Городской свет — от технологий к искусству
Чтобы осветить свою жизнь в сумерки и тёмное время суток, человек давно пытался имитировать естественный свет, сначала с помощью факелов и лампад, потом газовых фонарей и ламп, пока не дошёл до современной иллюминации в больших городах. Быстрое развитие художественной подсветки, в которой принимали участие уже архитекторы и целые институты, началось в 30—40-е годы прошлого века, затем, в 80-е, наши города засверкали золотым светом натриевых ламп. Сегодня, после светодиодной революции, мы говорим об экологичном и экономичном освещении умного города, о важности высокохудожественного дизайна городской подсветки.
Николай Щепетков, основоположник светового дизайна в России, заведующий кафедрой «Архитектурная физика» Московского архитектурного института (МАРХИ), выступая на круглом столе «Комфортная световая среда городов», организованном в рамках XXIV Международной выставки архитектуры и дизайна АРХМОСКВА NEXT (Москва, 15—19 мая 2019 года), назвал современное уличное освещение основным элементом светового урбанизма — нового направления профессиональной деятельности на базе градостроительства, архитектуры и светодизайна. Сегодня рождаются концептуальные цветосветовые генпланы города или его частей, в которых учитываются не только утилитарные задачи соответствия освещения нормативам. Так как пространство города делится по своему назначению на зоны для транспорта, отдыха или общения, в генпланах эти зоны можно выделять разным цветом и интенсивностью света. Так образуется «урбанизированный каркас» разной интенсивности, особой цветности и светомодулировки пространства города, хорошо читаемый с высоты птичьего полёта. Образно-художественное освещение должно объединять объекты застройки города и благоустройства в единую целостную систему.