В ОАЭ появился первый в мире министр по ИИ — Омар Султан Олама

РБКBiznes

Министр магИИ

Автор: Максим Момот

Фото: DR

Согласно прогнозу PwC, использование искусственного интеллекта (ИИ) может добавить к ВВП планеты дополнительные $15,7 трлн уже до 2030 года. Главную выгоду от развития этих технологий, по оценкам аналитиков, получат Китай и США. Тем не менее первый в мире министр по ИИ появился совсем в другой точке планеты: в 2017 году подданный ОАЭ Омар Султан Олама занял пост, специально созданный для реализации принятой в стране масштабной стратегии по развитию этого направления.

Правительство ОАЭ строит план долгосрочного развития ни много ни мало до 2071 года, когда будет отмечаться столетие государства. Зачем понадобилось новое министерство и нужно ли оно в других странах?

Задача на перспективу

Страны с сырьевой экономикой обычно уверенно смотрят в будущее. Тем удивительнее пример Объединенных Арабских Эмиратов, где, похоже, осознали, что нефть не будет кормить страну вечно. ОАЭ — один из лидеров арабского мира по внедрению искусственного интеллекта, поскольку там есть необходимая инфраструктура и квалифицированные сотрудники — это два основных фактора, влияющих на скорость процесса, подчеркивается в докладе PwC.

Впрочем, цели, обозначенные в стратегии развития ИИ, в основном связаны не с экономическими достижениями, а с повышением эффективности работы правительства и улучшением жизни граждан — снижением числа автоаварий, борьбой с хроническими и опасными заболеваниями, повышением качества образования (при одновременном снижении издержек на него).

Одна из главных функций нового министра — привлечение в страну иностранных компаний, работающих над ИИ-решениями. Рынок страны интересен, в частности, китайским компаниям, которые занимаются медицинской диагностикой. Весной 2019 года министр запустил инициативу Think AI, которая должна ускорить внедрение технологий искусственного интеллекта. В стране уже реализуется ряд проектов в этой области. Например, в школах Абу-Даби тестируется модель преподавания с использованием образовательной платформы на основе ИИ, которая помогает адаптировать каждый урок под конкретного ученика. В эмирате Дубай IBM помогла открыть лабораторию по исследованиям ИИ. Предприниматели страны могут задать вопрос сервису искусственного интеллекта Saad, который дает советы, связанные с ведением бизнеса, — например, как правильно зарегистрировать компанию и лицензировать продукты.

В 2017 году в Дубае появился робот-фармацевт, подбирающий лекарства по рецепту врача, причем никаких бумажных рецептов он у пациента не требует — все нужные данные роботу поступают прямо с компьютера доктора. Агентство здравоохранения Дубая использует ИИ и для выявления заболеваний — нейросеть, которую обучили на тысячах снимков глазного дна пациентов, теперь может самостоятельно определять поражение сетчатки глаза.

Среди других проектов — система распознавания лиц в аэропорту Дубая, которая используется для поиска преступников. Авиационное ведомство страны работает над проектом использования ИИ в управлении воздушным движением. Планируется, что четверть транспорта в ОАЭ станет беспилотной уже к 2030 году, причем предполагается использовать и беспилотные летающие такси.

Разумные траты

В разных частях света используют свои механизмы развития ИИ. Китай, рассчитывающий стать лидером в этой сфере к 2030 году (по некоторым показателям эта страна, впрочем, уже лидирует), вкладывает в передовые технологии колоссальные средства. Так, один только город Тяньцзинь сейчас создает фонд в размере $16 млрд для развития ИИ. Городские власти Пекина планируют вложить $2,1 млрд в создание технопарка, который займется коммерческим применением алгоритмов и нейросетей.

США и страны Европы в основном полагаются не на обширные траты из бюджета, а на частные компании, которые успешно привлекают инвестиции. В проекте федерального бюджета на 2020 год президент США Дональд Трамп запросил на исследования в этой области, не связанные с военными программами, $1 млрд. При этом в 2018 году компании, занимающиеся ИИ, привлекли в несколько раз больше частных средств — $5,4 млрд. Правительство в основном занимается тем, что убирает барьеры для компаний. Например, оно намерено смягчить регулирование, связанное с разработкой беспилотных автомобилей и дронов — и это несмотря на то что многих американцев шокировал первый в мире смертельный инцидент с беспилотным автомобилем Volvo в Аризоне в марте 2018 года.

Хотя бюджеты западных стран и поскромнее, чем у Китая, амбиции есть и у них. Президент Франции Эмманюэль Макрон, представивший стратегию в области развития ИИ в марте 2018 года, заявил о выделении на проекты €1,5 млрд и своем намерении превратить свою страну в лидера в этой области.

Робот без портфеля

Представители российских компаний, имеющих отношение к искусственному интеллекту, чаще всего считают необходимой господдержку этого направления. «ИИ-проектам в здравоохранении и медицине необходимы дополнительные финансовые ресурсы или гарантированные государством возможности для проведения серьезных исследований, которые есть у «бигфармы», но отсутствуют у разработчиков», — рассказали РБК в ассоциации разработчиков и пользователей ИИ в медицине «Национальная база медицинских знаний» (НБМЗ).

Функции, которые могло бы взять на себя министерство искусственного интеллекта, в России разделены между РВК, Национальной технологической инициативой (НТИ) и «Сколково», отмечает директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Негодяев. «Большие объемы грантового финансирования идут через Фонд содействия инновациям и фонд «Сколково» в рамках национальной программы «Цифровая экономика», действует инвестфонд НТИ», — говорит эксперт.

Отдельное министерство по ИИ в России, наверное, не нужно, считает руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» фонда «Сколково» Павел Кривозубов. «Но в целом необходим какой-то орган, занимающийся поиском новых тематик, помощью в реализации имеющихся проектов», — рассуждает он.

Отставание России от США и Китая в этой области огромно. «Размер российского рынка — в среднем 1–2% от мирового, в зависимости от сегмента экономики, — подчеркивает Сергей Негодяев. — В Америке много решений, основанных на ИИ, поскольку рынок там больше и уровень конкуренции выше. При этом в России есть наработки в крупном сельском хозяйстве. Хорошо обстоят дела в медицине, образовании».

Коммерческие разработки есть, но востребованы слабо. По словам Негодяева, главный вызов состоит в том, чтобы преодолеть консерватизм потребителей, которые пока не вполне доверяют решениям, основанным на использовании ИИ. Акционеры и менеджмент, особенно в консервативных отраслях, таких как сельское хозяйство, строительство и промышленное производство, не готовы брать на себя риски.

«Если сделать 20 внедрений при поддержке государства, рассказать о них на конференциях, тогда остальные игроки на рынке увидят, что такие технологии работают, дают экономический эффект, — отмечает Сергей Негодяев. — Самое тяжелое — сделать первые три продажи».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Дар речи Дар речи

Слово материально. Им можно убить или исцелить, осчастливить или опозорить

Вокруг света
Нет у революции конца Нет у революции конца

Новый индустриальный переворот будет серьезно отличаться от всех предыдущих

РБК
Зеленые человечки Зеленые человечки

Экологичный дом с садом на крыше, террасами и бассейнами с дождевой водой

AD
Карманные банки Карманные банки

Кто переносит в простые смартфоны сложные финансовые инструменты

РБК
Ким Фурнэ: «Люди не хотят переплачивать банкам» Ким Фурнэ: «Люди не хотят переплачивать банкам»

Почему от развития финансовых технологий выиграют прежде всего бедные страны

РБК
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Дивный новый мир Дивный новый мир

Ресторанный критик Александр Сысоев рисует гастрономическую картину будущего

AD
Торквемада: «молот еретиков» Торквемада: «молот еретиков»

Для одних — безумец и садист, а для других — великий государственный деятель

Дилетант
Чай по-менделеевски Чай по-менделеевски

Кулинарные истории

Наука и жизнь
25 женщин-CEO 25 женщин-CEO

Список наиболее успешных руководительниц компаний российского бизнеса

РБК
Королевское собрание Королевское собрание

Телеведущая и блогер Милана Королева показала свои сокровища

AD
Квартира возрождения Квартира возрождения

Убитая коммуналка оказалась удивительной квартирой с альфрейными росписями

Seasons of life
Творцы невидимого фронта Творцы невидимого фронта

Чтобы встретить сказочных существ, отправляйтесь в Исландию

Вокруг света
Кризисное управление Кризисное управление

О плавании первой русской антарктической экспедиции 1819–1821 годов

Вокруг света
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Георг, сад, Барселона Георг, сад, Барселона

Барселонская квартира с прямыми отсылками к Гауди и модерну

AD
«Мы свидетели нового дополненного мира» «Мы свидетели нового дополненного мира»

Подборка высказываний футурологов и предпринимателей об Индустрии 4.0

РБК
Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
Как укрепить бренд и завоевать пассажира Как укрепить бренд и завоевать пассажира

Конкуренция требует от перевозчиков новых идей по повышению узнаваемости бренда

РБК
Шалость удалась Шалость удалась

В квартире дизайнера Дага Мейера поселились образы и воспоминания из его детства

AD
Борис Пиотровский: «Я помню его высокий рост и сильный голос» Борис Пиотровский: «Я помню его высокий рост и сильный голос»

Внук директора Эрмитажа Бориса Пиотровского унаследовал от деда культурный код

Seasons of life
Малышка на миллион Малышка на миллион

Самая богатая девушка в мире Кайли Дженнер показала свой дом в Лос-Анджелесе

AD
Внутренняя энергия Внутренняя энергия

Общая рублевая выручка 200 частных компаний за год увеличилась на 22,2%

Forbes
Лондон, гуд‑бай Лондон, гуд‑бай

Декоратор Ираклий Зария оформил таунхаус в Лондоне

AD
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Складная женщина Складная женщина

Елена Бондарчук строит отличные склады

Forbes
Агенты вливания Агенты вливания

Санкции ужесточаются, но бизнес иностранных компаний в России растет

Forbes
Цвет земли Цвет земли

Berberlodge — больше похожий на крошечную деревушку, чем на отель

Seasons of life
Привет из будущего Привет из будущего

Даниэль Либескинд рассказал о мебельном дизайне и архитектуре будущего

AD
Открыть в приложении