в прошлом году, — более 25% зрителей». Протекционизм в области кино нужно только усиливать, уверен министр.
Нравится ли результат зрителям? Да, если судить по тем же цифрам сборов и тому факту, что в 2017 году российские кинотеатры посетили 55 млн человек, — это рекордный результат за последние 25 лет и еще один предмет гордости Мединского. Но у многих участников рынка действия государства в области кино вызывают оторопь — со времен ликвидации Госкино СССР прошло больше 25 лет, и большую часть прошедшего с тех пор времени российское кино жило в режиме стихийной вольницы, успев отвыкнуть от нравов и обычаев государственной машины. Едва ли нас ждет возвращение Госкино советского образца, но государство хочет и может быть регулятором и активным участником кинорынка — в этой реальности, судя по всему, мы будем жить в ближайшие годы.
Можно ли в этой реальности заниматься кино, не связывая себя обязательствами и долгами перед государством? Да, если вы не рассчитываете быстро снять блокбастер, — хотя опыт успешного фильма «Я худею», главными инвесторами которого стали частные лица, делает это утверждение не бесспорным (правда, в его бюджете все же есть субсидия Минкульта). Современные технологии позволяют начать путь в кино буквально с нулевого уровня и с минимально возможным бюджетом, и результат люди обязательно увидят. Это не дает гарантий большого успеха, но входной билет в кинематограф сейчас так дешев, что грех не попробовать.
Фото: Александр Карнюхин для РБК