Раздача еды
Стартапы, которые хотят справедливого распределения пищи
Экономика совместного потребления распространяется не только на такси и аренду квартир: стартапы в продовольственном сегменте также решают задачу эффективного перераспределения ресурсов. Согласно докладу ООН, в год на планете уничтожается 1,3 млрд т пригодных в пищу продуктов. Производители и посредники, по подсчетам ООН, в 2016-м потеряли на утилизации до $1 трлн. Журнал РБК изучил бизнес трех перспективных компаний в индустрии фудшеринга (от англ. food sharing — «распределение еды»).
OLIO
Выпускниц Стэнфорда Тессу Кук и Саашу Селестиал-Уан всегда волновала проблема уничтожения скоропортящихся товаров на свалках. В 2016-м они запустили в Лондоне мобильное приложение для обмена такой продукцией. Участником может стать как организация, так и человек. Сервис максимально прост: сфотографировать еду и опубликовать адрес, где ее можно забрать. У приложения 319 тыс. пользователей и 13 тыс. волонтеров-курьеров. В зависимости от размера бизнеса OLIO взимает плату за доставку: около £2 за поездку. Помимо еды, у которой скоро истечет срок годности, на платформе можно реализовывать недоеденные продукты — половинку авокадо, 3/4 сыра или остатки завтрака. Участники сервиса есть и в России: в Петербурге, например, нашлось три предложения — даром отдавали помидоры, семечки, муку и хлеб из булочной. Стартап привлек более $2 млн от пяти инвесторов, главный источник дохода — пожертвования от пользователей.
KARMA
Аудитория приложения из Швеции — рестораны, кафе и продуктовые магазины, у которых остается лишняя еда. KARMA связывает их с потребителями, готовыми забрать продукты с существенной скидкой, до 90%. Бизнес получает дополнительную прибыль, а еда не оказывается на помойке. KARMA утверждает, что корпоративные пользователи получают до £30 тыс. дополнительной выручки в месяц и доступ к аудитории в 200 тыс. человек. Участие в KARMA бесплатно — стартап берет комиссию за транзакции внутри приложения. Проект привлек $4,7 млн инвестиций.
Gebni
Братья Мохаммед и Сид Мерзук переехали в США в 2010-м на учебу: времени на готовку после учебы и работы почти не оставалось, а заказывать еду в Нью-Йорке для них было слишком дорого. Тогда братья разработали сервис, который адаптирует цены в ресторанах и кафе под спрос: меньше спрос — ниже цена, и наоборот. Программа защищает бизнес от перемен в настроениях покупателей, а покупателей — от запретительных ценников в меню. Скидки достигают 35%. Проект братья Мерзук запустили в феврале 2017-го, спустя полгода им пользовались более 300 заведений на Манхэттене, а в прессе к Gebni прилип ярлык «биржа еды»: в приложении можно следить за курсом миндального круассана в соседнем кафе. В основе Gebni — алгоритм мониторинга спроса среди всех участников сети, формулирующий рекомендации по скидкам. У сервиса пока нет доставки. Внешние инвестиции в проект составляют $250 тыс.