Пугало тролля
В марте прошлого года журнал РБК опубликовал расследование о медиахолдинге, выросшем из «фабрики троллей», спонсором которой принято считать бизнесмена Евгения Пригожина. Медиахолдинг состоял из 16 формально не связанных между собой порталов и не имел названия, поэтому по аналогии мы назвали его «фабрикой медиа» (после выхода статьи связанные с холдингом люди зарегистрировали сайт с таким названием).
«Фабрика медиа» стала следующей ступенью развития организации, писали мы, «фабрика троллей» — пройденный этап, даже самое известное юридическое лицо троллей, «Агентство интернет-расследований» уже ликвидировано. Но одним из эпизодов статьи была попытка «троллей» повлиять на мнение американцев до и после выборов президента США в 2016 году — их обычными методами, то есть в основном через посты и комментарии в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Twitter. На фоне масштаба «фабрики медиа» этот эпизод выглядел незначительным, а влияние «троллей» на выборы — сомнительным, поэтому мы посвятили этому совсем небольшую часть статьи. Но вскоре выяснилось, что действия «троллей» очень интересуют американскую прессу: статьи обычно содержали так мало достоверной информации и так много предположений, что мы решили написать еще один материал.
Статья «Агенты хаоса» была опубликована в октябре 2017-го, ее главные выводы — на пике в «американском» отделе работали 100 человек, у организованных «троллями» сообществ было 6 млн подписчиков, общие затраты на «президентскую кампанию» составили $2,2 млн (для сравнения — совокупные затраты на кампании Хиллари Клинтон и Дональда Трампа превысили $2,3 млрд). Правда, мы так и не смогли выяснить, оказали ли «тролли» какое-то влияние на исход выборов, — оказалось, что никто даже не пытался это измерить или оценить.
Через четыре месяца после выхода статьи американская прокуратура опубликовала обвинительное заключение, в котором назвала 13 граждан России подозреваемыми во вмешательстве в президентские выборы 2016 года. Некоторые из этих людей упоминались в журнальной статье, другие, по нашим данным, не причастны к этим событиям; в целом в обвинении мало фактов, которых не было в нашей статье. И оказалось, что американские следователи тоже не знают, повлияли ли «тролли» на выборы, — они этого и не выясняли, сосредоточившись на доказывании собственно «вмешательства» (meddling).
В итоге сложилась удивительная картина: в прессе и в заявлениях официальных лиц «тролли» преподносятся как суперэффективное кибероружие, но работает ли оно на самом деле, никто не знает. И похоже, неизвестность устраивает всех. «Тролли» хвастаются перед кураторами «эффективной кампанией», российские «патриоты» радуются фантому победы над американцами, американские — называют любых оппонентов «русскими троллями». Американские законодатели обвиняют Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Twitter в том, что они не смогли противостоять «троллям», и требуют принять обязательства, от которых тем удавалось уклоняться. Спецслужбы самых разных стран просят выделить им бюджеты для борьбы с «троллями».
«Тролли» выбирали темы, связанные с конфликтами, бедностью, войнами, смертями — они всегда собирают максимальное количество «шеров» и «репостов», которые можно было записать в актив. Эта же стратегия привела к тому, что следы «троллей» теперь ищут и находят во всем, что связано с ненавистью, обманом, насилием и всем плохим, что можно себе представить. К весне 2018 года истерия вокруг «русских троллей» достигла такого накала, что в интернете они способны заместить атомную бомбу на позиции «суммы всех страхов».
Фото: Александр Карнюхин для РБК