Страхование экспорта: услуги и условия
Какие риски чаще всего страхуют российские экспортеры? Какова роль в поддержке экспорта государственных институтов развития? Как коронакризис повлиял на стоимость страхования экспорта?
Какие страховые продукты сегодня наиболее востребованы российскими компаниями-экспортерами?
Самый востребованный продукт — это страхование краткосрочной дебиторской задолженности, возникающей у экспортеров при поставке товаров иностранному покупателю на условиях отсрочки платежа. Это, как правило, короткие отсрочки — 60, 90, 180 дней. «Мы страхуем риск неплатежа со стороны иностранного покупателя, то есть если он не заплатил российской компании, то заплатим мы», — поясняет гендиректор Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) Никита Гусаков. Причем, по его словам, это делается в зависимости от портфеля покупателей. Полисы с крупными компаниями насчитывают сотни, иногда даже тысячи покупателей, которым они осуществляют поставки продукции и услуг в рамках лимитов ЭКСАР. Это самый распространенный продукт, которым активно пользуется как крупный бизнес, так и сегмент МСП.
Вторым по востребованности продуктом является страхование кредита иностранному покупателю. В рамках этого решения российский банк представляет финансирование зарубежному контрагенту или его банку для оплаты товаров, работ, услуг, поставляемых из России. Банки-кредиторы заинтересованы в таком продукте как с точки зрения покрытия рисков невозврата кредита, так и с точки зрения регуляторных требований: страховое покрытие ЭКСАР относится к обеспечению первой категории качества с формированием по таким обеспеченным кредитам резерва по ставке 0%. Это положительно сказывается на стоимости финансирования для заемщика и снижает нагрузку на капитал кредитной организации.
Какая роль у ЭКСАР в поддержке экспорта?
ЭКСАР строит свою работу, консолидируя усилия институтов развития и различных ведомств, чтобы совместными силами достичь целей национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Национальной целью на следующие десять лет является реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 70% по сравнению с показателем 2020 года. ЭКСАР, как говорит Никита Гусаков, видит свои продукты работающими в синергии с другими мерами государственной поддержки, координирует свои усилия с министерствами и ведомствами для создания дополнительных производственных мощностей и стимулирования развития предпринимательства. «Мы взаимодействуем с 80% крупных отечественных компаний из сегмента несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ), — рассказывает Никита Гусаков. — Но мы также работаем и с некрупными компаниями, которым помогаем впервые выйти на экспорт или расширить географию поставок своей продукции».
Агентство помогает экспортерам найти новые рынки сбыта и контрагентов, не тратить время и силы на анализ их кредитоспособности и предлагать покупателям помимо конкурентоспособной продукции еще и готовое финансовое решение: отсрочку платежа, которую страхует ЭКСАР, или финансирование для покупателя, предоставляемое российским банком под страховое покрытие агентства.
Во время кризиса существенно выросла доля просроченной задолженности в корпоративных кредитных портфелях российских банков. Означает ли это удорожание стоимости страхования кредитов поставщикам?
ЭКСАР аллоцирует риск непосредственно на заемщика. Агентство не оценивает банки, выступающие страхователем, с точки зрения финансового положения. Поэтому доля просроченной задолженности в портфеле российских банков не будет влиять на стоимость страхования для них. Вместе с тем аналогичная картина сейчас наблюдается у иностранных банков, выступающих заемщиками по кредитным договорам; но у них данное обстоятельство напрямую влияет на оценку финансового положения заемщика и может привести к увеличению стоимости страховой премии.
Кризис привел к существенному росту ставок на рынке перестрахования. Означает ли это рост тарифов по продуктам ЭКСАР?
Тарифная политика ЭКСАР напрямую не связана со ставками на рынке перестрахования. Это вызвано тем, что риски, которые покрывает агентство, являются достаточно уникальными и на них сложно систематически находить перестраховочную емкость. «При этом в нашей работе мы учитываем условия рынка перестрахования при принятии риска», — отмечает Никита Гусаков.
Перестрахование в первую очередь используется как инструмент, который позволяет ЭКСАР правильным образом структурировать покрытие для клиентов с учетом особенностей их экспортных проектов, а также для распределения рисков по проектам с другими экспортными кредитными агентствами.
Динамика поддержки экспорта, 2012–2020 гг.
Источник: ЭКСАР
Документарные аккредитивы являются одними из самых надежных финансовых инструментов. Зачем их страховать?
Документарный аккредитив, выпущенный банком-эмитентом и подтвержденный российским банком, дает экспортеру (бенефициару по аккредитиву) максимальный уровень защищенности. Поэтому участники внешнеторговой сделки нередко отдают предпочтение расчетам с использованием такого инструмента. Однако стоит учитывать, что при этом есть риски, что банк-эмитент может не заплатить. И тогда исполнить платеж придется банку, подтвердившему аккредитив. Именно для таких ситуаций и был разработан специальный продукт «Страхование подтвержденного аккредитива», предназначенный для защиты банков и финансовых институтов. Продуктовая линейка ЭКСАР предлагает решения не только для российских экспортеров, но и для банков, оказывающих им финансовую поддержку.
Для чего десять лет назад создавалось Экспортное страховое агентство России? Какие задачи удалось решить?
ЭКСАР является одним из ключевых институтов поддержки экспорта. В целом за весь период своей работы агентство поддержало ННЭ в объеме около $90 млрд, доля сопровождаемых ЭКСАР экспортных проектов в общей структуре ННЭ в 2020 году составила 12%. За последние пять лет число экспортеров, которые пользовались продуктами агентства, утроилось. Каждый год расширяется география проектов — с 72 стран в 2015 году до 102 стран в 2020-м.
Создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ЭКСАР является одним из важных моментов в истории становления современного облика российского экспорта, говорит председатель ПСБ Петр Фрадков, который был первым генеральным директором ЭКСАР: «Приятно осознавать, что мы вместе с командой стояли у истоков создания компании, где сформировали основные принципы развития страхового экспортного направления». Перечень системных инструментов, которые были запроектированы в самом начале, по его словам, сегодня не только внедрен, но и активно расширяется, что позволяет предложить экспортерам различные сервисы по кредитованию иностранного покупателя, экспортный факторинг, экспортные аккредитивы и многое другое. Аккумулировав накопленный опыт по работе с международными сделками и операциями, ЭКСАР сегодня — компания с богатой экспертизой в оценке кредитных, политических рисков, а также, что самое ценное, важнейший элемент цепочки формирования экспортной политики России, отмечает Петр Фрадков.
Фото: Антон Белицкий/Коммерсантъ