Дивный новый мир
Ресторанный критик и автор популярного телеграм-канала Александр Сысоев рисует гастрономическую картину мира будущего
После роста курсов евро и доллара и снижения заработных плат летать каждые выходные в Европу стало по‑настоящему дорого. Из всех доступных ежедневных развлечений (помимо искусства, конечно) остались лишь рестораны, которые стали открываться и чуть ли не формировать городской ландшафт. Появилось сначала много мест “как там”, потом микрорайоны “как там”, а потом незаметно произошел квантовый скачок — и вот мы уже в Европе озираемся и ищем места, как в Москве. С таким же дизайном, таким же сервисом и такой же атмосферой. Пора признаться: наш средний ресторан гораздо лучше любого среднего ресторана за границей.
Особый бум был два года назад: участники The World’s 50 Best Restaurants, лидеры White Guide Nordic прилетали в столицу чуть ли не каждую неделю. Гастроли шефов со звездами Michelin параллельно с гастролями легенд и сверхновых — москвичи стали интересоваться и региональными героями, и вот уже лучшие из Сочи, Ростова и Новосибирска давали очередные ужины в две, четыре, сорок четыре руки. Это, конечно, подошло к концу: люди продолжают ходить в рестораны, но уже все чаще чтобы встретиться с друзьями или просто поужинать.
Да, количество гостей стало больше (тут можно сказать и о росте культуры еды вне дома, в том числе и благодаря всевозможным фестивалям, крупнейшим из которых стал Российский ресторанный фестиваль в тридцати городах). Да, чеки снизились. Началась борьба за гостя, в которой побеждают две силы: условные гении, чьи проекты всегда собирают людей даже без рекламы (но стоит отметить, что некоторые такие проекты отбиваются годами, а некоторые до сих пор не отбили инвестиции), и математики-визионеры, которые знают, как пользоваться технологиями.