Непрерывное обучение от рождения до смерти и карьера длиною в 50–60 лет

РБКJamiyat

Светлана Миронюк: « Инвестирование в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив»

Непрерывное обучение от рождения до смерти и карьера длиною в 50–60 лет в разных профессиональных областях — новая реальность для среднестатистического офисного работника 21-го века?

Идеи о том, что образование должно быть длиною в жизнь и «вся жизнь — это обучение, поэтому у образования не может быть конечных точек», появились в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но реальностью эти идеи становятся почти 100 лет спустя в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает известная цитата футуролога Элвина Тоффлера о том, что безграмотностью в 21-м веке будет считаться не неумение читать и писать, а неумение учиться и переучиваться. Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее. Сегодня непрерывное образование перестает быть дорогой игрушкой для элиты, превращается в осознанную повседневность современного человека и в часть рабочего процесса компаний.

Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом скатывался с этой лестницы на пенсию, в российских реалиях — на дачу, в огород. Теперь в этом многолетнем сценарии появились интересные развилки, наполняющие жизнь новым содержанием. Жизнь стала в среднем гораздо длиннее, и карьера стала длиннее вместе с ней. Каждые десять лет продолжительность жизни увеличивается на один-два года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года. На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а, значит, период его активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?

Карьера человека длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового и нового образования.

Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно. Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.

Как научиться учиться, чтобы не оказаться безграмотным в терминологии Тоффлера?

Взрослые люди учатся не так, как дети, они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.

Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.

Известно, что в США люди в возрасте 55 лет гораздо чаще успешно начинают свой бизнес, чем те, кому нет 35-ти. В нашем представлении стартаперы и предприниматели — в основном молодые люди, энергичные, еще «не стрелянные» и более свободные, без семейных и поколенческих обязательств. Так вот, это миф. Подчеркну: люди заканчивают одну карьеру в 50+, начинают свой бизнес в другой области и становятся успешными предпринимателями. Это как раз и есть смена одного профессионального сценария на другой.

Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на новое и непрерывное образование?

Образовательные институты оказались не готовы к таким социальным и экономическим сдвигам. Не готовы к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на непрерывное и при этом индивидуализированное развитие, запросам на гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным. Похоже, выживут в этой ломке только адаптивные образовательные модели. Что мы наблюдаем: финансовая успешность традиционных образовательных учреждений становится неустойчивой, а, с другой стороны, растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые никогда раньше не занимались образованием, они выходят с новыми решениями и добиваются успеха.

Иногда кажется, что все или учатся, или учат, или делают и то и другое одновременно. Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.

В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, на мой взгляд, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека, и под глобальные изменения на рынках труда одновременно. Гибкое глобально-локальное образование.

Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?

По опыту МШУ «Сколково» самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают новые подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.

Если говорить об образовательных программах «Сколково», то сюда приходят не за готовыми знаниями, а за умением выстраивать проектную работу, научиться выявлять и разрешать комплексные проблемы, умением договариваться и убеждать, получать обратную связь, развивать способность к рефлексии. В школе не обучают, а создают условия, в которых слушатели обучаются сами, а преподаватели организуют их образовательную деятельность.

Вообще, результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умение анализировать, работать с информацией, критическое мышление, решение проблем, творчество, инновации.

Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет. Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.

Светлана Миронюк — руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PricewaterhouseCoopers (PwC). Профессор практики Московской школы управления «Сколково». Руководила маркетингом и коммуникациями в Сбербанке. Более 10 лет возглавляла «РИА Новости». Получила МВА в Школе бизнеса Чикагского университета.

Фото: Юлия Спиридонова для РБК. Брукс Москоу энд Сэйнт Петерсбург

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Метод шифрования будущего Метод шифрования будущего

Что такое постквантовая криптография и от каких киберугроз она сможет защитить

РБК
Авангардист номер один Авангардист номер один

Экспозицию выставки «Михаил Ларионов» расположили в залах Новой Третьяковки

Наука и жизнь
Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения» Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения»

Что позволит сделать системы труб для подачи газа более удобными в использовании

Наука и Техника
Поздняя ягода Поздняя ягода

Ягоды у этой лианы вкусные и полезные, особенно богаты они витамином С

Наука и жизнь
Круговое движение Круговое движение

Как зарабатывают организаторы этапа «Формулы-1» в Сочи

Forbes
Японский рецепт производительности Японский рецепт производительности

Отношения России и Японии на подъеме

РБК
Пришел Кутузов бить французов: 7 мифов о легендарном генерал-фельдмаршале Пришел Кутузов бить французов: 7 мифов о легендарном генерал-фельдмаршале

Масон, заговорщик, бездарный полководец, «выезжавший» за счет чужих достижений?

Вокруг света
Все цветы мне надоели Все цветы мне надоели

Декоратор Жан-Луи Денио дома легко обходится без ярких красок

AD
Кризисные ошибки Кризисные ошибки

Управляющие активами делятся своим негативным опытом

Forbes
«Восточного» коварство «Восточного» коварство

Как американский бизнесмен Майкл Калви оказался за решеткой

Forbes
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Мотивация по-русски Мотивация по-русски

Российский рынок коучинга, менторства и бизнес-тренингов меньше американского

РБК
Биологические часы Биологические часы

Как заглянуть в прошлое и точно датировать давно минувшие события

Вокруг света
Мифы фондового рынка Мифы фондового рынка

Пять распространенных заблуждений частного инвестора

Forbes
Поводырь Поводырь

Любителям фантастики

Наука и жизнь
Священный верблюд инков Священный верблюд инков

Ламы и их родственники снабжают жителей Перу едой, одеждой и транспортом

Вокруг света
Объемное предложение Объемное предложение

Cappasity помогает luxury-брендам сканировать товары в 3D для интернет-магазинов

Forbes
Полное погружение Полное погружение

Как иммерсивное обучение приходит в компании и школы

РБК
По одежке встречают По одежке встречают

Александру Рогову не хватало места для одежды, и он купил новую квартиру

AD
Слезинка ребенка Слезинка ребенка

Большая ошибка диктатора — покушаться на самое дорогое: на детей

Вокруг света
Заморская крупа, ставшая национальной русской едой Заморская крупа, ставшая национальной русской едой

Трёхгранные орешки гречихи с незапамятных времён используются человеком в пищу

Наука и жизнь
Наука «Аполлонов» Наука «Аполлонов»

Какие новые знания дали человечеству полёты американских астронавтов на Луну?

Наука и жизнь
Восточная сказка Восточная сказка

Дизайнер и коллекционер Сердар Гюльгюн воплотил давнюю мечту

AD
И стены помогают И стены помогают

Московская квартира дизайнера Екатерины Нечаевой

AD
Гранит науки: 7 необычных школ Гранит науки: 7 необычных школ

Новое содержание требует новых форм и новых школьных зданий

Вокруг света
Сокровища Урарту Сокровища Урарту

Четыре сокровища древнего Урарту

Вокруг света
«Когда б я был царь», или всё началось с зайца «Когда б я был царь», или всё началось с зайца

Продолжаем разговор о литературном жанре альтернативной истории

Наука и жизнь
Долой серость Долой серость

Дарья Майер оформила квартиру в Санкт‑Петербурге, избегая серого цвета

AD
Ли Кайфу: «Люди оказались на земле не для рутинной работы» Ли Кайфу: «Люди оказались на земле не для рутинной работы»

Как искусственный интеллект повлияет на нашу жизнь в ближайшем будущем

РБК
«Спектр-РГ» «Спектр-РГ»

Обсерватория для нового обзора неба

Наука и жизнь
Открыть в приложении