Полимер ждет строгих мер
Какие новые материалы придут на смену пластику
Стремление многих стран перейти к экономике замкнутого цикла, когда все отходы можно было бы перерабатывать, создает угрозу традиционным производствам, чью продукцию нельзя использовать вторично. Новые компании предлагают продукты, какие еще недавно и вообразить было нельзя, — утеплители из птичьих перьев, съедобную посуду, заменитель пластмассы из отходов деревообработки, который можно заливать в обычные формы на производстве. Но переход на экологичные материалы едва ли будет простым.
В пух и перья
Европарламент еще в 2018 году проголосовал за запрет некоторых видов одноразовой продукции из пластика. В основных городах Китая одноразовые пластиковые пакеты будут запрещены уже к концу 2020-го, а полностью по всей стране — в 2022 году. Еще запретят пластиковую посуду и одноразовые трубочки. Согласно недавнему исследованию, с начала 1950-х и до 2015 года человечество произвело свыше 8,3 млрд тонн пластика, 6,3 млрд тонн из которых уже превратились в отходы.
Если темпы превращения полезных материалов в отходы сохранятся, то к 2050 году на свалках — организованных и стихийных — окажется 12 млрд тонн пластика. Весить эта куча будет как 35 тыс. небоскребов Empire State Building.
Крупные компании объявляют о планах взяться за решение этой проблемы. Walmart пообещала убеждать поставщиков снизить масштабы использования пластиковой упаковки. Coca-Cola, Pepsi, Unilever, Nestle, L’Oreal планируют к 2025 году сделать всю свою упаковку вторично используемой, пригодной для переработки или биоразлагаемой.
Крупную угрозу окружающей среде представляют безвредные на вид трубочки для питья. У берегов морей и океанов их скопилось, по оценкам австралийских ученых, до 8,3 млрд штук. Среди компаний, предлагающих экологичную альтернативу пластиковым трубочкам, — финская Sulapac, которая уже привлекла €18,8 млн инвестиций. Она разработала специальный биоразлагаемый материал на основе побочных продуктов промышленной деревообработки, которые обычно идут в отходы.
«Сейчас мы используем древесину из лесов стран Северной Европы, — рассказал в беседе с РБК Антти Валтонен, директор по маркетингу Sulapac. — Но наша цель — использовать ресурсы на месте производства, насколько это возможно, чтобы минимизировать выбросы CO2, связанные с логистикой». Компания использует древесину из лесов, где хозяйство ведется на основе принципов устойчивого развития, и не приобретает нелегально добытую древесину.
Разработанный ею материал Sulapac Universal может использоваться для производства самых разных предметов, которые сейчас делают из пластмассы. «Более того, его можно использовать как сырье для заливки в уже использующиеся на производстве формы, — отмечает Антти Валтонен. — Это означает, что нет необходимости строить новые производственные линии». По словам собеседника РБК, это обстоятельство делает переход от традиционного пластика к экологичной альтернативе простым и осуществимым с коммерческой точки зрения решением. Sulapac уже продает такой материал: он используется, в частности, в производстве вешалок для одежды.
Если использование отходов деревообработки — ожидаемое решение, то подход британской компании Aeropowder оказался нетривиальным. Материалом будущего она решила сделать… птичьи перья. Согласно данным, которые приводит Aeropowder, в мире каждый день забивают примерно 134 млн кур и 10 тыс. тонн перьев становятся отходами птицефабрик. Компания подчеркивает, что перья, состоящие из кератина — белка, обладающего высокой механической прочностью, имеют интересные характеристики: они легкие, обладают свойствами термоизоляции. Из переработанных перьев компания производит термоупаковку Pluumo. Она полностью биоразлагаема и к тому же защищает упакованный товар от небольших ударов при тряске во время транспортировки. Проект разработки этой упаковки получил финансовую поддержку в рамках госпрограммы ЕС «Горизонт-2020».
Канадская компания Candy Cutlery подошла к одноразовой посуде с другой стороны — решила сделать ее съедобной. Пока она выпускает ложки (с четырьмя вкусами) и стаканчики, материалом для которых служит тростниковый сахар. Поскольку продукция у компании недешевая (один канадский доллар за ложку), Candy Cutlery акцентирует внимание на пользе, которую отказ от пластика принесет природе, и критикует сложившуюся в обществе культуру «выбросить не жалко».
Вокруг появляющейся индустрии экологичных материалов возникают новые бизнесы, в том числе дизайнерские агентства. Одно из них — калифорнийское Sutherlin Santo — стало финалистом конкурса Lexus Design Award 2020. Компания спроектировала биополимерные фильтры, способные улавливать углекислый газ и другие вредные вещества, находящиеся в воздухе.
«Благодаря нашей работе мы надеемся продемонстрировать перспективы биопластика и экологичных материалов, — сообщили РБК основатели компании Пол и Гаррет Сазерлин Санто. — Мы находимся не в том положении, чтобы предсказать их будущее или выступать за конкретные правительственные меры, но надеемся, что есть стимулы для дальнейшего изучения этих перспективных материалов, и верим, что хороший дизайн — это первый шаг в данном направлении».
12 млрд тонн пластика = 35 тыс. небоскребов Empire State Building. 2050 г.
Дорого и недолго
Одно из главных препятствий для расширения использования экоматериалов — это, конечно, их цена. «Поначалу, когда новые материалы только выходят на рынок, они стоят дороже традиционных, — говорит Антти Валтонен. — Сегодня материал Sulapac дороже обычного пластика, но чем быстрее начнется его более масштабное производство, тем выгоднее он станет экономически. Мы считаем, что разные экологичные материалы нужно сравнивать между собой, а не только с традиционным пластиком. Например, трубочки для питья Sulapac весьма конкурентоспособны по сравнению с бумажными трубочками, если учесть их цену».
Другая проблема с использованием биоразлагаемых материалов состоит в том, что они плохо подходят для длительной эксплуатации, особенно в условиях, отличающихся от нормальных. «Если речь идет о продукции длительного пользования и предметах, подвергающихся воздействию высокой температуры или воды, например, садовая мебель, то Sulapac не идеальный вариант, — признается Валтонен. — В этом случае биоразлагаемость больше не является желательной характеристикой».
Наконец, есть сферы, где пластик в принципе трудно заменить. «Пластик играет важную роль в защите грузов во время транспортировки, в хранении продуктов, он позволяет делать транспорт легким и эффективным с точки зрения использования топлива», — рассказали РБК в британской Recycling Technologies. Компания сделала ставку не на поиск биоразлагаемой альтернативы пластмассе, а на разработку новых технологий переработки пластика для вторичного использования. Ведь в том случае, если его не отправлять на свалку, а заново использовать, замкнутый цикл в экономике будет обеспечен и без биоразлагаемых материалов.
Recycling Technologies утверждает, что создала аппарат, перерабатывающий такие виды пластиковых отходов, какие до сих пор не поддавались переработке. Пока что в мире, по данным компании, вторично используется только 12% пластика. Переработка остального — большая бизнесниша, занять которую и стремится компания. Recycling Technologies планирует построить 1,3 тыс. подобных аппаратов и к 2027 году производить из переработанного пластика 7 млн тонн вторсырья для создания новых товаров. Пилотный завод компании расположен в городе Суиндон в Великобритании. Аппарат для коммерческого использования планируется установить в Шотландии. Как показывает бизнес-модель Recycling Technologies, замена пластика биоразлагаемыми материалами не только непростой в реализации подход к решению проблемы загрязнения окружающей среды, но и далеко не единственный.
Сложение проблем разложением
О том, насколько трудно найти реальную с экономической точки зрения замену пластмассе, говорят истории стартапов, которые пытались это сделать. Заявления о разработке очередного «чудоматериала» зачастую не имеют никакого продолжения. Примером может служить шведская компания Mycorena, позиционирующая себя как производитель протеина при помощи грибов. В мае прошлого года она сообщала, что стала финалистом конкурса среди стартапов Venture Cup Startup 2019 в Швеции. На этом конкурсе компания представила «свою последнюю инновацию в решениях, основанных на использовании грибов», материал Mimyc. «Mimyc — это прекрасная замена однократно используемому пластику, который, как правило, не разлагается после того, как его используют и выбросят», — говорилось в пресс-релизе компании. Mimyc же, согласно этому сообщению, был на 100% биологическим материалом, созданным из грибной биомассы и вторично используемых отходов сельского хозяйства.
Казалось бы, перспективы у продукта были самые радужные. Однако в феврале 2020 года Mycorena рассказала РБК, что больше не работает с Mimyc. На вопросы, почему разработка материала была прервана, компания не ответила.
Вдобавок к проблемам, связанным с сомнительной пока коммерческой выгодой, биоразлагаемый пластик не разлагается в морской воде, а именно загрязнение пластиком Мирового океана называют одной из самых острых экологических проблем. Как отмечала руководитель исследовательских работ Программы ООН по окружающей среде Жаклин МакГлейд, большое количество пластика, называемого биоразлагаемым, разлагается только при температуре 50 градусов по Цельсию, а в океане таких температур нет. К тому же, по ее словам, этот пластик тонет и потому не подвергается воздействию ультрафиолетового излучения, которое также нужно для разложения. Впрочем, чилийский стартап Solubag утверждает, что создал материал, пакеты из которого разлагаются в воде. Однако, как неоднократно указывалось, если материал просто рассыпается на небольшие фрагменты, это не означает, что он разлагается: мелкие частицы тоже опасны и загрязняют окружающую среду.
Наконец, как отмечалось в исследовании Университета Питтсбурга, производство биопластика может нанести больший вред окружающей среде, чем производство обычного пластика, из-за необходимости использовать удобрения и пестициды для выращивания биоматериала, из которого и делают биопластик. К тому же выращивание сырья для биопластика сокращает площади сельхозземель, используемых для производства продовольствия. Не говоря уже о выбросах углекислого газа, связанных с работой сельхозтехники.
Для разложения биопластика нужны специальные условия: высокая температура и доступ кислорода. А если биопластик окажется на обычной свалке, то все закончится выбросами метана, который намного вреднее для природы, чем углекислый газ. Кроме того, биопластик может помешать переработке и вторичному использованию обычного пластика, если смешается с ним в процессе утилизации. Все эти проблемы показывают, насколько непросто будет заменить новыми «чудо-материалами» привычные полимеры.
Власти РФ обещают запрещать пластик постепенно
В январе 2020 года глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов заявил, что отказ от одноразовой пластиковой посуды в России «неизбежен». «У нас просто нет других вариантов, — отметил он. — Делать это необходимо чем быстрее, тем лучше». По словам депутата, нужно «быстро создать альтернативу пластиковой таре и упаковке». «Сделать это реально, потому что для этого всего лишь нужно, чтобы бумажный пакет стоил столько же, сколько пластиковый», — заявил он.
В октябре 2019 года сообщалось, что Роспотребнадзор готовит поправки в законодательство о поэтапном сокращении производства одноразовых пластиковых пакетов для магазинов, вплоть до полного запрета. В мае того же года о подготовке запрета одноразовой пластиковой посуды заявил глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. В интервью РБК он отметил, что ограничительные меры должны вводиться постепенно, по 10–20% в год, чтобы не навредить бизнесу.
Не так страшен пластик, как отказ от него?
Полный и единовременный запрет пластиковой упаковки может иметь негативные последствия для экономики, при этом довольно неожиданные. Как говорится в исследовании, проведенном Высшей школой госадминистрирования (ВШГА) МГУ им. М.В. Ломоносова, такие меры приведут к росту цен на молочные продукты, мясо и рыбу, бакалею и хлебобулочные изделия на 9,5%. Как подчеркивают авторы работы, опубликованной зимой 2020 года, доля гибкой полимерной упаковки в весе упакованной продукции составляет всего 0,5–3%. А для картонной упаковки этот показатель может составлять 3–15%, для стеклянной тары — до 40–50%. То есть смена упаковки отразится на логистике.
К тому же замена пластиковой упаковки на бумажную, согласно подсчетам авторов исследования, приведет к значительному увеличению отходов бумаги (на 1,15 млн т на следующий год после введения запрета). По оценкам участников рынка, годовой оборот пластиковых пакетов в России составляет около 167 тыс. т, или 83 млрд штук. Поэтому количество бумажных пакетов, которое необходимо дополнительно вывести на рынок, оценивается примерно в 28 млрд штук в год (если треть пластиковых заменять бумажными аналогами).
Кроме того, мягкая полимерная упаковка значительно увеличивает срок хранения продуктов (в 1,5–10 раз). Так, срок годности винограда она продлевает с 7 до 70 дней, хлебобулочных изделий — с 2 до 7 дней, мяса — с 4 до 30 дней, бананов — с 5 до 36 дней, огурцов — с 3 до 14 дней.
Фото: Sulapac
Источник: «Регулирование гибкой полимерной упаковки в России: cценарный анализ». — М., 2020