Умножение делением: что может дать обычным людям шеринг в сфере b2b
Взаимная аренда оборудования позволяет запустить бизнес без больших инвестиций и превращает конкурентов в партнеров. Шеринг персонала собирается зайти еще дальше — изменить весь рынок труда, освободив временных сотрудников от диктата работодателей.
Шеринг-экономика обычно ассоциируется с вещами и техникой, которую люди используют в повседневной жизни. В действительности совместное пользование намного нужнее в других сферах, например в промышленности и медицине. Дорогостоящее оборудование может позволить себе не каждое предприятие. Но и в тех компаниях, где на него есть средства, многие автоматы и приборы простаивают без дела бóльшую часть времени. Дать попользоваться ими другим за умеренную плату — хорошая новая статья дохода. Платформы, которые «знакомят» компании друг с другом, предлагая им сдавать свое оборудование на короткий срок, облегчают жизнь малым предпринимателям, позволяя запустить бизнес без больших инвестиций. Проник шеринг и в, казалось бы, неожиданную сферу — кадры: в условиях, когда компании пытаются вывести за штат сотрудников, чей труд нужен лишь от случая к случаю, профессионалам гораздо выгоднее искать временную работу самостоятельно через специальные платформы.
Просто без простоя
Простой техники — проблема, хорошо знакомая едва ли не большинству промышленных компаний. Сократить время, которое машины стоят без дела, в большинстве случаев невозможно — сами производственные процессы не требуют, чтобы они использовались чаще. Однако даже в таких условиях можно получать от техники дополнительный доход. В первой половине 2010-х годов в мире стали запускаться платформы, предлагающие компаниям сдавать машины и оборудование в краткосрочную аренду тем, кто в них нуждается.
Американская Yard Club стала настоящим спасением для небольших строительных фирм, которые не могли позволить себе армию бульдозеров, экскаваторов и погрузчиков, а также для обычных граждан, решивших самостоятельно возвести себе жилище. Всего через три года после запуска, в 2016-м, через эту платформу были заключены сделки по аренде на сумму $120 млн, а еще через год ее приобрела Caterpillar — один из крупнейших в мире производителей стройтехники. Британская платформа Farm-r, которая по той же модели позволяет фермерам сдавать в аренду простаивающую сельхозтехнику, извлекла выгоду из геопозиционирования: земледелец может найти сеялку или косилку не где-нибудь за тридевять земель, а в сарае у подключившегося к той же платформе соседа.
Люксембургский стартап Floow2 замахнулся на более серьезную задачу — сделал не отраслевую платформу, а сервис для шеринга в любых сферах. «У нас есть проекты по совместному использованию активов в медицинских учреждениях, промышленных компаниях, бизнес-парках, в строительном секторе, в фармацевтике», — рассказала РБК Лаури Цварт, директор по маркетингу Floow2. Купив подписку, пользователь может брать в аренду практически что угодно: прийти позаниматься на простаивающем спортивном тренажере, поставить машину на временно пустующее парковочное место, занять переговорную в какой-нибудь компании или, например, воспользоваться электрокардиографом, если клиент практикующий врач и ему негде принять пациента.
Несколько лет назад Floow2 обратила внимание на проблему, которую не осознавали другие сервисы, — зачастую разные офисы одной и той же компании (особенно если речь идет о франшизной сети) не знают, какое оборудование простаивает у их коллег, и вынуждены тратиться на его аренду у других владельцев. «Для компаний важно в первую очередь начать внутренний шеринг, — рассказывает Цварт. — Сейчас мы в основном сосредоточились на создании шеринговых маркетплейсов для медицинских учреждений и бизнес-парков».
Компания позволяет клиентам создавать на базе своей платформы решения для обмена оборудованием внутри своей сети (один из успешных проектов — внутренний шеринг для нидерландского автогиганта VDL Groep) или между ближайшими конкурентами. Последняя возможность пользуется неожиданным спросом: так, с помощью платформы Werflink строительные компании Бельгии арендуют друг у друга оборудование, материалы, склады, совместно заполняют грузовые отсеки судов.
Лаури Цварт подчеркивает, что шеринг вносит огромный вклад в строительство экономики замкнутого цикла: используя мощности на все сто, компании не только экономят средства, но и более разумно расходуют материалы и энергию, снижая негативное воздействие на окружающую среду. «Мы надеемся, что b2b-шеринг в ближайшие годы будет расти экспоненциально, — отмечает Цварт. — Чтобы перейти от линейной экономики к экономике замкнутого цикла, необходимо двигаться от владения к доступу. Это позволит более эффективно использовать те ресурсы, что у нас есть, вместо того чтобы все время что-то производить и покупать».
Здоровая конкуренция за больных
Одно из препятствий, сдерживающих развитие частной медицины, — высокая стоимость многих приборов. Арсенал, доступный большинству клиник, позволяет оказывать лишь самые востребованные услуги. Цена некоторых видов томографа, например, может доходить до 30−35 млн руб., а нужны они далеко не каждому пациенту. Сократить время окупаемости инвестиций на порядок позволяет шеринг такого оборудования. Подобную услугу предлагает, например, запущенный в 2013 году американский сервис Cohealo, который позволяет клиникам отслеживать загрузку техники друг у друга и в случае необходимости отправлять своих врачей и пациентов пользоваться техникой конкурентов. Компания привлекла более $12 млн инвестиций.
Екатеринбургская «Техномедика» (работает под брендом «Мед-шеринг») решила идти к потребителю напрямую: компания предлагает обычным людям арендовать технику, которая может понадобиться им один или всего несколько раз в жизни, — фототерапевтические облучатели для лечения желтухи новорожденных, а также аппарат для замера уровня билирубина. Желтуха новорожденных — заболевание, от которого младенец может страдать две-четыре недели: в силу особенностей физиологии его организм может не выводить пигментное вещество билирубин. Помочь справиться с недугом позволяет облучение светом. Процесс несложный, но чтобы наладить его в домашних условиях, требуется купить облучатель за несколько тысяч рублей. А когда малыш выздоровеет — вероятно, убрать в кладовку, до следующего ребенка.
Избежать ненужной покупки как раз и предлагает компания. Аренда облучателей стоит от 350 руб. в сутки. «Ежедневно в Екатеринбурге рождаются около 30 детей, примерно 20 из них нуждаются в фототерапии, — рассказали РБК в «Техномедике». — К нам обращаются частные лица по рекомендациям врача. Мы работаем с ближайшими городами, но не дальше 50 км от Екатеринбурга». Бизнес перспективный, но продвигать его сложно. «Яндекс» считает, что это оказание медицинских услуг, и требует соответствующие сертификаты», — отмечают в компании.
Постоянный временный персонал
Сфера, в которой шеринг собирается произвести настоящий переворот, — это рынок временных сотрудников. Начиная с 2014 года компании выводили за штат работников, чьи услуги не нужны на постоянной основе. Такие сотрудники превратились в своего рода «новых крепостных»: с одной стороны, их труд оплачивается сдельно, с другой — они по-прежнему зависят от своих работодателей. Улучшить положение этих людей собирается сразу несколько b2bсервисов, подбирающих персонал для проектной занятости.
Один из них — Lima, который позволяет компаниям подбирать временных сотрудников, в частности, для ивент-индустрии — выставок, конференций, промоакций и т.п. «Для компаний выгоды от шеринга персонала очевидны: нет необходимости создавать отделы, занимающиеся наймом и оформлением сотрудников. Кроме того, компания не платит за них налоги, а это большая экономия, — рассказывает РБК основатель и гендиректор Lima Владимир Сердюков. — Шеринг особенно выгоден для компаний из нишевых сегментов, которым сотрудники нужны для выполнения конкретных задач, а также клининговым компаниям, логистическим фирмам и ретейлерам, которым требуются работники складов и грузчики».
Обычно такие компании собирают базу внештатных сотрудников, чьими услугами пользуются по мере надобности. Однако последним не очень-то выгодно сидеть в ожидании звонка от работодателей. Спасти от этого могут маркетплейсы, где потенциальные сотрудники регистрируются сами и предлагают свои услуги сразу множеству компаний. «Наша площадка была запущена в октябре 2019 года, уже пошли первые заказы, — рассказывает Сердюков. — Так, нанятые через платформу сотрудники работали промоутерами на международной выставке индустрии питания и гостеприимства «ПИР Экспо 2019».
По словам предпринимателя, такой вид занятости лучше соответствует психологии миллениалов, которые не хотят сидеть на одном месте. «Человек может постоянно быть временным персоналом — подрабатывать на разных проектах, используя такие площадки, как Lima, в свободное от основной работы время, например в выходные, — отмечает Владимир Сердюков. — На нашей площадке люди могут указывать предпочтительный интервал работы. Для заказчика это тоже понятная модель: они платят только за отработанные сотрудником часы. Он заключает договор оферты на оказание услуг с площадкой, которой перечисляет оплату, а мы затем передаем суммы самим работникам».
Уберизация рынка труда стала возможной благодаря тому, что сами компании становятся цифровыми. «Сегодня не всегда есть необходимость в том, чтобы конкретный работник сидел за определенным столом, — отмечает Сердюков. — Некоторые подразделения, такие как call-центр или отдел дизайна, можно создать виртуально, набрав туда людей из разных частей мира. После завершения работы над проектом эти отделы можно просто закрыть». Компаниям неизбежно придется сокращать и площади офисов — это еще один фактор, заставляющий их делать выбор в пользу временного персонала.
Главным препятствием к переходу на такой вид занятости предприниматель называет нежелание россиян регистрироваться в качестве самозанятых — это обязательное требование для тех, кто ищет подработку на платформе Lima. «Россия — страна низкой налоговой культуры, здесь все еще сильно недоверие к государству и налоговым органам», — отмечает он.
Сиделка не сидит на месте
Шеринговые платформы для поиска персонала приходят и в сферу ухода за пожилыми и больными людьми. В России эту нишу осваивают онлайн-сервисы подбора сиделок, такие как «Близкие.ру» и «Помогуру». Запустившая вторую платформу компания Senior Group оценивает емкость рынка услуг по уходу за пожилыми людьми в одной только Москве в 50 млрд руб. «Помогуру» — это сервис не только для частных лиц, — рассказал РБК управляющий директор платформы Дмитрий Романов. — Сервис рассчитан и на сотрудничество с пансионами, клиниками, благотворительными фондами. Сейчас мы работаем с двумя фондами — «Память поколений» и «Артист». Планируем работать с больницами, уже есть контакты».
В запуск проекта и его маркетинг Senior Group уже вложила около 9 млн руб. Потратив дополнительные 20 млн на автоматизацию сервиса и анализ рынка, она собирается к лету 2020 года привлечь сотни клиентов, а через три года достичь отметки в 10 тыс. активных клиентов в месяц. При среднем чеке 50 тыс. руб. за тот же период это даст месячный оборот 500 млн руб.
Так же, как и в случае с Lima, сиделка и клиент заключают договор не между собой, а с сервисом. Он берет на себя роль регулятора и контролирует качество оказываемых услуг — проводит проверку сиделок на наличие необходимого опыта. Берет на себя «Помогуру» и обучение работниц. Сейчас база подготовленных сиделок сервиса насчитывает более 500 человек, каждый месяц она увеличивается на 100 специалистов.
Основатели сервисов по найму персонала считают, что превращение шеринговых платформ в новый крупный (если не доминирующий) тип работодателей — неизбежный тренд. «Тенденция к шерингу и проектной занятости персонала хорошо заметна в ИТ-сфере, — отмечает Владимир Сердюков. — Все больше людей работает в виртуальном пространстве и на временной основе. Еще одна большая сфера — это HoReCa, то есть отели, рестораны, кафе. Особенно это касается сезонной работы на курортах. Но и в целом рынок услуг будет двигаться в сторону шеринга персонала».