Японский рецепт производительности
Инвестиционное сотрудничество с японскими партнерами способно раскрыть производственный и экспортный потенциал российских регионов.
Отношения России и Японии на подъеме. Лидеры стран регулярно встречаются, говорит исполнительный директор Российско-японского делового совета Игорь Дьяченко: «Диалог строится стратегически, в горизонте десятилетий».
В многополярном мире Россия и Япония — привлекательные друг для друга партнеры, отмечает директор Института истории и международных отношений Виктор Апрыщенко.
Япония — одна из ведущих мировых экономик с долей 6,2% в мировом ВВП, говорится в обзоре Торгового представительства РФ в Японии за 2018 год. Несмотря на сокращение за 30 лет ее доли в мировом экспорте — с 9,1 до 4%, по объему внешней торговли страна — четвертая после Китая (13,1%), США (9,1%) и Германии (8,4%).
Активизация диалога лидеров стран стимулирует совместные экономические проекты. В июне этого года главы государств договорились об актуализации действующего плана сотрудничества. Предложенный премьер-министром Японии Синдзо Абэ в 2016 году документ предусматривает взаимодействие в области энергетики, диверсификации промпроизводств и формировании на Дальнем Востоке экспортной базы для рынков Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также сотрудничество в развитии здравоохранения, градостроении, поддержке малого и среднего бизнеса. 2019-й объявлен Годом российско-японского межрегионального сотрудничества.
Сырьевой путь в Азию
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), с 2014 года объем товарооборота между Россией и Японией растет: в 2017 году он увеличился на 13,4%, в 2018-м — на 17% и достиг порядка $21,3 млрд. Динамика обусловлена ростом объемов и цен экспортируемых в Японию нефти и СПГ, а также импорта продукции японского автомобилестроения, отмечает завсектором Японии Института мировой экономики и международных отношений РАН Виталий Швыдко.
Экспорт из Японии в Россию в денежном выражении растет третий год подряд, отмечает председатель Японской организации по развитию внешней торговли (JETRO) Сасаки Нобухико: в 2018 году его объем превысил $7 млрд — рост на 21,5% к предыдущему году. Импорт увеличился на 12,9%, до $15,6 млрд.
По данным Минфина Японии, доля продукции автопрома в структуре экспорта в Россию достигает 60% (данные за 2018 год). 69% поставок из России в Японию — минеральное топливо (уголь, нефть, СПГ).
Развитие Северного морского пути (СМП) стимулирует инвестиции в совместные проекты в нефтегазовой отрасли и энергетике, а также в инфраструктуру Дальнего Востока, который станет связующим звеном между Арктикой и Азией, говорит Игорь Дьяченко. По СМП планируются поставки российских энергоресурсов в Азию, в первую очередь в рамках проекта «Арктик СПГ-2», в разработке которого примут участие японские компании.
Япония не только один из крупнейших потребителей СПГ, местные компании нацелены на расширение поставок высокотехнологичного оборудования для производства СПГ и развитие бизнеса по его перегрузке, говорится в отчете о ходе реализации плана сотрудничества на сайте посольства Японии.
Восточный сосед участвует в расширении использования ветряной электрогенерации в холодных климатических условиях портов СМП. В 2018 году в арктическом поселке Тикси на японском оборудовании запущена первая из трех турбин арктического ветропарка российского энергетического комплекса «РусГидро». Ветроэлектростанция повысила надежность энергоснабжения поселка морского порта с населением более 4600 человек, сообщается на сайте компании.
На Дальнем Востоке рождается новый российско-японский бизнес, отмечает Игорь Дьяченко. В прошлом году заключено соглашение между АО «Хабаровский аэропорт» и консорциумом японских компаний о реконструкции авиапорта, во Владивостоке открылся японский реабилитационный центр «Хокуто». Японские компании заходят на территории опережающего развития (ТОР) региона и в Свободный порт Владивосток. Инвесторов, по его словам, привлекают созданные условия.
Экспортный потенциал
Важнейшей сферой российско-японского взаимодействия в ближайшей перспективе останется топливно-энергетический комплекс, отмечают в торгпредстве РФ в Японии. Однако нынешняя фаза отношений двух стран дает возможность диверсифицировать структуру российского экспорта в Японию, увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью и несырьевых товарных групп. Инвестиционное сотрудничество, считают в торгпредстве, может раскрыть экспортный потенциал России, обеспечить включение отечественных предприятий в производственные цепочки японских корпораций и организовать экспортные потоки в третьи страны.
Япония входит в десятку наиболее перспективных стран для развития экспорта российских товаров, особенно продуктов переработки лесопромышленного комплекса и металлопродукции, подтверждают аналитики Российского экспортного центра. Она третья после Германии и США и первая среди стан Азии по количеству заводов, построенных в индустриальных парках нашей страны, и по количеству привлеченных в них инвестиций — 55,6 млрд руб. по состоянию на 2018 год, отмечают в Ассоциации индустриальных парков России.
Прямые инвестиции японского бизнеса в российские территории, по данным отдела японско-российских отношений МИД Японии, в 2017-м выросли до 167 млрд иен ($1,5 млрд) с 119 млрд иен годом ранее (около $1 млрд по текущему курсу). В прошлом году их объем увеличился более чем втрое — до 379 млрд иен ($3,5 млрд).
География российско-японского сотрудничества уже давно вышла за пределы Дальнего Востока. Экономические отношения должны развиваться на межрегиональном уровне, прежде всего в области технологического развития, внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, считает Игорь Дьяченко.
Повышение производительности
Роботизация и автоматизация управления производством и подъем производительности труда — ключевые потребности нашей страны, отмечает Игорь Дьяченко. Япония, по его словам, один из лидеров в этой области.
По данным Международной федерации роботостроения (IFR), страна входит в пятерку лидеров по занятости роботов в обрабатывающей промышленности — 308 роботов на 10 тыс. работников — и является одним из крупнейших производителей робототехники. В России, по данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), установлено около 4 тыс. промышленных роботов. Низок уровень автоматизации в целом: до 90% российских предприятий, по оценке SAP, не используют современных систем планирования.
Японские технологии будут способствовать развитию в России импортозамещения, считают в JETRO: «Для японских производителей автомобильного оборудования и запчастей в России остро стоит проблема повышения уровня локализации». Нужны российские производители высококачественных запчастей. Требуемый уровень качества продукции будет способствовать внедрению на российских производствах новых технологий, а также модернизации системы организации самого производства.
Фото: РИА Новости