Медленно, по-европейски
Настоящий прогресс — это не «разрушить до основания, а затем» построить нечто новое на том же месте, и так — трижды за сто лет. А наоборот — добиться того, чтобы это новое естественно вырастало из старого, не отрицая, а дополняя его.
В середине апреля в центре Рима, рядом с Колизеем, после целого десятилетия кропотливых археологических изысканий и реставрационных работ, открылся для публики Domus Transitoria — «проходной дворец» Нерона, своего рода «вестибюль», выстроенный с императорским размахом на пути с Палатинского холма к главному обиталищу императора — Domus Aurea, «Золотому дому». И перед глазами людей XXI века снова предстали хорошо сохранившиеся следы не только избыточной роскоши, но и продуманного удобства: системы вентиляции и канализации, просторные ванны и светлые пиршественные залы. «Дворец середины I века мало чем уступает современной городской вилле!» — обнаружили изумленные римляне и неиссякающие гости Вечного города.
Впрочем, «изумленные римляне» — это не более чем журналистский штамп. Настоящие римляне, в отличие от толп туристов из обеих Америк, Восточной Европы и особенно с Дальнего Востока, всегда знали: в том, что касается повседневной жизни и трапезы, быта и комфорта, городской среды и городских коммуникаций, они не придумали ничего, о чем не знали бы их далекие предки. Недаром же именно в Риме родился знаменитый призыв «Festina lente» — «Поспешай без торопливости». И относится это не только к рабочему ритму, но и, что существеннее, к ритму того, что принято называть прогрессом — техническим и социальным.
Настоящий прогресс — это не «разрушить до основания, а затем» построить нечто новое на том же месте, и так — трижды за сто лет. А наоборот — добиться того, чтобы это новое естественно вырастало из старого, не отрицая, а дополняя его — как вырастает в том же Риме из античного амфитеатра Марцелла ренессансный дворец Орсини, а из того, в свою очередь, — многоквартирный дом. Или как знаменитые кафедральные соборы Флоренции и Милана XIII–XVI веков, к которым в XIX веке пристраивают великолепные неоготические фасады. И получается настолько органично, что уже через полвека кажется, будто так было всегда.