Об образовании в Германии

РБКJamiyat

Образование с двойной защитой

Репутацию немецкой системы образования укрепляют дуальная система профподготовки, концепция непрерывного обучения и открытость по отношению к иностранцам

Текст: Юлия Глуховская

Образование в Германии славится не только тем, что оно бесплатное, — ценно также то, что выпускники к моменту получения диплома имеют точное представление о выбранной специальности и профессиональные навыки. С ними ученики знакомятся уже в средней школе. Более половины всех выпускников немецких школ, по словам директора Социально-гуманитарного института Тюменского госуниверситета Игоря Чубарова, проходят дуальную систему среднего профессионального образования (Ausbildung): человека готовят по двум, зачастую далеким друг от друга специальностям. «Дуальная система предполагает получение как востребованных рынком, так и непопулярных профессий — без отрыва от производства и с гарантированным трудоустройством», — отмечает он. Именно Dualsystem позволяет удерживать безработицу на довольно низком уровне и удовлетворять потребности промышленных отраслей в квалифицированных кадрах, а социальную сферу — в работниках неквалифицированных профессий.

По словам гендиректора международной Begin Group Ольги Гозман (занимается продвижением компаний на образовательном рынке), большинство учащихся не только профучилищ, но и вузов к моменту выпуска уже имеют четкое представление о том, какие требования к ним будут предъявлять работодатели. Более 91% выпускников, по данным Eurostat, получают постоянную работу по специальности.

Как говорит директор филиала «Северо-Запад» Российско-Германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко, торгово-промышленные палаты страны «в тесном взаимодействии с предприятиями работают над учебными планами, а студенты много времени уделяют практике».

«Университет Duale Hochschule Baden-Württemberg имеет договоры с такими крупными компаниями, как IBM, HP, SAP, Daimler, Siemens, по целевой подготовке специалистов», — приводит пример Сергей Кокин, заместитель директора Энергетического института Уральского федерального университета (УрФУ; вуз проводит ежегодную российско-германскую энергетическую летнюю школу).

Модель немецкого высшего образования, по оценке доцента кафедры романо-германской филологии Гуманитарного института Новосибирского госуниверситета Сергея Филиппова, очень демократична: «Студенты сами формируют свою образовательную траекторию, что требует высокой степени ответственности и самоорганизации».

Высока значимость зарубежной практики, так называемый Auslandssemester: отсутствие в резюме сведений о семестре, проведенном в зарубежном университете, воспринимается потенциальным работодателем как существенный недостаток.

Поэтому значительная часть студентов в Германии имеют опыт обучения за рубежом — более 2% всей мировой студенческой мобильности. Чтобы восполнить недостаток международного опыта, например, у студентов педагогических факультетов, по словам руководителя Германской службы академических обменов (DAAD) в Москве Андреаса Хёшена, DAAD совместно с Федеральным министерством образования и научных исследований Германии (BMBF) организует программы повышения международной академической мобильности.

Все флаги в вузы

Для сохранения конкурентоспособности страны, ее научного, производственного и кадрового потенциала в период с 2006 по 2017 год на реализацию программы Excellence Initiative, призванной усилить конкуренцию между вузами, было потрачено €4,6 млрд. В результате восемь университетов Германии в 2018 году вошли в топ-100 авторитетного рейтинга журнала Times Higher Education (THE, Лондон). В 2010 году их было только три. Программа будет продолжена до 2026 года с финансированием €533 млн в год.

Однако рынок труда Германии испытывает проблемы в связи с тем, что образованное население стареет. По данным Научного совета Германии (Wissenschaftsrat, консультирует федеральное правительство по вопросам образования), в 2030 году соотношение 15-летних к 65-летним гражданам страны составит 14 к 26%, а к 2060 году — 13 к 31%.

Избежать снижения экономической эффективности при сокращении численности рабочей силы в краткосрочной и среднесрочной перспективе, по прогнозам Научного совета, позволит увеличение трудоустройства и повышение квалификации мигрантов.

«Немецкая система высшего образования адаптируется под современные вызовы и поддерживает концепцию непрерывного образования. Немецкие вузы открыты всем возрастным группам, включая иностранных студентов», — говорит Андреас Хёшен.

По его данным, около 50% иностранных студентов после окончания вузов остаются в Германии. Однако многие молодые специалисты, отмечает Андреас Хёшен, все же возвращаются на родину в течение пяти лет по окончании обучения.

Немецкие университеты действительно активно привлекают иностранных студентов и не делают различий между «своими» и иностранцами, для которых обучение также бесплатно, говорит Сергей Филиппов. «Но обучение в немецком университете вовсе не означает получения немецкого гражданства или работы в Германии, вуз — не миграционная служба», — уточняет он. Талантливому и усердному студенту предложат продолжить обучение, а затем и работу, но лишь в том случае, если нет достойных кандидатов из Германии или других стран ЕС, объясняет Сергей Филиппов.

По данным Института статистики ЮНЕСКО за 2016 год, Германия входит в шестерку стран с наибольшей долей «входящей» студенческой мобильности (США — 19%, Великобритания — 8%, Австралия — 7%, Франция, Германия и Россия — по 5%). 13% общего числа учащихся немецких вузов — иностранные студенты, и это результат активного продвижения национальной системы образования за рубежом с помощью Германской службы академических обменов и других правительственных и неправительственных организаций, говорит Ольга Гозман. Количество иностранцев в немецких вузах, по ее словам, растет каждый год примерно на 4–5%: «И нет никаких объективных причин, по которым бы данный рост прекратился». Возможность бесплатно учиться в одной из лучших образовательных систем привлекает огромное количество абитуриентов из развивающихся стран, в первую очередь из Китая, Индии и России, а также из европейских государств, где получение высшего образования обходится дороже, например из Австрии или Италии.

Экология для всех

Правительство Германии в 2004 году поддержало инициативу ООН о проведении десятилетия образования в интересах устойчивого развития. С 2005 года эта тема интегрируется в учебные программы на всех уровнях образования.

По словам руководителя DAAD в Москве Андреаса Хёшена, со стороны бизнеса и самих абитуриентов постоянно растет интерес к образованию в области экологии и устойчивого развития. По данным портала «Компас высшего образования» (официальный портал ректоров), немецкие вузы предлагают более 190 программ обучения в этом направлении.

Без такой дисциплины, как «Экология», не обходится ни один школьный или университетский учебный план, говорит гендиректор Begin Group Ольга Гозман. По ее словам, с принципами охраны окружающей среды знакомятся студенты даже инженерных и гуманитарных факультетов.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Время волшебства, или как выйти за пределы возможного Время волшебства, или как выйти за пределы возможного

Наука всегда ставит нас перед вопросом: а что дальше?

РБК
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Холодец: некoтoрые любят похолоднее Холодец: некoтoрые любят похолоднее

Откуда произошел холодец и как его правильно приготовить?

КАНТРИ Русская азбука
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры» Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры»

Тренды винной культуры в мире и мнения экспертов

РБК
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Бродский и его окружение Бродский и его окружение

Размышляем о роли вина в жизни и поэзии Иосифа Бродского

РБК
Чудесная Чудесная

В созвездии Кит расположилась одна из самых удивительных звёзд нашего неба, Мира

Наука и жизнь
Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Даурские каникулы Даурские каникулы

Истории о свободолюбивых диких котах и их скрытном образе жизни

Наука и жизнь
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
«Вино знакомит с интересными людьми» «Вино знакомит с интересными людьми»

Тренд на белые вина был очевиден. Любители вина уходят в более легкую историю

РБК
6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом 6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом

Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина

РБК
На пути к Иудейской войне На пути к Иудейской войне

Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа

Знание – сила
Один день в долине Маадим Один день в долине Маадим

Рассказ Станислава Романова «Один день в долине Маадим»

Знание – сила
Белые дороги и черные тюльпаны Белые дороги и черные тюльпаны

Как французский предприниматель стал «настоящим калмыцким мужиком»

Вокруг света
Первобытные домостроители Первобытные домостроители

Домостроительство, безусловно, одно из наиболее ранних умений человека

Знание – сила
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
Необычные пейринги к вину: мнения сомелье Необычные пейринги к вину: мнения сомелье

Какие можно попробовать неожиданные и необычные пары к вину?

РБК
Познание в обход сознания Познание в обход сознания

Почему мозг приписывает намерения нарисованным треугольникам?

Вокруг света
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Открыть в приложении