Заповедные люди
Они неделями бродят по глухой тайге в камуфляже, с автоматами и тяжелыми рюкзаками, спят в снегу в 40-градусный мороз и спасают тысячи животных от браконьеров. Все это сотрудники Саяно-Шушенского заповедника делают явно не ради зарплаты в 15 000 рублей. Зачем же?
Саяно-Шушенский заповедник. От места ссылки Ленина — сотня километров, почти столько же до самой мощной ГЭС в России. А дальше дикая тайга, горы, поросшие непроходимым лесом. Когда-то в этих глухих местах горы были высокими, а ручейки, сбегающиеся к седому Енисею, мелкими. Потом решили строить гидроэлектростанцию и запереть могучую реку между скал, тогда притоки стали полноводными, а сам Енисей поднялся на 40 метров, затопив солнечные лужайки и подножия Саянских хребтов, где любили гулять лисы и росла гигантская земляника. Зверью пришлось уходить в горы. «Говорят, у нас снежный барс, высокогорное животное, обитает слишком низко, — рассказывают сотрудники заповедника, — но вообще-то барс живет где ему положено, просто вода поднялась высоко». Заповедник — следствие ГЭС: его организовали, чтобы посмотреть, как поведет себя природа в зоне затопления, когда будет меняться климат.
Чтобы попасть на один из шести кордонов (сторожевых постов), нужно плыть 10 часов на катере, по реке, усеянной бревнами, похожими на обглоданные кости. Этим зализанным волнами стволам больше полувека, но до сих пор они носятся по бескрайним просторам Енисея. Говорят, даже на дне в некоторых местах деревья стоят, как вертикальные водоросли, поэтому наш корабль идет строго по центру реки, не сбиваясь с фарватера.
На звериной тропе
Сегодня мы, участники экспедиции фонда Notivory, защищающего и восстанавливающего популяции исчезающих видов животных, вместе с сотрудниками заповедника выходим в рейд по поиску браконьеров и их капканов. Еще проверим фотоловушки, установленные с помощью фонда. В противоклещевых костюмах продираемся сквозь заросли. Руки исцарапаны колючками, со всех сторон атакуют комары, кажется, по всей тайге стоит их заунывный звон. Дождь хлещет в лицо, ползешь круто в гору и соскальзываешь, через час дождевик начинает мешать, внутри становится душно, как в сауне. Лучше уж промокнуть до нитки.