«Образованию нужен гибкий подход к ученикам»
Чарли Кинг, дипломированный преподаватель, директор международной школы Brookes в Москве и Санкт-Петербурге, — о тенденциях в современной педагогике
Сегодня любое учебное заведение должно предлагать своим ученикам выбор, быть гибким по отношению к ним. Мы больше не можем существовать в жестких рамках традиционного образования. Но множество и российских, и британских школ по-прежнему придерживаются именно такого стиля преподавания, в то время как сами ученики нуждаются в более всестороннем обучении, которое позволит выйти за пределы классической школьной программы. Именно оно даст им навыки, необходимые для погружения в контекст современного мира, для обучения в течение всей дальнейшей жизни. Если мы и дальше будем игнорировать то, что происходит за школьными стенами, то дети будут просто не готовы к реальной жизни. Образование должно работать в гармонии с обществом как в школе, так и за ее пределами.
Ученики должны быть учителями больше, чем сами учителя. Как преподаватели мы порой совершаем ошибки — когда пытаемся поделиться с детьми знаниями, но даже сами не задумываемся, как они смогут применить эти знания в современном мире.
У московской и петербургской школ Brookes нет цели «заново изобрести колесо». Скорее, я пытаюсь предложить нашим ученикам посмотреть на это «колесо обучения» по-новому. Например, мне совсем не хочется заставлять детей просто зубрить таблицу умножения, я уверен, что ее нужно разобрать по косточкам и объяснить, почему мы ею пользуемся, как она применяется в повседневной жизни, в нашем быстро меняющемся мире. Я хочу предложить другой угол зрения, дать детям те возможности, которые они не получат ни в одном другом учебном заведении.
Все родители, которые приводят своих детей в наши российские школы, прежде всего спрашивают, каким будет конечный результат обучения. В России мне очень нравится способность людей к упорному труду. Россияне много работают — это факт. Для меня было открытием, как много российские ученики занимаются в течение дня. Они трудятся на уроках в школе, после чего идут на дополнительные занятия. Если я чему-то и научился в России, это именно такому подходу, такой мотивационной модели. Я считаю ее одним из краеугольных камней в конструкции нашей системы преподавания. То же самое можно сказать об учениках из азиатских стран, таких как Китай или Корея.
Российскому образованию стоит перенять одну вещь — свободу в обучении. Это опыт, который я получил в Финляндии, где студенты могут выражать себя так, как они хотят, могут учиться в своем собственном темпе, могут пробовать без страха провала. Это гибкий подход.
Думаю, что комбинация всех этих элементов — финского, российского, британского, американского — создает очень интересный эффект, который поможет процессу обучения стать по-настоящему живым, пригодным для жизни в современном мире.
Фото: Владислав Шатило для РБК