Как рухнул бизнес «ВИМ-Авиа»

РБКBiznes

Крах / Авиация

Не взлетел

К курортному сезону 2017 года «ВИМ-Авиа» подошла в статусе одного из крупнейших чартерных перевозчиков России, но с летним пиком не справилась. Полеты были прекращены, владельцы уехали за границу, а 40 тыс. пассажиров, застрявших за рубежом, вернули в страну самолеты других авиакомпаний. Журнал РБК вспомнил ключевые эпизоды печальной саги о «ВИМ-Авиа»

Текст Настя Березина

Май: первые заторы

Клиенты «ВИМ-Авиа» впервые столкнулись с массовыми задержками. 29 мая в аэропорту Домодедово более суток не могли вылететь в Турцию и на Кипр пассажиры восьми рейсов. Аналогичные проблемы возникли и у тех, кто отбывал из Пулково. «ВИМ-Авиа» масштабный сбой объяснила поздним возвратом нескольких бортов из техобслуживания и ростом пассажиропотока в начале сезона отпусков.

Июнь: попытки спастись

1 июня «ВИМ-Авиа» сократила 13% чартерных рейсов. Компания объяснила, что антикризисными мерами пытается прервать задержки. В итоге, по подсчетам Ассоциации туроператоров России, 5 тыс. пассажиров «ВИМ-Авиа» доставили в конечные пункты другие перевозчики. Министр транспорта Максим Соколов обещал исправить ситуацию за неделю после возврата на маршруты самолетов, «проходивших тяжелую форму ремонта».

«ВИМ-Авиа» будет выполнять регулярные рейсы до 15 октября, после чего будет решаться дальнейшая судьба компании, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович

Июль-август: кризис усугубляется

Несмотря на усилия компании и властей, масштаб проблем продолжал увеличиваться. К концу июня число отмененных рейсов достигло 173, пострадали примерно 30 тыс. пассажиров, а еще 50‒70 тыс. оказались в зоне риска. Ультиматумы властей вплоть до угрозы запрета «ВИМ-виа» выполнять чартерные перевозки не подействовали ни в июле, ни в августе.

Сентябрь: приостановка рейсов

Пика кризис достиг 22 сентября. Из-за задолженности перед заправщиками сразу 14 рейсов «ВИМ-Авиа» не смогли вылететь из Домодедово. Перевозчик запросил у властей госгарантии на 840 млн руб., но получил отказ. 26 сентября компания полностью прекратила чартерные рейсы. В этот момент за рубежом находилось примерно 40 тыс. ее клиентов, еще 200 тыс. человек приобрели билеты на рейсы до конца года. В тот же день Следственный комитет возбудил уголовное дело о мошенничестве, а Росавиация насчитала «ВИМ-Авиа» более 7 млрд руб. задолженности по займам.

Сентябрь: бегство владельцев

27 сентября президент Владимир Путин наказал министра транспорта за кризис: Соколову было публично объявлено о неполном служебном соответствии. В тот же день РБК выяснил, что владельцы «ВИМ-Авиа» супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию. На родине они были обвинены в выводе средств за рубеж и заочно арестованы. Гендиректора Александра Кочнева и главного бухгалтера Екатерину Пантелееву тем временем отправили под домашний арест.

Октябрь: спасение пассажиров

28 сентября правительство назначило спасителем пассажиров «ВИМ-Авиа» группу «Аэрофлот». Источники РБК оценили расходы на перевозку людей в 1,8 млрд руб. По прямому распоряжению Путина развозить клиентов «ВИМ-Авиа» начали также два борта специального летного отряда «Россия» Управделами президента. К 2 октября практически все пассажиры были доставлены в Россию. Одновременно вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о наличии инвесторов, готовых купить «ВИМ-Авиа». По данным РБК, среди них бывший управляющий директор фонда TPG Aurora Борис Карлов, ранее пытавшийся реанимировать «Трансаэро». Новым владельцам в любом случае придется разбираться с претензиями пострадавших партнеров и пассажиров. Один только «Интурист» оценил ущерб от прекращения перевозок «ВИМ-Авиа» в 500 млн руб.

Фото: Татьяна Белякова/ТАСС

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

С огоньком: что стимулирует рынок внутреннего туризма С огоньком: что стимулирует рынок внутреннего туризма

Поездки на уик-энд, отдых на природе и фестивали — рецепт успешного турсезона

РБК
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Данте обнаружил, осознал, как мало он знает

Наука и жизнь
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет солнце!

Atraversia — серийная моторная яхта с чисто электрической установкой

Y Magazine
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Рыбный день Рыбный день

Рыба — один из древнейших символов в ювелирном искусстве...

Y Magazine
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
В ожидании Меркурия В ожидании Меркурия

Меркурий единственная планета Солнечной системы без атмосферы с магнитным полем

Наука и жизнь
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Под ливнем наград Под ливнем наград

История создания кастомной яхты Benetti Kasper 7

Y Magazine
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Открыть в приложении