Робот по имени Вера
Искусственный интеллект учится нанимать людей
Можно ли научить машину говорить так, чтобы человек не понял, что он говорит с машиной? «Судя по тому, что нам и другим коллегам удается сделать в этой области, мы видим, что ответ положительный, это просто вопрос времени», — отвечает на этот вопрос 28-летний Владимир Свешников, сооснователь и гендиректор компании Stafory, которая в конце 2016 года запустила проект по подбору персонала «Робот Вера».
Правда, сейчас Вера не пытается делать вид, что она — человек, хотя у нее есть цифровая аватарка в виде молодой голубоглазой женщины с пухлыми губами. Робот умеет «обходить» сайты с размещенными на них резюме о поиске работы, выбирать из массива данных нужные по заданным параметрам, убирать дубли и обзванивать людей по указанным телефонам. Дозвонившись,робот представляется и задает кандидатам базовый набор квалификационных вопросов: Вера умеет «говорить», запоминать ответы и распознавать некоторые из них.
В зависимости от ситуации Вера может переключить кандидата на настоящего, живого рекрутера, выслать ему e-mail или СМС с датой и другими условиями собеседования. Кроме того, Вера умеет работать как «входящий» рекрутмент-центр, такой проект есть с российским представительством PepsiCo: компания размещает свои вакансии в интернете, люди звонят по указанным телефонам, робот отвечает на их вопросы и задает свои.
Идея робота-рекрутера пришла в голову Свешникову и второму сооснователю Stafory Александру Ураксину, когда они развивали проект маркетплейса для рекрутеров-фрилансеров и работодателей и перед майскими праздниками получили заказ от онлайн-магазина «Юлмарт» на 100 кладовщиков. «Все фрилансеры уехали отдыхать, поиском резюме и прозвоном кандидатов нам пришлось заниматься самостоятельно. Через пару недель мы очень устали и поняли, что тысячи людей — рекрутеров в компаниях — так живут годами», — вспоминает Свешников. Кроме того, партнеры поняли, что в 80% случаев кандидаты задают и отвечают на одни и те же вопросы: так родилась идея избавить людей от монотонной работы.
С самого начала создатели «Робота Веры» столкнулись со страхом сотрудников HR-отделов, что ее запуск будет означать их массовое увольнение, но пока этого не происходит, утверждает Свешников: «Напротив, люди-рекрутеры благодаря Вере как раз таки лишаются необходимости тратить по шесть-семь часов в день на «холодные» звонки, а могут заниматься аналитикой, экспериментировать с обучением Веры или проводить больше времени на «живых» собеседованиях с финалистами». Робот пока не может заменить человека на главном этапе и принять решение о приеме кандидата на работу, но он определенно должен забрать у человека как можно больше рутинных операций, добавляет Владимир.
Пока не полностью решены вопросы с доступом к базам данных резюме на сайтах: в конце 2017 года портал hh.ru подавал иск к Stafory, утверждая, что извлечение из его базы данных резюме кандидатов и предоставление к ним доступа третьим лицам без ведома портала нарушает его права интеллектуальной собственности. Но в конце апреля 2018-го Мосгорсуд отклонил этот иск. «С большинством работных сайтов у нас есть специальные соглашения, и мы обмениваемся данными через API», — утверждает Свешников.
Распознавание эмоций
Сейчас у компании около 300 клиентов — по словам Свешникова, в их числе и крупные корпорации, и средний бизнес, и кадровые агентства. С международными брендами вроде PepsiCo, IKEA и L’Oreal «Робот Вера» пока работает только в России. Stafory мечтает о международной экспансии и планировала привлечь средства для нее через ICO: осенью 2017 года «Робот Вера» собрала 887 эфиров (около 15,5 млн руб. по курсу) на пресейле, само ICO планировалось провести до конца года, но потом оно было отложено. Свешников говорит, что компания все же планирует провести ICO летом 2018 года и привлечь около $10 млн.
Пока крупнейшим инвестором «Робота Веры» является ФРИИ: в 2016–2017 годах фонд вложил в проект в общей сложности 69,1 млн руб., а трекер проекта во ФРИИ Алексей Костарев решил присоединиться к нему, став совладельцем Stafory и директором по развитию. «Вера» уже зарабатывает самостоятельно: в начале 2017-го ежемесячная выручка проекта составляла 100 тыс. руб., а в целом в прошлом году она составила 30 млн руб. Для сравнения: уже в первом квартале 2018 года выручка «Робота Веры» составила15 млн руб., что позволяет говорить о том, что в 2018 году будет достигнута цифра в $1 млн выручки, говорит Свешников.
Правда, в white paper проекта «Робот Вера» был указан другой план выручки на 2018 год — $8 млн, а в декабре 2017 года проект должен был заработать в США. По словам Свешникова, корректировка планов связана с изменением сроков запуска нового продукта — платформы VERA, построенной на технологии блокчейн, а также переносом начала работы на американском рынке. Новый срок старта активных продаж в США — июнь 2018 года, пока там было два пилотных проекта, оба в 2017 году. «С компанией Fasten (такси) и телеком-индустрией», — говорит Свешников.
Сейчас Вера осваивает новые технологии — в частности, она уже умеет узнавать по голосу людей примерно из 1,5 млн резюме с записями речи кандидатов: таким образом, если человек позвонит, ему не нужно будет рассказывать о себе, робот автоматически достанет его резюме из базы. «Веру часто причисляют к чат-ботам, хотя она таковым не является: 95% чат-ботов, существующих сегодня, — просто «дерево» ответов, основанное на жестко прописанных скриптах с вариантами ответов, — говорит Свешников, — «функциональность же Веры обеспечивается технологиями машинного обучения, синтеза речи, распознавания речи и эмоций».
Распознавать эмоции Вера еще только учится: эта способность может быть востребована, поскольку человек в стрессовых ситуациях — а собеседование относится к их числу — часто говорит одно, а чувствует и переживает другое, говорит Владимир: «Еще я вижу большой потенциал для применения этой технологии в сфере адаптации сотрудников, например, мы спрашиваем человека, как прошел его первый месяц на работе, возникли ли проблемы».
Фото: из архива пресс-службы компании Stafory