Оксана Монж — о главных проблемах и трендах фармакологического рынка России

РБКBiznes

Оксана Монж: «Важны не только лекарства»

Подготовила Анна Степаненко

Оксана Монж, генеральный директор «Санофи» в странах Евразийского региона. Председатель совета директоров Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM). Работает в фармацевтической отрасли около 20 лет, на протяжении которых занимала руководящие позиции в области маркетинга, стратегического планирования и управления продажами в России и Великобритании. К команде «Санофи» присоединилась в 2014 году, возглавляла в компании бизнес-подразделения эндокринных и рецептурных препаратов. До прихода в «Санофи» работала в международной компании Elli Lilly.

Пытаясь увеличить продолжительность жизни граждан, государство наращивает закупки лекарств, чтобы бесплатно обеспечить ими население. Но пока 65% рецептурных препаратов в России покупаются за свой счет, а получить льготу можно в основном на поздних стадиях заболеваний. О главных проблемах и трендах фармрынка рассказывает гендиректор «Санофи» в странах Евразийского региона Оксана Монж.

Закупки и льготы

В 2018 году российские власти поставили задачу увеличить к 2024 году среднюю продолжительность жизни населения до 78 лет. Пандемия внесла некоторые коррективы, и срок продлили до 2030-го.

На достижение показателя нацелены несколько нацпроектов и программ, предполагающих в том числе закупку лекарств за государственный счет. К примеру, были выделены значительные дополнительные средства на препараты для борьбы с онкологией и некоторыми кардиологическими заболеваниями. Запущена работа фонда «Круг добра», который обеспечивает лекарствами детей с тяжелыми и редкими заболеваниями.

Такие инициативы и инвестиции повышают долю государственного сегмента на фармрынке. Ежегодно она увеличивается на 25– 35%. Это одна из причин очень высоких темпов роста сразу в нескольких рыночных сегментах.

Но государственные программы рассчитаны в основном на пациентов с тяжелыми заболеваниями и зачастую на последних стадиях. Выходит, что человек получает право на льготное обеспечение, только если стал инвалидом или заболевание зашло очень далеко. Однако эффективнее всего — инвестировать в здоровье пациентов на ранних стадиях, проводить превентивное лечение или меры профилактики. У этой проблемы в России пока нет системного решения.

Примерно 65% рецептурных препаратов российские пациенты по-прежнему покупают за свой счет. В сегменте сердечно-сосудистых заболеваний цифра доходит до 75%. При том, что именно эти заболевания остаются главной причиной смертности в стране. И, чтобы действительно продлить жизнь россиян, помимо прочего нужны и дополнительные государственные инвестиции в лекарственное обеспечение.

Инновации и цены

В целом на российском рынке нет дефицита лекарств. Но, несмотря на прогресс с инновационными препаратами в льготных программах, многие разработки попадают сюда с задержкой, некоторые не попадают вообще.

Причина — и в самой организации системы льготного лекарственного обеспечения, и в критериях включения препарата в льготные списки, и в ценообразовании. Например, для списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) действует система реферирования цен. Производитель должен посмотреть на цены в 12 разных странах и зарегистрировать минимальную из них.

Если же посмотреть на программу высокозатратных нозологий (ВЗН), то кроме других факторов производитель должен продемонстрировать нулевое влияние на бюджет в рамках первого календарного года. Чтобы соблюсти это правило, иногда приходится делать скидки в размере 50–70% уже от минимальной зарегистрированной цены.

В итоге производитель встает перед непростым выбором. Либо идти на рынок с ценой в разы ниже, чем минимальная цена в референтных странах (хотя инновации не могут стоить так же, как дженерики), либо вообще не выходить на российский рынок.

Защита прав

Фармкомпании, выпускающие оригинальные препараты, работают с очень длительным горизонтом планирования. Поэтому критически важна предсказуемая бизнес-среда, в том числе гарантия защиты прав интеллектуальной собственности.

За каждым инновационным препаратом стоят 10–12 лет работы и существенные инвестиции — в среднем около $2 млрд. Плюс непростой путь выхода на рынок и необходимость вернуть эти инвестиции, которые затем должны стать основой для новых разработок.

В России есть законодательная база, регулирующая патентные права на инновационные лекарственные препараты. Но вопрос правоприменения в этой области пока далек от совершенства. Например, в РФ можно зарегистрировать дженерик до истечения патента на оригинальный препарат. Но самое главное, нет эффективных мер, которые бы помешали недобросовестным игрокам выходить на рынок.

Сейчас создается патентный реестр, который должен информировать регулятора и госзаказчиков о наличии лекарств, защищенных патентом. Но обсуждается вариант включать в этот реестр только фармакологически активные вещества. Это оставит за бортом многие защищенные патентами препараты.

На наш взгляд, реестр должен покрывать все патенты, а не какую-то отдельную их группу. Сейчас мы ведем работу по этому поводу и с отраслевыми ассоциациями, и с государством.

Цифровая поддержка

Для эффективного лечения пациентов важны не только лекарства, но и дополнительные цифровые инструменты. Здесь можно выделить три основных блока.

  • Во-первых, это создание единого цифрового контура: все данные пациентов должны поступать в общую систему. Это позволит анализировать результаты лечения в реальной клинической практике, оценивать потребность в терапии, препаратах и оборудовании, планировать будущие инвестиции. Но для этого нужна стандартизация подходов, общие рекомендации по работе с данными и единая методология на уровне страны.
  • Во-вторых, интегрированные цифровые решения для сопровождения и поддержки пациентов. В 2019 году мы запустили пилот для людей с сахарным диабетом 1 и 2 типа. Участники программы проходили онлайн-обучение, в режиме онлайн передавали врачу свои показатели уровня сахара крови, а также работали с куратором или коучем.

    В итоге половина пациентов смогла выйти на целевые значения по показателям сахара. Такой подход можно использовать и при лечении других хронических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых.
  • В-третьих, это изменение бизнес-модели компаний и системы взаимодействия с врачами. Цифровые каналы и постоянная связь с экспертами позволят медикам получать информацию в нужное время и использовать ее для лечения пациентов. Пока с такими каналами готовы работать только от 15 до 50% врачей. Но, если государство будет стимулировать использование «цифры», переход произойдет намного быстрее.

Фото: Андрей Любимов для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Эффект наследия Эффект наследия

Повысить рентабельность молочной отрасли поможет развитие местной генетики

Агроинвестор
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
Легкое дыхание: 12 загадок картины Ренуара Легкое дыхание: 12 загадок картины Ренуара

Секреты картины Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт»

Вокруг света
Инструкция от вашего ребёнка Инструкция от вашего ребёнка

Вопросы, которые мучают большинство отцов

Men’s Health
Ходячий анекдот: 10 мифов о поручике Ржевском Ходячий анекдот: 10 мифов о поручике Ржевском

Поручик Ржевский стал героем анекдотов с 1960-х годов

Вокруг света
О спорт, ты сон О спорт, ты сон

Поднять себя в 6 утра на тренировку или поспать подольше?

Men’s Health
Лимонный остров: итальянский Капри в 10 фотокарточках Лимонный остров: итальянский Капри в 10 фотокарточках

Как выглядит остров Капри

Вокруг света
Невидимые соседи: 5 примечательных фактов о воробьях Невидимые соседи: 5 примечательных фактов о воробьях

Несколько интересных фактов о воробьях

Вокруг света
На дорогах все спокойно: 7 фактов о дорожных полицейских разных стран мира На дорогах все спокойно: 7 фактов о дорожных полицейских разных стран мира

Работа полицейских в разных странах

Вокруг света
Дворянское гнездо: как был устроен быт во французской провинции времен Людовика XIII Дворянское гнездо: как был устроен быт во французской провинции времен Людовика XIII

Быт во французской провинции времен Людовика XIII

Вокруг света
Вокруг света за 210 лет: три истории о русских кругосветных путешествиях Вокруг света за 210 лет: три истории о русских кругосветных путешествиях

Три истории о русских кругосветных путешествиях

Вокруг света
Эффект «бабочек» Эффект «бабочек»

Как за 10 лет с нуля создать инфраструктуру для борьбы с редким заболеванием

Forbes Woman
Невидимый остров Невидимый остров

Куда только не занесет нас, друзья мои, Муза Дальних Странствий

Вокруг света
Новое золото: что такое биткойн и деньги ли это? Новое золото: что такое биткойн и деньги ли это?

Увлечение криптовалютами — это просто золотая лихорадка, только на новый лад

Вокруг света
За люриком под парусами За люриком под парусами

Репортаж с архипелага Новая Земля

Наука и жизнь
Все время мира Все время мира

Как человечество познакомилось с мировым времен и линией перемены дат

Вокруг света
Высокие стандарты: стюардессы из разных стран мира Высокие стандарты: стюардессы из разных стран мира

Бортпроводница работает «лицом страны»

Вокруг света
Стадионы в забвении: 5 городов с заброшенными олимпийскими объектами Стадионы в забвении: 5 городов с заброшенными олимпийскими объектами

Объекты олимпийских игр, превратившиеся в жутковатые арт-объекты

Вокруг света
Сырная лавка: главные итальянские сыры Сырная лавка: главные итальянские сыры

Как и где производят итальянские сыры и с чем подают на стол

Вокруг света
Точная стыковка Точная стыковка

Как правильно оформить стыки потолка и пола со стенами?

Идеи Вашего Дома
Ход слоном: история одного подарка Ход слоном: история одного подарка

Однажды Харун ар-Рашид подарил Карлу Великому огромного элефанта

Вокруг света
Подлинная история Синей Бороды Подлинная история Синей Бороды

Кто не слышал о злодее, увековеченном Шарлем Перро под именем Синей Бороды?

Вокруг света
Берег апельсинового цвета, или 7 чудес Кастельона Берег апельсинового цвета, или 7 чудес Кастельона

Чуть севернее Валенсии есть побережье со сладким названием Коста-дель-Асаар

Вокруг света
«Рога и хвост не вырастут»: как в России пропагандировали вакцинацию 200 лет назад «Рога и хвост не вырастут»: как в России пропагандировали вакцинацию 200 лет назад

Как в России пропагандировали вакцинацию

Вокруг света
Военный гений: главные триумфы Наполеона Военный гений: главные триумфы Наполеона

15 августа 1769 года родился Наполеон Бонапарт

Вокруг света
Как предательство погубило французскую революцию Как предательство погубило французскую революцию

Предательство проворовавшегося друга стоило революционеру Робеспьеру жизни

Вокруг света
Теневая экономика: главные обитатели коралловых рифов и их роли в подводном обществе Теневая экономика: главные обитатели коралловых рифов и их роли в подводном обществе

Разноцветный подводный мир только человеку кажется безмятежным

Вокруг света
Неестественный отбор: зачем нужны гендерные квоты Неестественный отбор: зачем нужны гендерные квоты

Работают ли гендерные квоты в мире и в России

Forbes Woman
«Девятый вал»: эффект погружения «Девятый вал»: эффект погружения

Вместо фильмов-катастроф зрители смотрели морские пейзажи Айвазовского

Вокруг света
Открыть в приложении