Как рухнул бизнес «ВИМ-Авиа»

РБКBiznes

Крах / Авиация

Не взлетел

К курортному сезону 2017 года «ВИМ-Авиа» подошла в статусе одного из крупнейших чартерных перевозчиков России, но с летним пиком не справилась. Полеты были прекращены, владельцы уехали за границу, а 40 тыс. пассажиров, застрявших за рубежом, вернули в страну самолеты других авиакомпаний. Журнал РБК вспомнил ключевые эпизоды печальной саги о «ВИМ-Авиа»

Текст Настя Березина

Май: первые заторы

Клиенты «ВИМ-Авиа» впервые столкнулись с массовыми задержками. 29 мая в аэропорту Домодедово более суток не могли вылететь в Турцию и на Кипр пассажиры восьми рейсов. Аналогичные проблемы возникли и у тех, кто отбывал из Пулково. «ВИМ-Авиа» масштабный сбой объяснила поздним возвратом нескольких бортов из техобслуживания и ростом пассажиропотока в начале сезона отпусков.

Июнь: попытки спастись

1 июня «ВИМ-Авиа» сократила 13% чартерных рейсов. Компания объяснила, что антикризисными мерами пытается прервать задержки. В итоге, по подсчетам Ассоциации туроператоров России, 5 тыс. пассажиров «ВИМ-Авиа» доставили в конечные пункты другие перевозчики. Министр транспорта Максим Соколов обещал исправить ситуацию за неделю после возврата на маршруты самолетов, «проходивших тяжелую форму ремонта».

«ВИМ-Авиа» будет выполнять регулярные рейсы до 15 октября, после чего будет решаться дальнейшая судьба компании, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович

Июль-август: кризис усугубляется

Несмотря на усилия компании и властей, масштаб проблем продолжал увеличиваться. К концу июня число отмененных рейсов достигло 173, пострадали примерно 30 тыс. пассажиров, а еще 50‒70 тыс. оказались в зоне риска. Ультиматумы властей вплоть до угрозы запрета «ВИМ-виа» выполнять чартерные перевозки не подействовали ни в июле, ни в августе.

Сентябрь: приостановка рейсов

Пика кризис достиг 22 сентября. Из-за задолженности перед заправщиками сразу 14 рейсов «ВИМ-Авиа» не смогли вылететь из Домодедово. Перевозчик запросил у властей госгарантии на 840 млн руб., но получил отказ. 26 сентября компания полностью прекратила чартерные рейсы. В этот момент за рубежом находилось примерно 40 тыс. ее клиентов, еще 200 тыс. человек приобрели билеты на рейсы до конца года. В тот же день Следственный комитет возбудил уголовное дело о мошенничестве, а Росавиация насчитала «ВИМ-Авиа» более 7 млрд руб. задолженности по займам.

Сентябрь: бегство владельцев

27 сентября президент Владимир Путин наказал министра транспорта за кризис: Соколову было публично объявлено о неполном служебном соответствии. В тот же день РБК выяснил, что владельцы «ВИМ-Авиа» супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию. На родине они были обвинены в выводе средств за рубеж и заочно арестованы. Гендиректора Александра Кочнева и главного бухгалтера Екатерину Пантелееву тем временем отправили под домашний арест.

Октябрь: спасение пассажиров

28 сентября правительство назначило спасителем пассажиров «ВИМ-Авиа» группу «Аэрофлот». Источники РБК оценили расходы на перевозку людей в 1,8 млрд руб. По прямому распоряжению Путина развозить клиентов «ВИМ-Авиа» начали также два борта специального летного отряда «Россия» Управделами президента. К 2 октября практически все пассажиры были доставлены в Россию. Одновременно вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о наличии инвесторов, готовых купить «ВИМ-Авиа». По данным РБК, среди них бывший управляющий директор фонда TPG Aurora Борис Карлов, ранее пытавшийся реанимировать «Трансаэро». Новым владельцам в любом случае придется разбираться с претензиями пострадавших партнеров и пассажиров. Один только «Интурист» оценил ущерб от прекращения перевозок «ВИМ-Авиа» в 500 млн руб.

Фото: Татьяна Белякова/ТАСС

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики

Путь к улучшению состояния экономики РФ: фондовый рынок как источник инвестиций

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Дар моря Дар моря

Креветки в панцире, похожем на черепицу, у рыбы корвины русалочий хвост

Seasons of life
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Гибкость и координация Гибкость и координация

Пластика кроссовера Omoda C7

Автопилот
Жизнь вечная Жизнь вечная

Глагол — это жизнь как она есть

Seasons of life
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
История продолжается История продолжается

В этом интерьере соединились элементы «родной» архитектуры дома и mid-century

Идеи Вашего Дома
Артериальное движение Артериальное движение

Как прошли съемки фильма про зимние дороги и людей, которые по ним едут

Автопилот
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
Мальдивские мотивы Мальдивские мотивы

Отправной точкой интерьера стала фотография c отпуска на Мальдивских островах

Идеи Вашего Дома
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Делянка лирохвоста Делянка лирохвоста

Большая птица-лира живет во влажных лесах восточной Австралии и Тасмании

Знание – сила
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
«Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует «Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует

Как арктические экосистемы приспосабливаются к изменениям климатических условий

Наука и жизнь
Надеяться и делать Надеяться и делать

О стрит-арте: почему Португалия — не лучшая страна для современного художника

Seasons of life
Экологическая модернизация Экологическая модернизация

Как разные страны переосмысливают управление органическими отходами

Агроинвестор
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
Один + один Один + один

Как на улочках Байрру-Алту живет и принимает гостей арт-проект Oficina Marques

Seasons of life
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Наука под знаком «Аненербе» Наука под знаком «Аненербе»

Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – сила
Лихие 900-е Лихие 900-е

Как выглядит тест-драйв автомобиля Lynk & Co 900 в Китае для иностранных граждан

Автопилот
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
Притяжение приставки Притяжение приставки

Родство с великими обязывает – так считают потомки Семенова-Тян-Шанского

Вокруг света
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду

История о том, как появился музыкальный жанр фаду

Seasons of life
Открыть в приложении