Борьба с «врагами народа»
От древнеримских проскрипций до наших дней
Кто такие «враги народа» и когда с ними велась наиболее последовательная и беспощадная борьба? При ответе на эти вопросы в памяти всплывают массовые политические репрессии советского периода и зловещая календарная дата, ставшая их своеобразным символом, — 1937 год. Однако так называемые враги народа подвергались репрессиям задолго до становления советской власти. Их безжалостно уничтожали и в охваченной революционными бурями Франции конца XVIII столетия, и во времена заката Римской республики. Очень многие дороги ведут в Рим либо из Рима. Борьба с врагами народа берёт своё начало тоже там.
Речь в этой статье пойдёт исключительно о расправе с теми, кого именовали «врагами народа». Правда, иногда этот политико-юридический термин латинского происхождения в русском переводе может звучать ещё и как «враг общества», «враг отечества» и даже «враг государства». Различия между ними в данном случае не столь значительны. В рамках излагаемого мною ими можно пренебречь.
Латинское юридическое понятие hostis publicus («враги народа», «враги общества»)1 появилось в политическом лексиконе Древнего Рима не для красного словца; оно несло в себе богатую смысловую нагрузку и отвечало целому ряду строгих логико-семантических требований. Начну со второго элемента этого понятия — слова populus («народ»). Чтобы обрести собственных врагов, он должен обладать самостоятельной субъектностью, то есть быть субъектом правовых и политических отношений. В деспотических государствах Древнего Востока, существовавших одновременно с античной Римской державой, понятие «враг народа» появиться не могло. В Римской республике её народ — populus Romanus — выступал не просто самостоятельным, но высшим государственно-правовым субъектом, носителем верховной государственной власти.