Лунная дорога
Отмечая 50-летие первого полета к Луне, люди вспомнили, как давно на нее не ступала нога человека. На этом фоне разворачивается новая лунная гонка, и каждый из участников пытается нащупать свою дорогу до спутника
Луна — ближайшее к нам небесное тело, до нее всего 380 тысяч километров, казалось бы, можно рукой дотянуться. Но когда в марте 1961 года Джон Кеннеди ознакомился с одним из первых вариантов лунной программы НАСА, то отверг ее как неподъемную и исключительно дорогостоящую. Однако не прошло и месяца, как полет Гагарина заставил президента изменить свое решение: в мае того же года план был утвержден. А уже восемь лет спустя сверхтяжелая ракета «Сатурн‑5» вывела в космос корабль «Аполлон‑11» с посадочным модулем и астронавтами на борту.
Дальнейшее известно: «маленький шажок для человека», еще пять экспедиций, громкий политический и исторический успех. Тем не менее вплоть до знаменательно‑ го полета американские конструкторы работали под огромным давлением. Они понимали, что в СССР реализуется своя лунная программа и конкуренты могут снова выйти вперед. Чиновники НАСА не знали, что в Советском Союзе на нее выделено несопоставимо меньше ресурсов, и даже сверхтяжелую ракету Н‑1 так и не удалось довести до готовности. Однако спешка даром не прошла, и многие решения разработчиков НАСА оказались далеки от оптимальных.
Малоподвижные скафандры получились чересчур неудобными, контейнеры для грунта — негерметичными. К тому же расходы по программе «Аполлон» достигли космических масштабов и к 1974 году превысили 20 миллиардов долларов (более 100 миллиардов в ценах 2018-го). Подобных вложений СССР позволить себе не мог, так что даже демонстрировать флаг на Луне оказалось некому. Со второй половины 1970-х пилотируемые полеты к спутнику прекратились. О них вспомнили только в конце 2010-х — и сразу заговорили о новой гонке.