Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли»
В интервью РБК генеральный директор ПАО «МегаФон» Геворк Вермишян рассказал о том, что, по его мнению, лежит в основе Четвертой промышленной революции, какие отрасли являются ее локомотивами, когда в России будет запущено пятое поколение мобильной связи и как технически это может быть реализовано
Геворк Вермишян родился 24 ноября 1978 года в Ереване. В 2000 году закончил Финансовую академию при правительстве РФ, факультет «Международные экономические отношения». Вермишян возглавляет «МегаФон» с 14 ноября 2018 года. В компанию он пришел в 2011 году на должность финансового директора, с 2017 года занимал пост исполнительного директора. С 2007 по 2011 год курировал блок корпоративных финансов в АФК «Система».
РБК Главная тема этого номера журнала — Индустрия 4.0. Как, на ваш взгляд, Четвертая промышленная революция изменит наш мир в ближайшей перспективе?
Г.В. Все промышленные революции оказывали влияние на развитие экономики, кардинально меняли рынок труда и общество в целом. В основе Четвертой промышленной революции — цифровая трансформация. Новые потребительские тренды, рыночная ситуация и регуляторные изменения стимулируют компании развиваться, искать новые бизнес-модели.
Приведу в пример «МегаФон». Мы больше не классический игрок телеком-отрасли и поставщик связи. Это наш предыдущий шаг развития, давно пройденный минимум. Теперь в основе стратегии нашей компании — цифровые потребители и их потребности. Мы запускаем решения в сфере финтеха, видеоконтента, интернета вещей. Это продукты для частных клиентов, предприятий и компаний практически из всех отраслей экономики, включая даже сельское хозяйство и переработку мусора, муниципалитетов и региональных властей. Мы объединяем технологии и создаем целую экосистему продуктов для наших клиентов.
РБК Какую роль играет 5G в новой промышленной революции?
Г.В. 5G — это возможность передавать огромные объемы данных практически неограниченному числу абонентов со скоростью от 1 Гбит/с и минимальным откликом. На квадратном километре к сети может быть подключено до миллиона устройств. По прогнозам, только к интернету вещей в 2020–2021 годах подключат от 28 млрд до 50 млрд гаджетов — по шесть устройств на каждого жителя планеты.
Это вызов для всей отрасли и конкретно для нас, и мы его приняли. Ведь 5G позволит внедрить перспективные технологии: беспилотный транспорт и телемедицину, интернет вещей, виртуальную и дополненную реальности. Важно уделять внимание и сценариям для массового рынка, и технологиям для отдельных отраслей.
Мало кто помнит, как на заре внедрения 4G, еще десять лет назад, никто не думал, что сможет вызывать такси через смартфон или смотреть сериалы в метро. Новые стандарты и скорости передачи данных — это основа Четвертой промышленной революции. И телекоммуникационная отрасль — локомотив цифровой экономики любой страны. Чем раньше государство получает доступ к новому стандарту связи, тем быстрее начинают развиваться другие связанные отрасли. Это в конечном итоге скажется на увеличении ВВП. Сейчас вклад цифровой экономики в ВВП России составляет 5%, а в странах Европы, США, Японии и Южной Корее приближается к 10%.
РБК Расскажите о проектах 5G, которые уже реализуются в России и мире.
Г.В. По данным GSMA Intelligence, уже 147 операторов в 72 странах провели тестирование 5G. Всего на сегодня развернуто 35 коммерческих сетей 5G в 20 странах мира, включая Финляндию, Южную Корею, Китай, США, Великобританию и Германию. Они впереди, потому что государства оказали им регуляторную поддержку, например заблаговременно расчистили нужные для стандарта диапазоны. В нашей стране этот вопрос пока остается открытым. В России основной этап внедрения стандарта 5G должен завершиться к 2024 году.
Несмотря на это, «МегаФон» с 2016 года тестирует возможности сетей пятого поколения. Например, на чемпионат мира по футболу мы предоставили первый беспилотный «КамАЗ», возивший болельщиков в тестовой зоне 5G. Летом 2019 года мы совершили первый международный видеозвонок в 5G. А в конце августа провели киберcпортивный турнир по Dota2 в «Москва-Сити», где игру не нужно было устанавливать на компьютеры — она работала из «облака». Эта технология позволяет пользователю с обычного компьютера, ноутбука или смартфона подключаться к удаленному серверу, где происходит обработка сложной 3D-графики. Полученное изображение с минимальными задержками передается пользователю по сети 5G. В итоге абонент получает высокий уровень качества 3D-игр, при этом ему не нужно покупать дорогой игровой ПК.
РБК Какие ваши прогнозы по развитию 5G в России? Как может быть решена проблема с выделением частот?
Г.В. Говорить о коммерческом внедрении можно будет только после регуляторного закрепления нового стандарта связи и выделения частот. «МегаФон» и «Ростелеком» создали совместное предприятие, чтобы вместе вести переговоры с регулятором. Было выработано несколько вариантов освобождения частот 3,4–3,8 ГГц для сетей пятого поколения. Одно из предложенных решений предполагает географическое перемещение наземных станций спутниковой связи, которые сейчас используют указанный диапазон, за пределы крупных городов. Такой вариант в данный момент рассматривается в ведомствах.
Опыт тестовых зон и пилотное оборудование позволили нам изучить технические возможности сети, сформулировать рекомендации по использованию частотного спектра. В диалоге с государством и другими операторами, я думаю, нам удастся добиться результатов в запуске 5G.
РБК Достаточно ли инвестиций в 5G от операторов или же драйвером развития этой технологии должно стать государство?
Г.В. Участие государства необходимо в регулировании вопроса выделения частот и их расчистке для внедрения стандарта. Остальное — задача операторов и рынка. Государство будет пользователем 5G в процессе внедрения цифровых проектов в экономике, управлении, медицине и других сферах.
РБК Много ли заработают операторы после реализации технологии 5G в сфере b2c? Или если говорить о монетизации, то это исключительно b2b-сектор?
Г.В. Вопрос не в деньгах, важно другое. Идем ли мы в ногу с прогрессом, в то время как другие страны уже строят или начинают разворачивать коммерческие сети 5G? Цифровизация промышленности и городской инфраструктуры, здравоохранения и образования, энергетики и ЖКХ, транспорта и безопасности зависит от того, когда мы сможем запустить сеть нового поколения.
РБК Если 5G не запустят в России, что тогда? Мы сильно отстанем от Запада?
Г.В. Не только от Запада, но и от Востока. Например, Египет и ЮАР уже рассматривают вопрос строительства сетей 5G.
РБК Ведете ли вы работу со стартапами?
Г.В. Для работы с инновационными компаниями и стартапами в прошлом году мы создали «технологическую песочницу», позволяющую нам быстро отбирать новые ИТ-решения и запускать на них пилоты внутри компании. Отсмотрено больше тысячи идей, запущено более 40 коммерческих пилотов, часть уже перешла в промышленное масштабирование.
«МегаФон» активно поддерживает талантливую молодежь и вовлекает ее в мир технологий, участвует во внешних мероприятиях, по итогам которых мы приглашаем ребят на работу в компанию. Через конкурс «Цифровой прорыв», разнообразные хакатоны, кейс-сессии. Например, мы открыли 5G-лабораторию на базе Санкт-Петербургского государственного университета, набор в которую доступен для всех студентов и выпускников вуза. В ней разработчики и менеджеры уже начали работать с полноценным оборудованием 5G и понимают, какие возможности оно открывает. Только в техническое оснащение этого проекта мы вложили 20 млн руб.
РБК «МегаФон» сейчас инвестирует в проект по строительству подводной высокоскоростной оптической линии, которая соединит Хельсинки и Токио, так называемый Арктический кабель. В результате он соединит три континента, на которых проживает около 85% мирового населения, обеспечив их высокоскоростной связью. Какое значение имеет этот проект для развития передовых технологий в мире?
Г.В. Мы гордимся этим проектом — это будет магистраль с самой быстрой скоростью передачи сигнала. Сейчас идут переговоры с партнерами, юридические согласования и консультации. Ведь мы планируем не только проложить кабель между континентами, но и обеспечить связью российскую Арктику, дать отводы для максимально большого числа потребителей, включая малые народности севера.
РБК Как вы используете big data в своей работе? Для реализации каких ваших проектов и продуктов нужен анализ больших данных?
Г.В. Использование big data позволяет наполнить привычные продукты и решения новыми смыслами. В масштабе компании — анализировать поведение и предпочтения клиентов и предлагать им полезные продукты. В масштабе города — оценивать потоки городского движения и трафика горожан. На ПМЭФ «МегаФон» анонсировал проект «Цифровой двойник» для Кронштадта. Модель объединяет собранные из самых разных источников данные, которые необходимы для правильного планирования городской жизни и управления муниципалитетами. Такие системы помогут в ближайшем будущем прогнозировать рост населения, учесть его будущие потребности, определить оптимальные модели строительства, планы создания социальной и транспортной инфраструктуры. На цифровой модели можно проводить любые эксперименты по преобразованию городской среды, а на основе полученных данных принимать решения и воплощать проекты в жизнь.
РБК К началу учебного года вы запустили новый сервис «МегаФон Образование», который дает возможность не только расширить свои знания, но и даже получить новую специальность. Как вы думаете, поможет он пользователям адаптироваться к новым условиям, когда многие профессии станут ненужными?
Г.В. Онлайн-образование — это тренд, этот рынок будет становиться больше, мы не можем его игнорировать. «МегаФон Образование» — это возможность расширить свои знания в формате «здесь и сейчас», повысить квалификацию, получить новую специальность по таким популярным направлениям, как ИТ, маркетинг, менеджмент и финансы. Сервис интересен студентам и деловым людям, которые ищут дополнительные знания. После обучения выдается сертификат об окончании курса, а лучшие слушатели получат возможность пройти стажировку в группе компаний «МегаФон» или у партнеров сервиса и устроиться на работу.