Производители стройматериалов создают научные подразделения своих предприятий

РБКHi-Tech

Стройматериалы из пробирки

Производители строительных материалов активно создают научные подразделения своих предприятий. Работа таких центров приводит к появлению новой продукции, а иногда даже к изменению СНиПов.

Текст Наталия Павлова-Каткова

Своим умом

Научный центр обычно ассоциируется с основательным многоэтажным зданием со множеством лабораторий и сложным оборудованием, где трудится несколько сотен, а то и тысяч человек в белоснежных халатах. Созданные при предприятиях строительной отрасли R&D-центры (Research & Development) совсем иные. Их штат редко превышает десяток сотрудников, а площадь не превышает 200–300 кв. м.

Деятельность этих подразделений направлена либо на улучшение и придание новых свойств уже выпускаемым материалам, либо на разработку новой продукции и оценку целесообразности ее внедрения в производство. 10–15 лет назад собственная наука на предприятиях была в диковинку, а сейчас такие департаменты имеются почти у всех крупных игроков рынка стройматериалов.

В России одним из первых в эту сторону шагнул российский филиал франко-швейцарской компании LafargeHolcim (образована в 2015 году в результате слияния Lafarge (Франция) и швейцарской Holcim, который специализируется на производстве цемента, бетона и нерудных материалов). «Сейчас мы превратились в довольно большой испытательный центр, который состоит из нескольких лабораторий, исследующих цементы и бетоны, асфальтобетоны и грунты, а также мобильной лаборатории для выездов на объекты строительства, — рассказывает руководитель продуктового маркетинга LafargeHolcim в России Светлана Старшова. — А начиналось все с небольшой бетонной лаборатории, которая была создана в 2005 году и в основном занималась операционной технической поддержкой наших клиентов».

Примерно в то же время интерес к собственным научным разработкам стали проявлять и исконно российские предприятия. Так, в корпорации «Технониколь» (отечественный лидер по производству кровельных, гидроизоляционных, теплоизоляционных и других строительных материалов) первое научное подразделение было создано в 2004 году, а сейчас таких отделов пять.

В 2015 году открылся первый в России исследовательский центр компании Saint-Gobain (на территории нашей страны она выпускает теплоизоляционные материалы, сухие строительные смеси, гипсокартон и стекло). Прикладными исследованиями занимаются компании Rockwool (специализируется на выпуске негорючей изоляции) и «Пеноплекс» (производит стройматериалы на основе полимеров).

1% на интеллект

Совпадение по времени не случайно. Именно в эти годы возникло понимание, что тиражировать в России чисто западные технологии стройматериалов недостаточно. Нужно учитывать и местные климатические условия, и специфику отечественного сырья, и потребности российского бизнеса. А для этого как раз и требовались научные разработки. Полностью отдать такую деятельность на аутсорсинг классическим НИИ стройматериалов, избавив предприятия от не свойственных им ранее функций, было невозможно.

«К сожалению, кадровая яма, аналогичная яме демографической, имела место и в научной среде, — рассказывает руководитель инженернотехнического центра корпорации «Технониколь» Дмитрий Михайлиди. — Большинство исследовательских институтов утратили свое влияние и свою силу в прикладных знаниях по материалам, например, по фасадам и кровлям. Поэтому предприятия, производящие стройматериалы, могли делегировать им не всю научную работу, а лишь отдельные исследования, связанные, как правило, с подтверждением собственных гипотез, основанных на мировом опыте или личных наработках. Но, чтобы генерировать такие гипотезы, предприятия должны сами обладать научными центрами, которые и стали создаваться».

Затраты компаний на собственные научные центры не так велики, а эффект от них хорошо ощутим - прежде всего по активности расширения продуктовых линеек

Вторая причина создания собственных центров — экономическая. Исследования, идущие внутри компании, гораздо проще контролировать, оценивать их эффективность, оперативно реагировать на запросы рынка. При этом, поскольку задача состоит в сугубо прикладных разработках, нет необходимости раздувать штат. В большинстве случаев достаточно семи—девяти сотрудников, а порой можно обойтись и вовсе двумя. Да и вложений R&D-направление требует довольно умеренных. Скажем, «Технониколь», по словам президента корпорации Сергея Колесникова, инвестирует в свои научные центры не более 1% от оборота.

Попасться в СНиП

Несмотря на довольно скромные затраты, эффект от научных центров хорошо ощутим. Прежде всего он заметен по активности расширения продуктовой линейки компаний. А интересные новинки есть почти у всех. «Одна из новых работок LafargeHolcim получила торговое название Airium, — говорит Светлана Старшова. — Это теплоизоляционный материал, созданный на основе минеральной пены, который обладает множеством интересных дополнительных преимуществ. Например, в жару он обеспечивает более комфортную температуру в помещении по сравнению с обычными теплоизоляторами, благодаря инертности не влияет на качества воздуха, а из-за своей воздухопроницаемости понижает риск появления плесени. Еще одна новая разработка — комплексные минеральные вяжущие для укрепления и стабилизации грунтов, которые компания предложит сегменту дорожного строительства в 2018 году».

«Технониколь» тоже есть чем гордиться. «Одно из направлений наших исследований связано с применением отходов пенополистерола, которых в России образуется много, но перерабатывается мало, — рассказывает Дмитрий Михайлиди. — Их можно использовать при производстве новых материалов без ущерба для качества продукции, при этом с существенной экономией средств на сырье, плюс одновременно решая экологические задачи. Еще один интересный продукт исследований — каменная вата с высокой тепло- и звукоизоляцией, которая не содержит связующих в виде фенолформальдегидов, да и вообще каких-либо связующих. Материал нами запатентован и уже выпускается под маркой GreenGuard. Еще одна наша гордость — научный центр монтажных пен, где в лабораторных условиях можно создавать новые виды продукции и проводить необходимые тестирования».

Впрочем, разработчики не ограничиваются созданием для своей компании стройматериалов, пусть даже самых инновационных. Скажем, та же корпорация «Технониколь» недавно завершила масштабное исследование пожаробезопасности плоских крыш и материалов, которые можно применять для таких конструкций. Исследование велось совместно с НИИ противопожарной обороны, длилось пять лет, а его результаты с 1 декабря 2017 года будут официально закреплены в СНиПе по проектированию кровель и станут обязательными для всех строительных компаний.

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

 

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«ESG — это про партнерство, а не про конкуренцию» «ESG — это про партнерство, а не про конкуренцию»

Что думают визионеры о влиянии ESG на мир

РБК
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Монеты в восточной пыли Монеты в восточной пыли

Важным источником наших знаний об античной истории являются монеты

Знание – сила
Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики

Как перовскитные солнечные элементы сделают энергетическую систему экологичнее?

Наука и техника
Новости науки Новости науки

Обнаруженная в ранней Вселенной грандиозная галактика и другие новости науки

Знание – сила
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
Когда медицинские практики прошлого у нас в крови… Когда медицинские практики прошлого у нас в крови…

На протяжении почти 2000 лет для лечения болезней использовалось кровопускание

Знание – сила
Возвращение гребного колеса Возвращение гребного колеса

Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техника
Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели

Как выглядят авиационные электродвигатели, где установлены и как управляются?

Наука и техника
Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
Сарацинка, воительница, христианка Сарацинка, воительница, христианка

В эпоху джахилийи у разных племен бедуинов положение женщин различалось

Знание – сила
Революция со счастливым концом Революция со счастливым концом

Рубеж XIX и XX веков отмечен бурными событиями в целом ряде наук

Знание – сила
Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед

Биология в 1900-х годах по темпам своего развития ничуть не отставала от физики

Знание – сила
Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня? Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня?

Зачем каждому гражданину нужно выработать у себя привычку делать сбережения?

Наука и техника
Вновь о темной материи Вновь о темной материи

Проблема темной материи всерьез привлекает ученых

Знание – сила
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау

«Научный» креационизм. Мифы и предубеждения

Наука и техника
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Новый поход ветеранов Троянской войны Новый поход ветеранов Троянской войны

Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

Знание – сила
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
Вечный двигатель Вечный двигатель

Белла Филатова о том, как «чужое» место может стать «своим»

Seasons of life
Феномен «Ли» Феномен «Ли»

Кроссовер Li Xiang L9: почему все бросились покупать гибриды?

Автопилот
Бетонные гиганты выходят в море Бетонные гиганты выходят в море

Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техника
Охотники за сырьем Охотники за сырьем

Ради каких неочевидных природных ресурсов раньше любили затевать войны?

Вокруг света
Открыть в приложении