Об образовании в Германии

РБКJamiyat

Образование с двойной защитой

Репутацию немецкой системы образования укрепляют дуальная система профподготовки, концепция непрерывного обучения и открытость по отношению к иностранцам

Текст: Юлия Глуховская

Образование в Германии славится не только тем, что оно бесплатное, — ценно также то, что выпускники к моменту получения диплома имеют точное представление о выбранной специальности и профессиональные навыки. С ними ученики знакомятся уже в средней школе. Более половины всех выпускников немецких школ, по словам директора Социально-гуманитарного института Тюменского госуниверситета Игоря Чубарова, проходят дуальную систему среднего профессионального образования (Ausbildung): человека готовят по двум, зачастую далеким друг от друга специальностям. «Дуальная система предполагает получение как востребованных рынком, так и непопулярных профессий — без отрыва от производства и с гарантированным трудоустройством», — отмечает он. Именно Dualsystem позволяет удерживать безработицу на довольно низком уровне и удовлетворять потребности промышленных отраслей в квалифицированных кадрах, а социальную сферу — в работниках неквалифицированных профессий.

По словам гендиректора международной Begin Group Ольги Гозман (занимается продвижением компаний на образовательном рынке), большинство учащихся не только профучилищ, но и вузов к моменту выпуска уже имеют четкое представление о том, какие требования к ним будут предъявлять работодатели. Более 91% выпускников, по данным Eurostat, получают постоянную работу по специальности.

Как говорит директор филиала «Северо-Запад» Российско-Германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко, торгово-промышленные палаты страны «в тесном взаимодействии с предприятиями работают над учебными планами, а студенты много времени уделяют практике».

«Университет Duale Hochschule Baden-Württemberg имеет договоры с такими крупными компаниями, как IBM, HP, SAP, Daimler, Siemens, по целевой подготовке специалистов», — приводит пример Сергей Кокин, заместитель директора Энергетического института Уральского федерального университета (УрФУ; вуз проводит ежегодную российско-германскую энергетическую летнюю школу).

Модель немецкого высшего образования, по оценке доцента кафедры романо-германской филологии Гуманитарного института Новосибирского госуниверситета Сергея Филиппова, очень демократична: «Студенты сами формируют свою образовательную траекторию, что требует высокой степени ответственности и самоорганизации».

Высока значимость зарубежной практики, так называемый Auslandssemester: отсутствие в резюме сведений о семестре, проведенном в зарубежном университете, воспринимается потенциальным работодателем как существенный недостаток.

Поэтому значительная часть студентов в Германии имеют опыт обучения за рубежом — более 2% всей мировой студенческой мобильности. Чтобы восполнить недостаток международного опыта, например, у студентов педагогических факультетов, по словам руководителя Германской службы академических обменов (DAAD) в Москве Андреаса Хёшена, DAAD совместно с Федеральным министерством образования и научных исследований Германии (BMBF) организует программы повышения международной академической мобильности.

Все флаги в вузы

Для сохранения конкурентоспособности страны, ее научного, производственного и кадрового потенциала в период с 2006 по 2017 год на реализацию программы Excellence Initiative, призванной усилить конкуренцию между вузами, было потрачено €4,6 млрд. В результате восемь университетов Германии в 2018 году вошли в топ-100 авторитетного рейтинга журнала Times Higher Education (THE, Лондон). В 2010 году их было только три. Программа будет продолжена до 2026 года с финансированием €533 млн в год.

Однако рынок труда Германии испытывает проблемы в связи с тем, что образованное население стареет. По данным Научного совета Германии (Wissenschaftsrat, консультирует федеральное правительство по вопросам образования), в 2030 году соотношение 15-летних к 65-летним гражданам страны составит 14 к 26%, а к 2060 году — 13 к 31%.

Избежать снижения экономической эффективности при сокращении численности рабочей силы в краткосрочной и среднесрочной перспективе, по прогнозам Научного совета, позволит увеличение трудоустройства и повышение квалификации мигрантов.

«Немецкая система высшего образования адаптируется под современные вызовы и поддерживает концепцию непрерывного образования. Немецкие вузы открыты всем возрастным группам, включая иностранных студентов», — говорит Андреас Хёшен.

По его данным, около 50% иностранных студентов после окончания вузов остаются в Германии. Однако многие молодые специалисты, отмечает Андреас Хёшен, все же возвращаются на родину в течение пяти лет по окончании обучения.

Немецкие университеты действительно активно привлекают иностранных студентов и не делают различий между «своими» и иностранцами, для которых обучение также бесплатно, говорит Сергей Филиппов. «Но обучение в немецком университете вовсе не означает получения немецкого гражданства или работы в Германии, вуз — не миграционная служба», — уточняет он. Талантливому и усердному студенту предложат продолжить обучение, а затем и работу, но лишь в том случае, если нет достойных кандидатов из Германии или других стран ЕС, объясняет Сергей Филиппов.

По данным Института статистики ЮНЕСКО за 2016 год, Германия входит в шестерку стран с наибольшей долей «входящей» студенческой мобильности (США — 19%, Великобритания — 8%, Австралия — 7%, Франция, Германия и Россия — по 5%). 13% общего числа учащихся немецких вузов — иностранные студенты, и это результат активного продвижения национальной системы образования за рубежом с помощью Германской службы академических обменов и других правительственных и неправительственных организаций, говорит Ольга Гозман. Количество иностранцев в немецких вузах, по ее словам, растет каждый год примерно на 4–5%: «И нет никаких объективных причин, по которым бы данный рост прекратился». Возможность бесплатно учиться в одной из лучших образовательных систем привлекает огромное количество абитуриентов из развивающихся стран, в первую очередь из Китая, Индии и России, а также из европейских государств, где получение высшего образования обходится дороже, например из Австрии или Италии.

Экология для всех

Правительство Германии в 2004 году поддержало инициативу ООН о проведении десятилетия образования в интересах устойчивого развития. С 2005 года эта тема интегрируется в учебные программы на всех уровнях образования.

По словам руководителя DAAD в Москве Андреаса Хёшена, со стороны бизнеса и самих абитуриентов постоянно растет интерес к образованию в области экологии и устойчивого развития. По данным портала «Компас высшего образования» (официальный портал ректоров), немецкие вузы предлагают более 190 программ обучения в этом направлении.

Без такой дисциплины, как «Экология», не обходится ни один школьный или университетский учебный план, говорит гендиректор Begin Group Ольга Гозман. По ее словам, с принципами охраны окружающей среды знакомятся студенты даже инженерных и гуманитарных факультетов.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Правила игры для промышленного майнинга Правила игры для промышленного майнинга

Что думают эксперты о легализации добычи криптовалют

РБК
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техника
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
Хлебно-гречишный край Южной Сибири Хлебно-гречишный край Южной Сибири

Обзор алтайского агропромышленного комплекса

Агроинвестор
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Открыть в приложении