Рациональный подход
Созрел ли российский бизнес для стандартов ESG?
Российские компании преодолели большой путь почти молниеносно: 30 лет рыночной экономики — это мгновение в сравнении с западными коллегами. Компании стали зрелыми с точки зрения корпоративного управления. Российский бизнес добился необходимой прозрачности всех процедур. Независимые директора в органах управления — давно норма. Постоянный контакт с акционерами и инвесторами — привычная реальность.
Компании стали зрелыми в части финансовой отчетности. Научились мыслить стандартами МСФО, нанимать профессиональных CFO. Ежегодные отчеты компаний по корпоративной социальной ответственности демонстрируют, что бизнес стал более ответственно подходить к тому, что образует национальную экономику.
ESG-подход — это новый вызов для российских компаний.
Глобальная конкуренция требует от компаний соответствия новым нормам в области экологии и ответственного ведения бизнеса.
В России между правительством и бизнесом идет активное обсуждение экономических стимулов, которые побуждают компании к ускорению инвестиций в инновации и технологические изменения в экологии. Скорость этих изменений будет зависеть от баланса между интересами государства в области устойчивого развития и возможностями компаний соответствовать этим высоким долгосрочным ожиданиям.
Россия — страна с огромной качественной ресурсной базой. И мы достаточно зрелые, чтобы развиваться эволюционно, формируя собственный взгляд на ESG и расставляя те приоритеты, которые актуальны именно для нашей страны. Поэтому, если смотреть на ESG вдолгую, задача выглядит так: необходимо договориться о целях ESG-стратегии и скорости изменений, которые мы можем внедрить без ущерба для развития страны. Нужно сформулировать российскую повестку в мировой дискуссии, определить стратегические приоритеты, оставив (пока!) за скобками рейтинги и отчеты.
Для выстраивания баланса между интересами экологии и общества также необходим рациональный подход. На повестке стоят не только вопросы из зоны «E» (Environmental) — технологического перевооружения промышленности, инноваций в области GreenTech и их внедрения в жизнь, но и прежде всего — изменения в зоне «S» (Social) — социальной, образовательной, культурной средах.
Для успешной ESG-трансформации бизнеса компаниям необходимы лидеры изменений.
Пора расширять круг сторонников ESG-повестки. Инвестировать в развитие знаний и вместе с университетами обсуждать, учить, экспериментировать, поощрять инновации студентов и преподавателей. Тем самым формируя новое поколение профессионалов, для которых ESG-принципы станут повседневными инструментами в развитии компаний.
И действовать. Ведь зрелость бизнеса заключается в том числе в способности вовремя перейти от слов к делу и не всегда рассчитывать на молниеносный результат.
Тогда принципы ESG станут не просто лозунгами о «добром и вечном», а эффективными бизнес-инструментами устойчивого развития.
Фото: пресс-служба