Как построить фабрику по производству балеток в Кирово-Чепецке

РБКBiznes

Элементы

Производство

Как построить фабрику по производству балеток в Кирово-Чепецке

Текст Владимир Гендлин
Фото Алена Кондюрина для РБК

Девять лет назад Александр Самохин, 23-летний предприниматель из Кирово-Чепецка, купил для приятеля партию кожи, а она не подошла. Самохин остался без денег и с товаром, покупать который никто не хотел. В итоге именно из этой неудачной сделки выросла фабрика обуви «Дельфин», один из крупнейших в стране производителей спортивной и танцевальной обуви.

Но тогда был кризисный 2008 год, и пришлось выкручиваться любыми способами. К тому времени разорилась местная фабрика, долгие годы шившая одежду и танцевальную обувь. Среди уволенных сотрудниц Самохин и нашел специалистов. Кожу кустарным образом превращали буквально во все, что можно было из нее сделать, — кошельки, ключницы, тапочки, чешки. Довольно низкого качества, признается Александр Самохин. Но за год удалось избавиться от всего сырья. Затем случилось неожиданное: некоторые покупатели вернулись с заказами.

Неудачная сделка неожиданно превратила Александра Самохина в крупного производителя обуви

Для расширения Самохин разместил производство в местной исправительной колонии — сотрудничество с ней продолжалось около двух лет. Александр Самохин решил производить уже не все подряд, а сосредоточиться на выпуске обуви для танцев. В первый год произвели около 5 тыс. пар. Тогда Александр сам работал менеджером по продажам — уверяет, что лично продал не менее 200 тыс. пар обуви: ездил по магазинам, как коробейник, и показывал товар.

Александр Самохин быстро понял, что ставку надо делать на Москву и Санкт-Петербург, где живут более обеспеченные заказчики и на которые, по данным маркетингового агентства Step by Step, приходится до 50% всего рынка танцевальных услуг России. Для этого пришлось отказаться от дешевого сырья и производства в колонии. Зато в течение нескольких следующих лет производство балеток, джазовок и чешек росло на 200–300% в год. Сейчас «Дельфин» выпускает около 50 тыс. пар обуви в месяц, говорит Самохин, которая продается примерно в 4 тыс. магазинов по всей стране.

«Мой остров»

«Утром открываю входную дверь — и я уже на производстве», — смеется Александр Самохин. Его квартира расположена прямо в здании фабрики. Это бывший детский сад, безликое кирпичное сооружение советских времен. Владельцу это даже нравится: к чему привлекать ненужное внимание? Зато внутри помещение оформлено ярко и стильно.

Кабинет гендиректора, расположенный на втором этаже, прямо над его квартирой, переходит в открытую веранду, которая одновременно и спортзал, и место отдыха: на стене — тренажер, рядом — боксерский мешок. Вся семья живет в квартире сына и так или иначе участвует в семейном деле: мама является учредителем в одной из компаний, отец работает в бизнесе. С веранды открывается вид на цветник и парники — это творчество бабушки, Павлы Леонидовны. «Это мой остров», — говорит Самохин то ли о цветнике, то ли обо всем доме-фабрике, отвоеванном у довольно безрадостной окружающей действительности.

По другую сторону от квартиры — складские помещения. «Тут остатков материала на 20 млн руб.», — кивает Александр на рулоны кожи. Поднимаемся на второй этаж, на стене висят фигурные железки. Это резаки разных размеров, которыми кроят материал для чешек, — ценная оснастка, их мастерят специалисты в Москве. «Этого добра на стене на $15 тыс.», — комментирует Самохин.

Верх обуви шьют швеи на бесшумных машинках, сегодня в цеху их около 30. Самая ответственная работа — сборка. На колодку натягивается материал и склеивается, затем молотками разбиваются и размягчаются швы, на носке материал собирается в складки. «Сборщики — наш золотой фонд. Вот эти складки сделать очень сложно, в мире единицы фабрик добиваются такого качества сборки, как у нас», — говорит Александр.

В числе прямых конкурентов Самохин называет компанию Grishko, основанную в 1989 году в Москве Николаем Гришко. Это один из крупнейших производителей танцевальной обуви в мире, продукция которого поставляется в том числе в Большой, Мариинку, Covent Garden и другие знаменитые театры. «Дельфин» такими клиентами похвастаться не может, поэтому Самохин формулирует свою стратегию так: у Grishko высококачественная обувь в дорогом сегменте, у «Дельфина» — высокое качестве в недорогом сегменте.

«Думаю, что по российским продажам мы их уже догнали либо перегнали», — говорит Александр Самохин, который при этом не раскрывает объем продаж в деньгах, как не раскрывают их Grishko и R-Class, другой крупный участник этого рынка. Это вообще характерно для ниши танцевальной и спортивной обуви, говорит гендиректор R-Class Роман Кукушкин: во всем мире это малый, поэтому непубличный бизнес. Зарубежные производители вроде Capezio и Bloch также не публикуют данных о продаже. При этом все участники рынка признают, что основную выручку всем участникам этого рынка приносят не профессиональные танцоры, а массовый сегмент.

Уровень эконом

Директор по развитию маркетингового агентства Step by Step Елена Пономарева оценила минимальную потребность российского рынка танцевальной обуви в 2 млн пар в год, или 3 млрд руб., при средней цене пары 1500 руб. Тот же Grishko, по данным Пономаревой, производит 600 тыс. пар обуви в год, при этом 80% уходит на экспорт.

Если «Дельфин» выпускает 50 тыс. пар в месяц, то он уже сравнялся по этому показателю с Grishko, а Самохин говорит, что при необходимости готов увеличить производство до 1 млн пар. Конкуренты сомневаются. «Исключено, таких объемов нет даже у Grishko. И даже если столько произвести, то это надо еще продать», — считает Кукушкин. Самохин говорит, что оценка рынка в 2 млн пар сильно занижена: «Я хорошо изучил рынок, на котором работаю, — он составляет не менее 4 млн пар в год».

Фабрика «Дельфин» за девять лет работы увеличила объем производства более чем в 100 раз

Правда, по словам Самохина, после очередного кризиса 2014 года рынок сильно изменился, точнее — изменилось позиционирование «Дельфина» на нем. Если изначально фабрика ориентировалась на премиум-сегмент, то сегодня спрос сместился на уровень эконом: потребители стали менее разборчивы к стилям и более практичны, их интересует обувь, которую можно использовать не только для танцев, но и в обычной жизни.

В 2015 году Самохин запустил производство спортивных костюмов (по его словам, ожидается крупный заказ на 90 млн руб.) — и создал производство спортивных тренажеров, которое уже приносит около $1 млн в год. А в этом году взялся за направление спортивного питания, которое собирается развивать вместе с партнером. От главной цели Александр Самохин все равно не отказывается, она указана на сайте компании: «Превратить обычную компанию в великую».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Почему в тренде узкоспециализированные выставки Почему в тренде узкоспециализированные выставки

Есть ли перспективы у выставочной индустрии?

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Притяжение приставки Притяжение приставки

Родство с великими обязывает – так считают потомки Семенова-Тян-Шанского

Вокруг света
Лофт для леди Лофт для леди

Интерьер, базирующийся на эстетике индустриальных пространств, однако, воздушный

Идеи Вашего Дома
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Баланс под вуалью Баланс под вуалью

Для создания собственного оазиса уюта заказчица пригласила дизайнера

Идеи Вашего Дома
Сделано с душой Сделано с душой

Эта уютная квартира — новая, но у неё уже есть своя интересная история

Идеи Вашего Дома
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Смелая палитра Смелая палитра

Эта небольшая квартира не производит впечатления маленького пространства

Идеи Вашего Дома
Дар моря Дар моря

Креветки в панцире, похожем на черепицу, у рыбы корвины русалочий хвост

Seasons of life
Художники Художники

Рассказ Александра Маркова «Художники»

Знание – сила
Место в топе Место в топе

Самый обсуждаемый дебют BMW на Concorso d’Eleganza — концепт-кар Speedtop

Автопилот
Надеяться и делать Надеяться и делать

О стрит-арте: почему Португалия — не лучшая страна для современного художника

Seasons of life
И ты, Брут И ты, Брут

Второй год португальский проект Broot путешествует по мировым выставкам дизайна

Seasons of life
Жить интересно Жить интересно

О том, как можно найти решение, оглянувшись в прошлое

Вокруг света
Один + один Один + один

Как на улочках Байрру-Алту живет и принимает гостей арт-проект Oficina Marques

Seasons of life
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Вечные ценности Вечные ценности

Как старинные усадьбы превращаются в современные культурные центры

Вокруг света
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
В европейском духе В европейском духе

Дом в стиле конструктивизма, построенный в 1931 г. таил сюрпризы…

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении