Оксана Монж: «Важны не только лекарства»
Пытаясь увеличить продолжительность жизни граждан, государство наращивает закупки лекарств, чтобы бесплатно обеспечить ими население. Но пока 65% рецептурных препаратов в России покупаются за свой счет, а получить льготу можно в основном на поздних стадиях заболеваний. О главных проблемах и трендах фармрынка рассказывает гендиректор «Санофи» в странах Евразийского региона Оксана Монж.
Закупки и льготы
В 2018 году российские власти поставили задачу увеличить к 2024 году среднюю продолжительность жизни населения до 78 лет. Пандемия внесла некоторые коррективы, и срок продлили до 2030-го.
На достижение показателя нацелены несколько нацпроектов и программ, предполагающих в том числе закупку лекарств за государственный счет. К примеру, были выделены значительные дополнительные средства на препараты для борьбы с онкологией и некоторыми кардиологическими заболеваниями. Запущена работа фонда «Круг добра», который обеспечивает лекарствами детей с тяжелыми и редкими заболеваниями.
Такие инициативы и инвестиции повышают долю государственного сегмента на фармрынке. Ежегодно она увеличивается на 25– 35%. Это одна из причин очень высоких темпов роста сразу в нескольких рыночных сегментах.
Но государственные программы рассчитаны в основном на пациентов с тяжелыми заболеваниями и зачастую на последних стадиях. Выходит, что человек получает право на льготное обеспечение, только если стал инвалидом или заболевание зашло очень далеко. Однако эффективнее всего — инвестировать в здоровье пациентов на ранних стадиях, проводить превентивное лечение или меры профилактики. У этой проблемы в России пока нет системного решения.
Примерно 65% рецептурных препаратов российские пациенты по-прежнему покупают за свой счет. В сегменте сердечно-сосудистых заболеваний цифра доходит до 75%. При том, что именно эти заболевания остаются главной причиной смертности в стране. И, чтобы действительно продлить жизнь россиян, помимо прочего нужны и дополнительные государственные инвестиции в лекарственное обеспечение.
Инновации и цены
В целом на российском рынке нет дефицита лекарств. Но, несмотря на прогресс с инновационными препаратами в льготных программах, многие разработки попадают сюда с задержкой, некоторые не попадают вообще.
Причина — и в самой организации системы льготного лекарственного обеспечения, и в критериях включения препарата в льготные списки, и в ценообразовании. Например, для списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) действует система реферирования цен. Производитель должен посмотреть на цены в 12 разных странах и зарегистрировать минимальную из них.
Если же посмотреть на программу высокозатратных нозологий (ВЗН), то кроме других факторов производитель должен продемонстрировать нулевое влияние на бюджет в рамках первого календарного года. Чтобы соблюсти это правило, иногда приходится делать скидки в размере 50–70% уже от минимальной зарегистрированной цены.
В итоге производитель встает перед непростым выбором. Либо идти на рынок с ценой в разы ниже, чем минимальная цена в референтных странах (хотя инновации не могут стоить так же, как дженерики), либо вообще не выходить на российский рынок.
Защита прав
Фармкомпании, выпускающие оригинальные препараты, работают с очень длительным горизонтом планирования. Поэтому критически важна предсказуемая бизнес-среда, в том числе гарантия защиты прав интеллектуальной собственности.
За каждым инновационным препаратом стоят 10–12 лет работы и существенные инвестиции — в среднем около $2 млрд. Плюс непростой путь выхода на рынок и необходимость вернуть эти инвестиции, которые затем должны стать основой для новых разработок.
В России есть законодательная база, регулирующая патентные права на инновационные лекарственные препараты. Но вопрос правоприменения в этой области пока далек от совершенства. Например, в РФ можно зарегистрировать дженерик до истечения патента на оригинальный препарат. Но самое главное, нет эффективных мер, которые бы помешали недобросовестным игрокам выходить на рынок.
Сейчас создается патентный реестр, который должен информировать регулятора и госзаказчиков о наличии лекарств, защищенных патентом. Но обсуждается вариант включать в этот реестр только фармакологически активные вещества. Это оставит за бортом многие защищенные патентами препараты.
На наш взгляд, реестр должен покрывать все патенты, а не какую-то отдельную их группу. Сейчас мы ведем работу по этому поводу и с отраслевыми ассоциациями, и с государством.
Цифровая поддержка
Для эффективного лечения пациентов важны не только лекарства, но и дополнительные цифровые инструменты. Здесь можно выделить три основных блока.
- Во-первых, это создание единого цифрового контура: все данные пациентов должны поступать в общую систему. Это позволит анализировать результаты лечения в реальной клинической практике, оценивать потребность в терапии, препаратах и оборудовании, планировать будущие инвестиции. Но для этого нужна стандартизация подходов, общие рекомендации по работе с данными и единая методология на уровне страны.
- Во-вторых, интегрированные цифровые решения для сопровождения и поддержки пациентов. В 2019 году мы запустили пилот для людей с сахарным диабетом 1 и 2 типа. Участники программы проходили онлайн-обучение, в режиме онлайн передавали врачу свои показатели уровня сахара крови, а также работали с куратором или коучем.
В итоге половина пациентов смогла выйти на целевые значения по показателям сахара. Такой подход можно использовать и при лечении других хронических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых. - В-третьих, это изменение бизнес-модели компаний и системы взаимодействия с врачами. Цифровые каналы и постоянная связь с экспертами позволят медикам получать информацию в нужное время и использовать ее для лечения пациентов. Пока с такими каналами готовы работать только от 15 до 50% врачей. Но, если государство будет стимулировать использование «цифры», переход произойдет намного быстрее.
Фото: Андрей Любимов для РБК