Александр Ларьяновский — о вызовах, стоящих перед индустрией образования

РБКJamiyat

«Мы перестаем учить толпу»

О вызовах, стоящих перед индустрией образования, рассказывает Александр Ларьяновский — управляющий партнер онлайн-школы Skyeng, ставшей лидером рейтинга российских EdTech-компаний

Записал Александр Васёв

0:00 /
518.6

О Lifelong learning и учебе впрок

Есть мнение, что современный человек вынужден учиться всю свою жизнь. Это и миф, и справедливое утверждение — в зависимости от того, о ком мы говорим. Чаще всего эту фразу произносят белые воротнички, но опыт показывает, что именно они и не учатся. Существует термин «экономика внимания». В сутках 24 часа, и мы их инвестируем в сон, работу, транспорт, сериалы, обучение. Если посмотреть на экономику внимания среднестатистического офисного сотрудника, то выяснится, что на образование он тратит несколько десятков минут в месяц.

Безусловно, есть люди, которые читают и 60, и 100, и 200 книг в год. Но если походить по офисам и спросить, сколько людей до пяти утра не могли выключить сериал, мы увидим, что их много. А если мы спросим, кто из них решал какие-нибудь задачи, то мы таких не найдем.

При этом в мире синих воротничков постоянное обучение — норма. Я спрашивал в сети парикмахерских учебных центров, сколько среднестатистический стилист учится в течение года. Так вот, минимум два месяца, чтобы не отстать в профессиональном развитии.

Бессмысленная фраза: «Образование — это инвестиции в себя».

— Если это инвестиции, что я получу взамен?
— Ну, ты сможешь когда-нибудь впоследствии…

Это не работает. Обучения впрок не бывает. Рынок труда и рынок образования должны быть двумя сторонами одной медали.

О конкуренции

Сейчас государственное образование вообще не отвечает за результат. У отрасли нет таких KPI. Школа заботится о том, как ребенок сдаст экзамен, или о его безопасности. Если он случайно поранит себя, то многим людям надают по голове. Если же ученик не усвоил интеграл, ничей волосок даже не пошевелится.

Частное образование — это буфер от ошибок государственной системы. Чем быстрее расходятся образование и современность, тем быстрее этот бизнес будет развиваться. Жизнь ускоряется, прогресс ускоряется, а скорость обновления данных в школьных и вузовских учебниках — низкая. Современные школьные учебники слабо отличаются от тех, по которым учился я.

Старое будет вынуждено меняться, чтобы соответствовать изменениям, и в итоге обучение в государственных и частных школах выровняется. Это нормальная практика. Например, частный медицинский бизнес подстегивает развитие государственного. Частные авиаперевозки вынуждают РЖД модернизироваться. Логистические компании трансформируют «Почту России». В телекоме сотовые операторы телефонизировали страну, хотя еще в 2000 году можно было шесть-семь лет стоять в очереди на установку домашнего телефона. С образованием будет примерно та же самая история. Через кризисы, через отрицание, через «а как же разумное, доброе, вечное?» оно перейдет к тому, что станет услугой.

Об онлайн-образовании

Как только образование пытается оцифровать самую неважную компетенцию учителя — говорящую голову, все ломается. В Советском Союзе был телеканал, который показывал учебные фильмы для школьников и студентов. Онлайн-образование? Нет. Функция учителя — работа с мотивацией ученика.

Выключать учителя из системы обучения — это заведомо обрекать ее на поражение. Самообразование — это удел единиц, всем остальным нужна направляющая сила. Сейчас в интернете данных — вагон. Зачем нам онлайн-образование? Набирайте в поисковике все, что хотите, и получайте эти знания. Но это не работает. Человек спрашивает: а с чего мне начать, а что из этого мне нужно, а кому задавать вопросы?

Трансформация образования происходит от старого доброго класса с большими дверями и партами в сторону того, что мы перестаем учить толпу и начинаем учить конкретного человека. Потому что люди все разные.

О практическом знании

Маленькие дети в начальной школе любят учиться и обычно делают это хорошо. Двоечники и троечники — исключение. Но в средней школе практически моментально начинается расслоение. И вовсе не потому, что сильно меняется сложность предметов. Нет. Просто то, чему их учат в началке, — очень практичные и применимые знания. Любой ребенок отлично понимает, зачем ему нужно читать, зачем ему нужно считать, зачем ему нужно писать, зачем ему природоведение. А потом начинаются квадратные уравнения. Подавляющее большинство взрослых не ответят на вопрос, зачем они нужны, а ребенок — тем более. И мозг начинает дисконтировать: «Это бессмысленное знание, которое в меня пихают».

О мотивации

Если мы посмотрим на то, чему учат российские педагогические вузы, то увидим, что за пять лет будущих учителей учат мотивации ноль секунд. Ноль! Наша система не подразумевает, что у ученика есть свобода воли. Ты должен учиться, иначе ремешок в гости к попе придет. Эта прусская система, которую мы 200 лет тщательно холили, себя изжила.

Все зависит от мотивации. Если человек понимает, зачем он учится, никаких проблем нет. Лет двадцать назад меня спрашивали: «Трудно будет научить пенсионеров работать на компьютере в интернете?» Я отвечал: «Как только появится возможность увидеть на расстоянии внука или внучку, на обучение понадобится только пара минут». Так и произошло.

Каждый, кто пытался своих взрослых родителей научить использовать Skype, знают это: «Компьютер? Нет-нет, я слишком стара». Говоришь: «А с внучкой каждый день хочешь разговаривать?» — «А ну-ка покажи, куда нажать? Вот эти три кнопки? Отлично, все, я поняла».

Задача образования — научиться делать ровно то же самое. Чтобы у тебя мозг прямо реально выбирал: очередную серию или урок? И когда он выберет урок, мы выиграли. Потому что мы стали равновесными: пассивное удовольствие, в котором тебе ничего не надо делать, и активное удовольствие, в которое надо вложиться. Или мы придем к этому, или сдохнем как отрасль.

Образование обязано определить настоящую цель каждого человека и оцифровать ее. А потом построить траекторию, которая приведет его к этой цели. Не обязательно быстро, легко, дешево и весело, но приведет.

Фото: Юлия Спиридонова для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Как банки способствуют повышению ESG-ответственности бизнеса Как банки способствуют повышению ESG-ответственности бизнеса

Каким образом цели устойчивого развития помогают сформировать деловую репутацию

РБК
Японский рецепт производительности Японский рецепт производительности

Отношения России и Японии на подъеме

РБК
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Поводырь Поводырь

Любителям фантастики

Наука и жизнь
Полуфабрикат Полуфабрикат

Архитекторы Моретти и Матрикарди построили себе дом из готовых бетонных панелей

AD
Поздняя ягода Поздняя ягода

Ягоды у этой лианы вкусные и полезные, особенно богаты они витамином С

Наука и жизнь
И стены помогают И стены помогают

Московская квартира дизайнера Екатерины Нечаевой

AD
Заморская крупа, ставшая национальной русской едой Заморская крупа, ставшая национальной русской едой

Трёхгранные орешки гречихи с незапамятных времён используются человеком в пищу

Наука и жизнь
Нестабильное положение Нестабильное положение

Жан-Кристоф Ома не спешит раз и навсегда закончить ремонт

AD
Все цветы мне надоели Все цветы мне надоели

Декоратор Жан-Луи Денио дома легко обходится без ярких красок

AD
Альпийский флагман Европы Альпийский флагман Европы

Швейцарская экономика продолжает расти, несмотря на глобальные риски

РБК
Авангардист номер один Авангардист номер один

Экспозицию выставки «Михаил Ларионов» расположили в залах Новой Третьяковки

Наука и жизнь
В лечении рака должен быть совершенно иной подход В лечении рака должен быть совершенно иной подход

Борясь с раком, мы плохо себе представляем, что это такое

Наука и жизнь
«Спектр-РГ» «Спектр-РГ»

Обсерватория для нового обзора неба

Наука и жизнь
Кризисные ошибки Кризисные ошибки

Управляющие активами делятся своим негативным опытом

Forbes
Гранит науки: 7 необычных школ Гранит науки: 7 необычных школ

Новое содержание требует новых форм и новых школьных зданий

Вокруг света
Священный верблюд инков Священный верблюд инков

Ламы и их родственники снабжают жителей Перу едой, одеждой и транспортом

Вокруг света
Зеленая лихорадка Зеленая лихорадка

Миллиардером инвестбанкира Бориса Йордана сделали не рынки капиталов, а каннабис

Forbes
Забойные истории Забойные истории

Как Александр Щукин попал в список Forbes, а потом оказался под домашним арестом

Forbes
Восточная сказка Восточная сказка

Дизайнер и коллекционер Сердар Гюльгюн воплотил давнюю мечту

AD
Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов

Наука и жизнь
Как эволюция привела нас к сумасшествию Как эволюция привела нас к сумасшествию

Любое душевное неблагополучие — это опасность и повод для тревоги

Наука и жизнь
Скорая помощь Скорая помощь

Дизайнер Олеся Федоренко смогла довести до ума проблемный “долгострой”

AD
Асфальтовые джунгли Асфальтовые джунгли

Современные мегаполисы стремятся впустить в себя леса

Forbes
Сказка о геологе Джеке Шмитте, который стал астронавтом и побывал на Луне Сказка о геологе Джеке Шмитте, который стал астронавтом и побывал на Луне

Рассказы о науке

Наука и жизнь
Медленно, по-европейски Медленно, по-европейски

Настоящий прогресс — добиться того, чтобы новое естественно вырастало из старого

Seasons of life
Лопухи совсем не «лопухи»! Лопухи совсем не «лопухи»!

И облик, и жизнь лопуха как бы говорят нам о его незатейливости

Наука и жизнь
То, чего нельзя вообразить То, чего нельзя вообразить

Живем мы именно в пространстве и времени. Но что это значит на самом деле?

Наука и жизнь
Ни пуха ни пера Ни пуха ни пера

Зачем в современном аэропорту Домодедово используются хищные птицы

Вокруг света
«Все выдумки не стоят естества…» «Все выдумки не стоят естества…»

На свете есть немало людей, уверенных, что небо над нами бороздят НЛО

Наука и жизнь
Открыть в приложении