Ни пуха ни пера
Дикие птицы опасны для самолетов. Они могут попасть в двигатель или шасси. Авиационный орнитолог Ника Рыжова-Аленичева и самка ястреба-тетеревятника Сильва обеспечивают «мирное небо» над аэропортом Домодедово как для пернатых, так и для людей
— Мой рабочий день в аэропорту, — рассказывает Ника, — начинается с объезда территории на служебной машине и осмотра различных приспособлений, отпугивающих птиц: биоакустических установок, транслирующих тревожные для пернатых звуки (как правило, крики хищников); пропановых пушек, имитирующих выстрелы; ловушек. Меняю аккумуляторы, проверяю количество пропана. Попутно я выявляю скопления пернатых и отгоняю их с помощью пиротехники или стартового пистолета. А примерно в полдень настает черед Сильвы, я отвожу ее в места, куда обычно прилетают дикие птицы. Ястреб маневрирует над этой территорией, птицы видят его, понимают, что здесь опасно, и поэтому пролетают мимо, особо не задерживаясь.
Но ведь существует новейшая спецтехника. Зачем в современном аэропорту хищные птицы?
Все технические ухищрения действуют только на перелетных птиц: они пугаются и улетают. Те же, которые живут рядом с аэропортом, рано или поздно привыкают к громким звукам. Птицы быстро вычисляют, что эти звуки неопасны. Бахнуло, но не видно, чтобы кто-то умер. А когда ничего не происходит и все остаются живы-здоровы после громкого хлопка, птицы расслабляются. Другое дело, если летит ястреб и кого-то ловит. Значит, он охотится здесь каждый день, и лучше держаться от этого места подальше. Хищные птицы, которые работают в аэропорту, уникальны тем, что представляют собой постоянную угрозу для других пернатых, к ним невозможно привыкнуть.
Какова тактика ястреба?
Тетеревятник атакует с руки. Обычно он выбирает из стаи одну особь и преследует ее. Если хищнику не удается никого схватить — а это бывает часто, так как нужно потратить много сил, чтобы поймать добычу, — он садится и выжидает. Ястреб гонит стаю, как правило, метров 200–250. Расстояние небольшое, но это как раз очень удобно для нашей работы: не приходится искать охотника после охоты. А вот соколы совсем другие. Они могут гнаться за жертвой несколько километров. При этом сокол атакует сверху, для чего ему надо подняться довольно высоко, что опасно в условиях взлетов и приземлений самолетов. Поэтому мы отказались от работы с соколами и полностью перешли на ястребов.