Кризисное управление
История вымышленного капитана Врунгеля и его яхты «Беда» напоминает плавание первой русской антарктической экспедиции 1819–1821 годов.
В гавани Кронштадта собралась толпа, как на праздник. Шлюпы «Восток» под командой Фаддея Беллинсгаузена и «Мирный» под началом Михаила Лазарева отплывали в кругосветную экспедицию. Глава Морского министерства маркиз Иван де Траверсе провожал корабли на собственной яхте. Руководитель экспедиции Беллинсгаузен разделял воодушевление команды «Востока», но на сердце у него было неспокойно. Капитан знал, что флагманское судно некачественно построено и плохо подготовлено к плаванию за полярным кругом. Но приказ есть приказ.
Первая русская антарктическая экспедиция, 1819–1821 гг.
Март — июль 1819 года
«Ошибки в построении»
Проект первой русской антарктической экспедиции утвердил император Александр I по совету мореплавателей Отто Коцебу и Ивана Крузенштерна. В начале XIX века Россия включилась в освоение Мирового океана, однако полярные широты все еще были неизученными и оставалась надежда на существование некоего южного материка. Экспедиции надлежало подойти как можно ближе к Южному полюсу с разных сторон. Крузенштерн писал в марте 1819 года: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас», — но считал нужным отложить экспедицию на год, чтобы подготовить как следует. Однако министр де Траверсе, торопясь исполнить монаршее пожелание, велел организовать ее как можно скорее. Приказ о назначении руководителем экспедиции Беллинсгаузена, служившего тогда на Черном море, был подписан 4 мая (здесь и далее даты по старому стилю. — Прим. «Вокруг света» ), в конце месяца капитан прибыл в столицу, а затем в Кронштадт — принимать корабли. Флагманское судно «Восток», построенное в 1818 году, не имело усиленной наружной обшивки, жизненно важной для плавания среди льдов. Беллинсгаузен жаловался на выстроенный из сырого соснового леса корпус, на излишне высокие мачты, из-за которых судно было чересчур валким. «Ошибки в построении происходят более от того, что корабельные мастера строют корабли, не быв никогда сами в море», — сокрушался капитан. Беллинсгаузен обвинял в изъянах конструкции Вениамина Стокке, английского инженера на русской службе, которому благоволил император. К тому же «Восток» б